Прошедший на этой неделе в кампусе РАНХиГС юбилейный X Гайдаровский форум — наверное, самый авторитетный и, по крайней мере, самый резонансный научно-экономический форум России — был для всех, кому удалось на нем побывать, чрезвычайно любопытен и информативен. В частности, ход форума очень точно продемонстрировал несколько важных тенденций, которые воцарились и в отечественном экспертно-экономическом сообществе, и в среде занимающихся экономикой чиновников.
Игра закончилась
Прежде всего: экономисты, концентрирующиеся вокруг важнейших экспертных институций, уже не пытаются делать вид, что дают советы правительству. Вообще-то правительство не слушает советы «внешних» экономистов уже очень давно, но еще несколько лет назад, по крайней мере, поддерживалась игра: все делали вид, что советы ученых востребованы — они могли писать «программы». Теперь никаких стратегий никто не пишет, профессоров ни о чем не спрашивают. На встречах чиновников с экспертами — а Гайдаровский форум является, несомненно, крупнейшей площадкой таких встреч — чиновники информируют экспертов, как ведут дела в государстве. На этом общение заканчивается — только иногда происходят совместные дискуссии по техническим нюансам.
Планета бурь
Вторая важная тенденция заключается в том, что обеспокоенность кризисными явлениями в мировой экономке и зарубежных странах стала важнейшей составляющей нашей «идеологии», важнейшей темой разговоров в среде экспертов и чиновников. Поскольку на форуме не пытались обсуждать стратегию для России, важной темой стало сравнение ситуации в России с мировыми тенденциями, при этом эти тенденции неизменно оказывались негативными.
То, что зарубежные эксперты, отвечая на вопросы российских модераторов, находили в мировой экономике много неопределенности и много внушающих обеспокоенность явлений, — неудивительно. Куда любопытнее, как российские эксперты и в еще большей степени российские должностные лица «хватались» за эти факты, объясняя, что России очень тяжело жить на такой кризисной планете: так что не приходится удивляться, если экономический рост в России окажется не таким высоким — его тормозят внешние факторы.
На повестке — нацпроекты
Что касается экономического роста, среди экономистов — судя по выступлениям на разных сессиях форума — сложился консенсус: в ближайшие несколько лет добиться динамичного развития не удастся; в частности, не удастся добиться темпов, которые зафиксированы в майских указах 2018 года. Ну а в государственном управлении самым важным событием является запуск так называемых «национальных проектов» — новых программ, по которым средства федерального бюджета в размере 1,7 трлн рублей в год пойдут на благие цели: от благоустройства городов до увеличения рождаемости — обсуждение этого стало, может быть, главной темой всего Гайдаровского форума.
Вызовы для глобальной экономики
Обсуждению тревожных тенденций в глобальной экономике была в значительной степени посвящена пленарная сессия форума. Так, выступавший на ней заместитель премьер-министра Сингапура Тарман Шанмугаратнам заверил: глобальный кризис обязательно будет, если не создадут глобального порядка, ведь экономика глобальна, но нет механизма принятия глобальных решений, и национальные политики сегодня подрывают глобализацию. Почетный председатель Банка Греции Лукас Пападимос указал на замедление темпов мирового экономического роста, с чем не удастся справиться без реформ, стимулирующих глобальный спрос. Министр экономики и финансов Италии Джованни Триа заявил, что человечеству пока не удается справиться с новыми вызовами, такими как растущее неравенство, неприятие глобализации, новые мигранты, признаки новой холодной войны, растущее соперничество между КНР и США, возрождающийся протекционизм. Министр высшего образования Франции Фредерик Видаль выразила обеспокоенность глобальной нехваткой квалифицированных специалистов.
Мир нам мешает?
На этом фоне очень органично звучали высказывания министра экономического развития РФ Максима Орешкина о том, что мировая экономика не помогает экономике России — российской экономике приходится рассчитывать только на себя.
А на сессии, посвященной экономическому неравенству, эксперты объяснили, что в России и США крайне высокие, но при этом примерно одинаковые, уровни неравенства по доходам. Максим Орешкин сообщил, что неравенство формирует негативный политический фон и поляризацию в обществе; неравенство, сопровождаемое ростом стоимости медицинских и других социальных услуг, вынуждает власть искать виновных за границей, увеличивать международную напряженность, затевать торговые войны — не сразу слушатели поняли, что министр имеет ввиду исключительно США. Про Россию министр сказал, что у нас неравенство снижается. Вообще, выступая на многих сессиях, Максим Орешкин высказывался об обстановке в мире крайне мрачно, не забывая даже про аресты топ-менеджеров корпораций и выражая серьезную обеспокоенность ростом госдолга Китая и снижением рентабельности инфраструктурных проектов в КНР.
Первый зампред ЦБ Ксения Юдаева глядела на мир не так мрачно, но подтвердила:
«Мы живем в эпоху высокой нестабильности».
Наконец, сам премьер-министр России Дмитрий Медведев в своем выступлении на главной сессии подтвердил, что наша задача — научиться управлять в условиях беспрецедентной неопределенности; повестка становится все более одинаковой в разных странах, и эта повестка тревожная: рост протекционизма, необходимость постоянной модернизации инфраструктуры, рост неравенства, невозможность развивающихся стран влиять на правила мировой торговли, а тут еще и высокая волатильность криптовалют!
Вспоминая майские указы
Впрочем, мировая повестка для участников форума, может, была и не очень значима, поскольку в российском госуправлении сейчас происходит важнейший переворот — переход от выполнения майских указов 2012 года к выполнению майских указов 2018 года («майских указов 2.0»). Перемена эта очень существенна. Важнейшим последствием указов 2012 года стало требование к регионам повышать зарплату бюджетникам. Она действительно росла, что даже несколько понижало в России межрегиональное и прочее неравенство. Более того: по мнению высказывавшихся экспертов, повышение зарплаты бюджетников фактически заменяло в России нормальную адресную соцполитику — поэтому, как признала на форуме вице-премьер Татьяна Голикова, рост зарплат не препятствовал росту бедности. К тому же, чтобы повышать зарплаты, субъектам Федерации приходилось залезать в долги: с 2012 по 2018 гг. долг регионов более чем удвоился — вырос с 1,1 до 2,3 трлн рублей. Доля инвестиций в расходах региональных бюджетов падала. При этом средства федерального бюджета выделялись на различные региональные проекты только при условии довольно большого софинансирования со стороны регионального бюджета: обычно в размере 25%.
Указы 2.0
Теперь все иначе. Императив повышения зарплаты бюджетников перестает быть приоритетным. Федеральный центр занялся реструктуризацией долгов регионов, ограничив их права брать новые займы и наращивать бюджетный дефицит. Важнейшим приоритетом новой межбюджетной политики становится развитие инфраструктуры. Нацпроекты предусматривают выделение регионам и муниципалитетам 1,7 трлн рублей — 9,5% федерального бюджета за 2019 год, но требования софинансирования от регионов становятся минимальными: обычно менее 5%. Вместо софинансирования губернаторы должны брать на себя обязательства по увеличению качественных показателей, например повышение продолжительности жизни населения.
О том, что распределение огромных денег в сравнительно короткие сроки сопряжено с большими техническими и концептуальными трудностями и управление всей системой распределения слишком громоздко и сложно, на форуме говорилось довольно много. Но в благих целях нацпроектов — переоборудование школ, строительство новых детских садов и фельдшерско-акушерских пунктов, организация курсов профподготовки для женщин с детьми — никто не сомневался. Однако также никто не сомневался — все-таки это был форум экономистов, — что нацпроекты никак не помогут достичь поставленных в новых майских указах экономических целей.
Недостижимые 3%
Кстати, экономическая часть указов 2012 года тоже была не выполнена. Как сказал глава Счетной палаты Алексей Кудрин: если, по официальным оценкам, прошлые майские указы выполнены на 93%, то, по его данным, на 70%, однако достижение экономических целей провалено. Рост производительности труда за 5 лет составил не 50%, а только 5%; новых рабочих мест создано не 25 млн, а 17 млн — и то только после смены методики подсчета; уровень инвестиций должен был составить 27% ВВП, но едва превысил 21%. Сейчас Россия вряд ли выйдет на темпы роста 3% в год. По словам Кудрина, чтобы приблизиться к этой цели, нужен список реформ куда более широкий, чем попали в нацпроекты. К тому же внутренний спрос трехпроцентного роста в принципе обеспечить не может: для ускорения развития до требуемого уровня, по словам Кудрина, нужно улучшать позиции России на мировых рынках.
Наши пессимисты
О недостижимости трехпроцентных темпов роста говорили почти все высказывавшиеся специалисты. Заведующий лабораторией структурных исследований РАНХиГС (и бывший замминистра экономического развития) Алексей Ведев говорил, что ускорению роста мешают риск роста процентных ставок, риск роста налогов, рост издержек на труд (зарплаты в России по-прежнему растут быстрее производительности), риск кризиса, связанного с закредитованностью населения; ну и мировая экономика тоже добавляет рисков. Главный экономист ВЭБа Андрей Клепач добавил, что запланированные правительством инвестиции недостаточны для прорыва: только 3-4 года нужно нам на компенсацию падения доходов населения, произошедшего после 2014 года.
Председатель Наблюдательного совета Московской биржи Олег Вьюгин среди негативных факторов назвал, опять же, повышение налогов, слишком высокий уровень профицита бюджета и мешающий модернизации слишком слабый рубль. Главный экономист Альфа-Банка Наталья Орлова сообщила, что ни в одной из апробированных ею моделей у нее не получались темпы роста в 1,5% в 2019 году — чего обещает и ЦБ России, и МВФ. Скорее она склонна назвать цифру в 0,7%. При этом, по словам Натальи Орловой, за последние 5 лет все официальные прогнозы оказывались лучше реальности.
Оборонительная модель
Закончить репортаж хотелось бы рассказом о двух введенных на форуме новых понятиях. Наталья Орлова сказала о «кризисе ожиданий»: все прогнозы о темпах роста России настолько не впечатляют, что у людей крепнет разочарование — значит, в дело вступает механизм «самосбывающегося прогноза». И, наконец, Олег Вьюгин заявил, что российские власти придерживаются «оборонительной модели развития» — то есть берегут бюджет и предпочитают интересы бюджета интересам развития, и это вполне логично вытекает из внешнеэкономической ситуации.
Автор: Константин Фрумкин