Искусственный интеллект — одна из ключевых технологий, необратимо меняющих нашу жизнь. И хотя споры о том, что считать искусственным интеллектом, продолжаются до сих пор (как и споры о том, что считать интеллектом вообще), его влияние постепенно распространяется на все сферы человеческой жизни от работы до здоровья.
Прогнозы экспертов компании Gartner описывают грядущие изменения, связанные с распространением основанных на искусственном интеллекте технологий. Некоторые из этих прогнозов на первый взгляд кажутся тревожными. Согласно исследованию Gartner, в 2020 году использование ИИ приведет к уничтожению 1,8 миллиона рабочих мест. Впрочем, беспокоиться не стоит — ведь благодаря тому же ИИ появляются новые рабочие места. Через три года динамика этих изменений впервые станет положительной: будет создано 2,3 миллиона рабочих мест, связанных с использованием искусственного интеллекта. А уже в 2025 году разница между новыми и исчезнувшими рабочими местами составит 2 миллиона в пользу первых.
Светлана Сайкулар, вице-президент по исследованиям компании Gartner, напоминает, что в прошлом многие «подрывные», инновационные технологии сначала сокращали рабочие места, а затем приводили к «взрывному» росту и многократному увеличению рабочих мест.
Действительно, подобное не раз случалось и в отечественной истории. Как пел, обращаясь к своей лошади, старый извозчик в сентиментальной песне в исполнении Леонида Утесова, «чтоб запрячь тебя, я утром отправлюсь от Сокольников до Парка на метро». Конечно, исчезновение профессии извозчика с появлением метрополитена и автотранспорта было делом времени, но и метрополитен, и автомобильная промышленность создали намного больше рабочих мест, чем отняли.
Исследователи Gartner также напоминают, что зачастую искусственный интеллект обвиняют напрасно, путая ИИ-технологии и автоматизацию/роботизацию производства. Искусственный интеллект действительно часто применяется в рутинных, повторяющихся процессах, но он пригоден и для решения более интеллектуальных задач — например, таких как поиск спама в сообщениях электронной почты или формировании еженедельных финансовых и маркетинговых отчетов. Хайп-эффект от этой деятельности несравним с определением медицинских диагнозов, чем славен Watson компании IBM, но именно с выполнением такого рода работ сотрудники Gartner связывают закрепление технологий, основанных на использовании искусственного интеллекта в новом статусе. Со временем ИИ-технологии будут рассматриваться не как конкурентное преимущество, но как необходимое условие для ведения конкурентной борьбы.
Главная роль в распространении этих технологий будет принадлежать работникам умственного труда (тем самым knowledge workers, о которых писал Питер Друкер). Именно они, используя технологии искусственного интеллекта в качестве секретарей и личных помощников, не просто обеспечат рост производительности труда, но и приведут к необходимости радикального пересмотра, реинжиниринга процессов управления и принятия решений.
По прогнозам Gartner, искусственный интеллект станет не заменой, но помощником для человека, а взаимодействие человека и машины станет наиболее эффективным способом использования искусственного интеллекта. И уже в 2022 году каждый пятый работник интеллектуального труда будет использовать в своей работе ИИ-технологии.
Искусственный интеллект позволит значительно сократить затраты компаний (например, за счет оптимизации цепочки поставок), однако у этой медали будет и обратная сторона. Большинству компаний придется инвестировать значительную часть сэкономленных на повышении производительности и сокращении затрат средств в поиск новых бизнес-возможностей и бизнес-моделей, так как прежние способы управления и производства, взаимодействия с клиентами будут устаревать по мере развития ИИ-технологий.
Эксперты Gartner приводят в качестве примера ритейл. Компании, занимающиеся розничной торговлей, смогут сократить затраты на персонал в офисах, распределительных центрах и даже магазинах. При этом в штате останутся и торговый персонал, и кассиры, хотя их функциональные обязанности претерпят значительные изменения. Автоматизация торговли сделает еще более важным вопрос качества обслуживания клиентов. Ритейлерам же предстоит увеличить инвестиции в обучение и тренинги для персонала, а также в поиск новых способов повышения качества взаимодействия с клиентами.
Стоит иметь в виду, что в ряде случаев покупатели особо чувствительны к тому, кто их обслуживает — робот или человек. Если в кинотеатрах и продуктовых магазинах успешно (и очень наглядно) происходит замена кассиров на автоматы по продаже билетов и автоматизированные кассы, то, например, в аптеках и магазинах товаров для стройки и ремонта, по исследованиям Gartner, покупатели предпочитают видеть в качестве продавцов-консультантов живых людей.
И все же трансформация рынка труда под влиянием искусственного интеллекта предстоит значительная. При этом, как уверяют эксперты Gartner, изменения будут заключаться не только в сокращении низкоквалифицированных рабочих мест в пользу профессий, требующих высокой квалификации. Развитие ИИ-технологий приведет и к созданию миллионов рабочих мест для управленцев и высококвалифицированных сотрудников, и появлению рабочих мест для специалистов начального уровня и низкоквалифицированных сотрудников.
Сейчас для руководителей самое время задуматься о долгосрочном воздействии технологий, связанных с искусственном интеллектом, на их отрасли и компании. Как советуют эксперты, лучше не фокусироваться исключительно на том, сколько рабочих мест можно автоматизировать, а думать и о создании новых рабочих мест, в том числе таких, где предполагается дополнение человека ИИ-технологиями. Также следует учитывать, как технологии искусственного интеллекта изменят взаимодействие между сотрудниками и процессы принятия решений.
Резюме исследования оптимистично утверждает, что уже в 2021 году использование ИИ-технологий приведет к увеличению совокупной капитализации компаний на $2,9 триллиона США.
Пусть именно бизнес выступает в качестве основного катализатора распространения ИИ-технологий, но, разумеется, сфера применения искусственного интеллекта только им не ограничивается: искусственный интеллект все сильнее проникает в личную жизнь. По прогнозам Gartner, ИИ-технологии полностью изменят наши способы взаимодействия с персональными устройствами. Переменам будет содействовать совершенствование технологий распознавания эмоций. Уже сегодня, утверждают исследователи, искусственный интеллект способен обнаруживать, анализировать, обрабатывать и реагировать на эмоциональные состояния и настроения людей. А вскоре научится понимать эмоциональное состояние человека лучше, чем его собственная семья.
В настоящий момент распознавание эмоций используется виртуальными персональными ассистентами (VPA) для персонализация общения. Вторая волна распознающих эмоции ИИ-технологий будет применяться в самых разнообразных сценариях взаимодействия с пользователями. Например, в образовательных и медицинских целях. Так, медицинские браслеты могут использоваться в диагностических целях, и специальные приложения помогут распознать депрессию и помочь детям с аутизмом. Аннет Циммерманн, вице-президент по исследованиям в Gartner, считает, что даже простое ношение устройства может оказать положительное влияние на здоровье пользователя.
«Мы видим, что растущее число пользователей активно меняет свое поведение к лучшему с начала использования медицинских браслетов. Положительный эффект от их ношения проявляется не только при выполнении упражнений, но и при обнаружении таких состояний, как апноэ во сне или сердечная аритмия».
Всего же, по прогнозу Gartner, к 2021 году 10% пользователей медицинских браслетов благодаря им изменят свою жизнь.
А как изменится жизнь всего человечества с развитием ИИ-технологий — покажет время.
Автор: Сергей Максимов