ENG
Перейти в Дзен
Технологии

Гены: плохие, хорошие и дорогие

В 2003 году ученые «открыли» полный геном человека, а вместе с ним — новый рынок. Сегодня десятки миллионов людей без анализов ДНК не вступают в брак, не планируют пополнение семейства, не садятся на диету и не записываются в спортивную секцию. Генетические тесты перестали быть исключительно медицинской процедурой — они становятся дешевле, проще и потому популярнее. Сегодня почти 3 сотни компаний по всему миру предлагают такие услуги. Глобальный рынок потребительских ДНК-исследований показывает устойчивый рост: от 15% до 20% в год. Ожидается, через десять лет его оценят в $6 млрд.

Гены: плохие, хорошие и дорогие
Художник: Юрий Аратовский

Семейное древо из пробирки

«Генетические тесты, которые предлагаются напрямую клиентам, появились в конце нулевых годов, — вспоминает гендиректор медико-генетического центра “Генотек” (резидент Фонда “Сколково”) Валерий Ильинский. — Американская компания 23andMe начала оказывать услуги по определению рисков заболеваний за $999. Несколько других компаний предлагали исследование происхождения человека. За прошедшие 11 лет этот рынок сформировался, и в 2018 году в США генетические тесты сделали более 10 млн человек, а общее количество клиентов за весь период продаж генетических тестов у трех крупнейших американских профильных компаний составило свыше 20 млн человек. Можно ожидать еще более впечатляющих результатов в этом и следующем году».

При этом Валерий Ильинский добавляет, что в трех-пятилетней перспективе в США наступит стагнация: генетические тесты обычно выполняются один раз, так как наша ДНК не меняется с течением жизни.

Российская история потребительских генетических тестов началась чуть позже — в 2010–2011 годах. Одной из первых компаний-производителей на этом рынке стал «Генотек».

«И в России, и в мире наиболее востребован генеалогический тест, который показывает происхождение предков человека и позволяет найти родственников среди других клиентов, также прошедших ДНК-тестирование, — утверждает Валерий Ильинский. — Популярность генеалогических тестов в России и США объясняется историческими причинами. И США, и Россия — страны мигрантов. Но если в США люди приезжали из Европы и Африки, то в России большая внутренняя миграция. Поэтому у многих в семейных легендах есть истории про бабушек и дедушек из рода татар, бурят или финнов».

На втором месте, как замечают игроки рынка, интерес к персональным рискам развития заболеваний, таких как рак или диабет. Но — в отличие от западных стран — в России популярность таких тестов существенно ниже: сказывается отсутствие культуры профилактики заболеваний.

«Еще один тест, спрос на который в разной степени высок в различных странах, относится к категории медицинских — определить риск рождения ребенка с тяжелыми наследственными заболеваниями можно, проведя анализ будущим родителям еще до зачатия, — подчеркивает глава “Генотека”. — В этом случае врач с помощью ЭКО может снизить риск рождения больного ребенка практически до нуля. Подобные тесты используют большинство жителей Ирана, Мальты, а в США тесты бесплатны для держателей страховых программ. В России же такой тест не включен в ОМС и не пользуется популярностью у населения — пока к врачу чаще обращаются не на этапе планирования ребенка, а тогда, когда тест на беременность покажет заветные две полоски».

Генетически обусловленная жизнь

В России уровень проникновения услуг по ДНК-тестированию гораздо ниже, чем на Западе. Директор компании MyGenetics, резидента Новосибирского технопарка, Владимир Волобуев оценивает объем российского рынка примерно в $500 млн и пророчит ему более интенсивный, чем на Западе, рост. Секрет популярности таких продуктов, по его мнению, кроется в том, что люди хотят познать себя.

«Генетические тесты дают информацию не о группе людей, а предоставляют персонализированную информацию об организме человека. Благодаря технологиям знание о себе становится доступным, — считает Владимир Волобуев. — Сейчас мы знаем не только названия конкретных генов, но и можем на их основе дать рекомендации по улучшению образа жизни и качества жизни человека. К тому же большую роль играют медиа, распространяя информацию об открытиях в области генетики и о том, как знание генетических особенностей организма может помочь в достижении каких-либо целей».

Но главный фактор, конечно, — снижение цены.

«В целом российский рынок повторяет историю американского — первые годы ДНК-тесты стоили довольно дорого: от 20 до 60 тысяч рублей, — считает Валерий Ильинский. — По мере роста их популярности и развития технологий цена снижалась. Сейчас ДНК-тест можно купить за 9 тыс. рублей, и число клиентов измеряется десятками тысяч. В ближайшие три-пять лет в России можно ожидать бурного роста интереса к ДНК-тестам, похожего на то, что происходит в США».

При этом главный тренд как в США, так и в России, по данным Владимира Волобуева, — это тренд на узкоспециализированные генетические тесты, с помощью которых потребитель хочет решить ту или иную задачу. Например, онкотесты, тесты на предрасположенность к диабету, на гемостаз, подбор питания, нейрогенетики и т.д. Эксперт уверен, что в скором времени появятся сервисы, в которых ДНК-тесты будут лишь частью более масштабных услуг, например по доставке питания или косметики по индивидуальным рекомендациям.

Полиция идет по ДНК-следу

Для разработки действительно индивидуальных продуктов или лекарств, определения своего прошлого сегодня достаточно самому взять мазок изо рта и отправить его в лабораторию. Недавно американский сенатор Элизабет Уоррен с помощью генетического теста продемонстрировала, что она действительно происходит от коренных американцев, живших столетия назад на этом континенте.

Генетический инструмент приходит и в криминалистику — в прошлом году калифорнийская полиция с помощью генетического сыщика обнаружила насильника и убийцу, которого не могла найти несколько десятилетий. Следователи загрузили ДНК убийцы, образцы которой были изъяты на месте преступления, в базу данных одной из компаний, продающих генетические тесты, и нашли дальних родственников подозреваемого, а потом и его самого. Таким же образом были обнаружены более 30 преступников.

Это иллюстрация того, что генетические тесты имеют гораздо более серьезные последствия, чем кажется на первый взгляд. В США почти 30 млн человек сдали образцы ДНК — это позволяет, например, проследить родственные связи между всеми жителями страны, даже теми, кто анализы не сдавал. Крупнейшие американские компании предупреждают клиентов, что в результате тестов они могут узнать о себе нечто очень неожиданное и не всегда приятное, и эту информацию уже будет не переписать.

Этические сложности — одна из первых препон для дальнейшего развития этого вида услуг, который неожиданно оказался между наукой и медициной. Рынку нужна особая регуляторика и особый режим конфиденциальности. Реклама, пожалуй, уже не нужна.

Автор: Анна Орешкина

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья