ENG

Перейти в Дзен
Технологии

Где и как регистрируют дроны

5 июля 2017 года в России вступили в действие новые правила регистрации беспилотных летательных аппаратов. В соответствии с поправками в Воздушный кодекс РФ теперь все дроны и квадрокоптеры весом от 250 граммов до 30 кг необходимо регистрировать во ФГУП «ЗащитаИнфоТранс», находящемся в ведении Минтранса.

Художник: Юрий Аратовский

Технология идентификации летающих устройств уже разработана, однако процедура регистрации еще не утверждена: ожидается, что соответствующее постановление будет принято в ближайшее время. Пока у владельцев беспилотников есть два варианта: либо ждать, когда все формальности будут урегулированы, либо запускать дроны в воздух на свой страх и риск.

Регистрация дронов — обычное дело во многих странах мира, правда, в основном если речь идет об их коммерческом использовании или запуске устройств весом более 25 кг. Для менее тяжелых коптеров никаких подобных действий, как правило, не требуется. Их владельцы должны лишь выполнять нехитрые предписания по безопасности полетов: постоянно держать дрон в поле зрения, не приближать его к людям и зданиям, не запускать устройство вблизи вокзалов и аэропортов, в местах большого скопления людей и в черте города.

Одной из первых стран, решивших ввести обязательную процедуру регистрации небольших беспилотных устройств, стали Соединенные Штаты. Власти этой страны обеспокоились ростом числа правонарушений, связанных с использованием дронов: например, случаев переброски наркотиков или передачи запрещенных предметов в тюрьмы и прочие исправительные заведения. По американским законам сбивать неопознанные дроны нельзя, поэтому было решено ввести их повсеместную регистрацию. Процедура была крайне простой и быстрой, носила уведомительный характер и обходилась владельцам всего в 5 долларов. Тем не менее, довольно быстро ее пришлось отменить: добропорядочные граждане взбунтовались против нарушения их конституционных прав и обратились в суд. В итоге было вынесено постановление, что Федеральное управление гражданской авиации США не имеет права заставлять людей регистрировать дроны, которые не используются в коммерческих целях и запускаются в воздух только для развлечения. Теперь специальная комиссия по регулированию полетов дронов разрабатывает механизмы удаленной идентификации всех летающих беспилотников. По сообщениям американских СМИ, предложения должны быть окончательно сформулированы уже к 30 сентября этого года, а ближайшее заседание этой комиссии назначено на 18 июля.

Аналогичную проблему решают сейчас и чиновники Евросоюза. Европейский парламент также призывает представителей соответствующих ведомств озаботиться разработкой процедуры регистрации дронов и оснащения каждого из них чипом с идентифицирующей информацией. Особенно законодателей беспокоят устройства, оснащенные фото или видеокамерами. Пока же в странах ЕС единых правил по эксплуатированию беспилотников нет, но ожидается, что они будут разработаны к следующему году. Сейчас в каждом из европейских государств действуют свои нормативы, которые в целом очень похожи. Как правило, регистрация требуется только для устройств весом более 25 кг, а более легкие модели можно эксплуатировать совершенно свободно. Главное — не поднимать их на высоту более 1250 метров (в некоторых странах, например, в Португалии, порог составляет 1500 м), не допускать приближения к зданиям ближе, чем на 150 м, а к людям — ближе чем на 50 м, не запускать в черте города, на территории важных инфраструктурных объектов и над правительственными учреждениями.

Кроме того, для использования любых дронов в коммерческих целях их владельцам чаще всего требуется лицензия. Например, можно свободно поснимать с помощью дрона фото или видео для личных целей. Но если речь идет о работе «на заказ» или осуществлении исследовательской деятельности, владельцу понадобится иметь соответствующий разрешающий документ.

© Mark Agnor / Фотобанк Лори

Одной из немногих европейских стран, где действуют особые правила, является Ирландия. Там без регистрации могут летать только устройства, весящие менее килограмма. А самыми изобретательными оказались власти Великобритании. Сейчас в стране обсуждается возможность обязательного установления во всех дронах, используемых на территории страны, своеобразного геоблока, который в автоматическом режиме ограничивал бы пространство их полета, не позволяя беспилотникам, например, приближаться к зоне аэропортов и аэродромов. Если летающее устройство окажется в радиусе 2 км от подобных объектов, то высота его полета будет автоматически снижена до уровня 10 м от земли.

Власти Евросоюза серьезно занялись вопросами регулирования этой области, правда, не столько в плане создания новых запретов, сколько в направлении гармонизации данной сферы. В числе прочих активно обсуждается вопрос создания отдельного воздушного пространства для маленьких беспилотников на высотах до 150 м, движение в котором будет иметь свои правила. Одна из главных целей — снизить число столкновений дронов друг с другом. Уже сейчас в Европе ежегодно фиксируется несколько сотен таких происшествий.

Власти Канады тоже относятся к использованию беспилотников очень лояльно. В целом, правила их эксплуатации повторяют европейские: никакой регистрации для небольших устройств не требуется; главное при их запуске — это не причинять никому и ничему никакого вреда.

В Австралии для любого коммерческого использования дронов требуется регистрация. Купленные в частных целях дроны весом менее 2 кг регистрировать не нужно. Но здесь нельзя запускать беспилотники над частными объектами без разрешения их владельцев, да и вообще совершать любые вылеты можно только в хорошую погоду и в светлое время суток.

В африканских и азиатских странах ситуация с запуском дронов обстоит сложнее. К примеру, в Марокко можно поднимать в воздух только те беспилотники, которые были приобретены на территории этой страны. В ЮАР человек, запустивший коптер, должен озаботиться, чтобы поблизости от точки запуска и посадки присутствовали аптечка и огнетушитель. Для коммерческого использования дроны здесь тоже необходимо регистрировать, но при этом люди, управляющие ими, должны еще и обладать специальной лицензией, которую выдает Департамент гражданской авиации. Получить ее не так просто: для этого нужно пройти медкомиссию, сдать экзамен на знание английского языка и закончить курсы подготовки к полетам. В дальнейшем еще и требуется вести пилотный журнал, в котором должна содержаться подробная информация о каждом совершенном полете.

В Сингапуре разрешены свободные полеты дронов весом менее 7 кг, а вот для запуска более тяжелых моделей требуется уже получать разрешение. Если при этом беспилотник оборудован фото или видеоаппаратурой, понадобится еще и документ, разрешающий съемку.

В Японии в конце 2015 года был введен закон, который запрещает незарегистрированным дронам летать вблизи крупных населённых пунктов, подниматься на высоту более 150 метров и эксплуатироваться по ночам. Кроме того, любые беспилотники нельзя использовать в густонаселенных районах страны. К 2020 году власти этой страны намереваются разработать единые международные стандарты эксплуатации дронов, призванные обеспечить максимальную безопасность их полетов. Падение с большой высоты аппарата, весящего несколько десятков килограмм, способно причинить серьезный ущерб не только имуществу, но и жизни людей. А учитывая, что все прогнозы сулят взрывной рост популярности дронов по всему миру, столкновения беспилотников действительно в скором времени могут стать серьезной общемировой проблемой.

Автор: Юлия Земцова

Сохранить

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья