ENG

Перейти в Дзен
В мире, Стартапы

Формула победы: Технологии меняют большой спорт

Проекты на основе «больших данных» покоряют мир: сегодня те позволяют выбрать расположение магазина или оценить недвижимость. Дошли они и до спорта. 

Пару лет назад английский футбольный клуб Премьер-лиги «Арсенал» вложил миллионы фунтов стерлингов в развитие собственного отдела аналитики Big Data. Чтобы отслеживать технику игры каждого футболиста, а также его взаимодействие с другими игроками, вокруг стадиона установили восемь камер. Сначала поступающие с них данные анализирует алгоритмическая система провайдера спортивной аналитики Prozone. Затем финальный отчет попадает к спортивным ученым, диетологам и медикам команды. Они оценивают физическое состояние футболистов, результат тренировок, обучения и последствия диеты. Но следящие за движениями камеры и скоростная съемка для замедленного воспроизведения, похоже, устарели. Пришло время «умных» датчиков, способных выжать еще больше производительности у спортсменов высшей лиги.

No pain, no gain

Выпускник факультета психологии Латвийского университета Янис Линде (Janis Linde) пробовал себя в разных профессиях. Он был журналистом и редактором, семь лет проработал продакт-менеджером в Tele2, дважды начинал бизнес — в сфере мобильных платежей и цифровом развлекательном контенте, но вскоре выходил из дела.

«Я не видел потенциала», — объясняет Линде.

Решение кардинально изменить свою жизнь пришло к нему, когда он после очередной попытки запустить бизнес снова оказался на офисной работе.

«Я понял, что много потерял в ряде моментов в жизни, — вспоминает он. — Я хотел свободы и стабильности, которые невозможно обеспечить наемным трудом».

На поиск стоящей бизнес-идеи Линде потратил несколько лет. Он действовал по учебнику — читал истории успеха известных людей, писал записки с целями, повторял их каждый день, изучал бизнес-форумы. Но идею «умных» датчиков, помогающих скорректировать траекторию движения спортсмена, подсказала собственная физическая боль.

«У меня врожденная проблема с правой ногой. Правую руку я травмировал, будучи ребенком, — говорит Янис. — Эти последствия в какой-то степени бросают мне вызов всю жизнь».

В 2015 году он познакомился с Атисом Херманисом (Atis Hermanis), который работал над своей диссертацией и хотел на практике применить знания в электронике и мобильных киберфизических системах. Линде попросил его помочь в дальнейшей разработке «умных» датчиков, чтобы создать уже готовый продукт. Прошел год, и латвийский стартап HackMotion вывел на рынок два устройства ­- датчик изменения угла наклона для гольфистов (крепится на запястье) стоимостью $499 и кинетический сенсор для стрельбы по мишеням за €700.

Чего хотят клиенты

В основе сенсоров HackMotion лежит популярная в игровой индустрии и кинематографе система захвата движений. Она записывает движения спортсмена, затем оцифровывает их и переносит на компьютерную модель в 3D. Наложенный поверх программный уровень анализирует траекторию движения тела или его конечностей и звуковым сигналом сообщает о предстоящей ошибке. Латвийские датчики можно сравнить с продвинутыми версиями популярных трекеров активности Fitbit. Разница в целевой аудитории — HackMotion позиционирует себя как продукт для профессиональных спортсменов и тренеров.

«Представьте себе фигуру, сделанную из палочек. Она скопирована с вашего тела, и вы можете реконструировать все движения в 3D, — Янис Линде поясняет суть технологии. — Так мы точно знаем, что делает ваше тело, суставы. Наша цель — помочь вам исправить форму/траекторию движения. Сейчас продукт заявлен как электронный помощник для тренеров, но в будущем некоторые учебные мероприятия будет проводить система, а не тренер».

В прошлом году стартап HackMotion попал в ТОП-100 самой большой конференции для малых высокотехнологичных начинающих компаний Северной Европы Slush. Он также прошел программы в Buildit Hardware Accelerator в Эстонии и акселераторе Startup Sauna в Финляндии. На полученные гранты и собственные сбережения общей суммой в €100 тыс. основатели проекта сумели наладить производство в Латвии (отдельные детали и схемы заказываются в Китае и Бельгии).

«Сначала производство должно быть рядом, — считает Линде. — Нет смысла переносить его в другую страну. С учетом расстояния, часовой зоны и культурных различий будет сложно решать возникающие проблемы. Об этом знает любой, кто запускает новые продукты».

Сейчас HackMotion принимает предзаказы на устройства (точный объем в проекте не раскрывают — ред.). Первые поставки датчиков запланированы на весну. В долгосрочной перспективе Яниса Линде интересуют рынки англоговорящих стран.

«Это, конечно, увеличивает нагрузку на службу поддержки клиентов, на работу с партнерами и органами власти, — добавляет предприниматель. — Однако только так можно масштабировать бизнес».

В планах у HackMotion — выпустить датчики для прыжков с парашютом, полетов в аэродинамических трубах, катания на сноуборде и даже верховой езды, а в 2019 году — расширить аудиторию и адаптировать продукты для массового потребителя.

«Мы уже протестировали прототипы для экстремальных видов спорта и получили удивительно хорошие результаты», — делится Янис.

В ожидании бума 

Система захвата движений известна с 90-х. В 2004 году с использованием этого метода (motion capture) были созданы первые спецэффекты в мультфильме «Полярный экспресс». Обычно эта технология применяется в компьютерной графике и кинематографе, чуть реже — в IoT: например, 3D-телевизорах.

«Она не новая, — соглашается Янис Линде. — Вы берете то, что работает, находите «боль», с которой сталкиваются ваши клиенты, и предлагаете решение».

Несмотря на то, что HackMotion первым в Прибалтике вывел VR-технологии за рамки развлекательной индустрии, на рынке США и Австралии проекту придется столкнуться с серьезными противниками.

Несколько лет назад похожий носимый датчик OptimEye разработала австралийская компания Catapult Sports. Он размером со спичечный коробок, устанавливается под майкой игрока на верхней части спины. В начинке сенсора есть все составляющие для сбора данных — акселерометр, магнитометр, гироскоп. При помощи специальных фильтров алгоритмическая программа оцифровывает движения в 3D-модель и определяет точное направление каждого удара или броска спортсмена. В кармане у Catapult Sports — контракты с десятками командами в НБА и НФЛ.

Другой игрок на поле «умных» технологий — Swingsmart. Компания предлагает датчик, анализирующий технику в гольфе. Устройство работает по аналогичным параметрам, что и HackMotion, только крепится не к телу спортсмена, а к клюшке для гольфа. Компания Solos тоже выпускает «умное» устройство ­- очки для велосипедистов. Надев их, спортсмен может через одноименное приложение отследить свою производительность и физическое состояние. С помощью звуковых сигналов очки также сообщают об отклонениях от маршрута или снижении скорости.

Несмотря на критику, новые технологии меняют большой спорт. Противники анализа данных часто заявляют, что технический прогресс уничтожает фундаментальный принцип спорта — на трассе или поле между собой должны конкурировать люди, а не технари в аналитической лаборатории. Но дни, когда спортивные события разворачивались исключительно на поле, прошли. Сегодня спорт — индустрия развлечений, и, чтобы получить в ней конкурентное преимущество, спортсмены держат армию тренеров, физиотерапевтов, психологов и готовы инвестировать миллионы в «умные» технологии. Они вряд ли заменят большой спорт — скорее приведут к более искусной игре на поле.

«Спорт будет полностью информационным, — соглашается Янис Линде. — Сегодня самая горячая тема — цифровое развлечение в прямом эфире, когда системы выводят на экран статистику, добавляют эффекты к игрокам в режиме реального времени и прочее. Скоро ниша автоматического коучинга тоже начнет быстро расти. Как только цены на датчики снизятся, их будут носить в обычной спортивной одежде и выкидывать, когда электроника отслужит свой срок. Мы, например, уже создали прототипы термобелья с электроникой. Системы хорошо работают, одежду можно стирать в машинке, она удобна и долговечна. Но мы отложили эту бизнес-идею и пока предлагаем более простые решения. Когда начнется гонка в нише «умной» одежды для массового рынка, у нас уже будет забронировано место».

Автор: Ольга Гриневич

Фото представлены HackMotion

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья