Более 680 млрд рублей было потрачено на подготовку и проведение футбольного чемпионата в России, по данным JLL. Из регионов, осчастливленных современной спортивной инфраструктурой, уже слышится стон о том, что наследство местным бюджетам не по карману, — совокупные затраты на год эксплуатации доходят до 6 млрд рублей. Как извлечь экономическую пользу из больших стадионов, обсуждали участники круглого стола «Эффективное экономическое развитие регионов после ЧМ-2018». Он проходил в рамках II Международной конференции по экономике футбола в Москве.
Имидж все
Председатель АНО «Организационный комитет «Россия-2018» и бывший вице-премьер Аркадий Дворкович считает, что экономический эффект от соревнования вторичен, на первом месте — имидж страны.
«У России теперь другая репутация, — подчеркивает Аркадий Дворкович. — Это даже важнее, чем рост ВВП. Многие теперь думают, что экономика России не так плоха, как она представляется, и Россия как страна теперь гораздо лучше воспринимается на востоке и на западе, гораздо ближе к реальности».
Генеральный директор Оргкомитета «Россия-2018» Алексей Сорокин уверен, что поскольку к ЧМ не было создано ничего избыточного, все в полной мере будет востребовано российскими гражданами. По его словам, города для размещения спортивной инфраструктуры подбирались таким образом, чтобы в них были действующие футбольные клубы. Четыре стадиона принадлежат городам, где уже есть операторы и конкретные планы дальнейшей жизни стадиона. Есть один частный стадион («Спартак») и семь, построенных в основном за федеральный счет, которые в течение 2019 года будут переданы регионам. На этих площадках предусмотрено все для организации не только спортивных, но и культурно-массовых мероприятий. 95 тренировочных площадок будут служить детско-юношеским спортивным школам.
Алексей Сорокин подчеркнул, что программа наследия была давно подготовлена Минспорта: первый драфт появился ещё три года назад — в основном он касался спортивной инфраструктуры.
Вопрос в том, смогут ли менеджеры на местах монетизировать объекты. Это задача в том числе и для футбольных клубов, которые будут базироваться на новых стадионах.
Болельщики созрели
Профессор Чикагского университета и Высшей школы экономики Константин Сонин считает, что в России пока только два футбольных клуба — «Спартак» и «Зенит» — в организационно-финансовом плане выступают на уровне европейских коллег: научились зарабатывать в дни проведения матчей. В Европе клубы уже прошли стадию джентрификации, в результате которой на футбол стала ходить другая публика, — средний класс и верхний средний класс, а просмотр футбольных матчей на стадионе превратился в семейный досуг. ЧМ ускорил этот процесс в России, задав высокие стандарты проведения соревнований.
Подобное уже несколько сезонов практикует столичный «Спартак», имеющий успешный опыт монетизации. По словам вице-президента клуба Наиля Измайлова, эксплуатационные расходы арены с лихвой окупаются только за счёт продажи билетов. Средняя посещаемость матчей на стадионе — 32 тысячи человек; в год на арене проводится 250-270 мероприятий, на которых клуб зарабатывает деньги.
«В России любят футбол. ЧМ позволил привлечь нецелевую аудиторию, которую надо удержать, но с болельщиками нужно постоянно работать — давать продукт, за который они с удовольствием заплатят — яркое зрелище, комфорт и безопасность», — говорит Наиль Измайлов.
Пива не хватает
Фактически режим наследия для спортивных объектов уже наступил: 17 июля, через два дня после финала ЧМ, начинается чемпионат России во второй футбольной лиге, где играют команды из Нижнего Новгорода, Сочи, Калининграда, Волгограда, Саранска… 28 июля стартует чемпионат России РФПЛ, то есть объекты не будут пустовать, но вопрос — будут ли они загружены по полной.
«Цифры с матчей клуба “Балтика”, самого популярного в футбольной национальной лиге, не вселяли оптимизма: в среднем на соревнования приходило 7900 зрителей. Видеть на трибунах в Астрахани 200-300 человек или в Воронеже, абсолютно футбольном городе, около 400 зрителей — это трагедия», — считает гендиректор ФК «Балтика», наследника нового стадиона в Калининграде, Теймураз Лепсая.
Однако чемпионат мира подстегнул интерес болельщиков. Перед проведением ЧМ «Балтика» участвовала в тестовых матчах на новых полях. Было разрешено продать на первый матч 15 тысяч билетов — и они были реализованы за один день. На второй — 22 тысячи билетов продали за три часа. На третий матч, который с турнирной точки зрения для клуба ничего не решал (при выигрыше или проигрыше команда все равно занимала пятое место), произошел солдаут.
«С финальным звонком последнего матча ЧМ, который прошел в Калининграде, в клубе начали обрываться телефоны, — сказал Теймураз Лепсая. — Звонивших интересовало два вопроса — как записать детей в футбольные школы и где купить клубную карту, которая является не просто абонементом на посещение матчей, но становится аналогом социальной карты в городе: по ней можно получать спецпредложения в магазинах, ресторанах партнеров».
Вместе с тем он посетовал, что у клубов нет возможности зарабатывать на продаже пива во время соревнований.
«На матче Хорватия-Нигерия было продано 60 тысяч кружек пива, при цене в 300 рублей — это 20 млн рублей выручки. Почему на ЧМ можно продавать пиво, а в другое время клубы лишили такого огромного заработка?»
Это не единственная претензия к властям. Первая домашняя игра «Балтики» должна произойти 22 июля, но на сегодня клуб не имеет юридического отношения к стадиону Калининграда, который даже не сертифицирован. Это один из общих организационных вопросов, которые необходимо прорабатывать в рамках программы наследия.
Президент России Владимир Путин заявил, что по окончании чемпионата власти утвердят план и правила наследования объектов чемпионата. Однако уже известно, что в Самаре (стоимость реконструкции стадиона — 18,9 млрд руб., ежегодное содержание — 500 млн руб.) и Екатеринбурге (стоимость стадиона — 13,1 млрд руб., ежегодное содержание — 367 млн руб.) рассчитывают на помощь федерального бюджета, в Нижнем Новгороде ждут иностранных инвесторов. Сочинский же «Фишт» станет новой ареной перебирающегося к морю петербургского «Динамо», принадлежащего Борису Ротенбергу.
Автор: Анна Орешкина