ENG

Перейти в Дзен
Это интересно

Гены и поведение: можно ли родиться предпринимателем?

По данным National Geographic, около 9% трудоспособного населения Земли, то есть примерно 400 млн человек, заняты развитием собственного дела. Однако другая статистика говорит, что добиться отличных результатов удается не всем: 20% стартапов уже в первый год терпят неудачу, а к десятому и вовсе выживает только около 33% компаний. Несколько десятилетий ученые пытаются выяснить, существует ли в природе «ген предпринимательства» или же бизнесменами все-таки не рождаются, а становятся? На эту тему есть множество гипотез, которые подчас сильно противоречат друг другу. 

Все идет из детства
А нужно ли вообще получать образование?
Вот он — ген предпринимательства!
Важны не столько гены, сколько национальность
Может, дело в характере?
Скажи мне о своем окружении, и я скажу, кто ты

Все идет из детства

Росс Левин из калифорнийского Университета Беркли и Йона Рубинштейн из Лондонской школы экономики на протяжении нескольких лет изучали личные истории бизнесменов. Они выяснили, что большинство предпринимателей ранее принадлежали к числу «трудных подростков», которые силой отнимали имущество у других, проявляли агрессию и даже употребляли запрещенные препараты. В то же время для многих владельцев компаний были характерны высокий IQ и чрезмерная самоуверенность. В другой работе исследователи, напротив, говорят о том, что вероятность стать бизнесменом гораздо выше у детей из богатых семей. Каждые $100 тыс. дополнительного годового дохода родителей увеличивают шансы ребёнка открыть свое дело на 50%. Считается, что обеспеченные люди с удовлетворенными базовыми потребностями более склонны к риску, чем бедные.

А нужно ли вообще получать образование?

В 2006 году компания «Ромир» опубликовала исследование о влиянии обучения на формирование лидерских навыков. Оказалось, троечников среди бизнесменов в два раза больше, чем отличников. Если это объяснять наличием у людей врожденных качеств, тогда получение образования теряет всякий смысл. В качестве опровержения подобных гипотез обычно приводится исследование сотрудников бизнес-школы Бабсон американского штата Массачусетс. В период с 1985 по 2009 годы они изучили 4000 своих студентов и выявили интересную закономерность: те, кто выбирал несколько курсов по предпринимательству, значительно чаще открывали свое дело, чем те, кто изучал одно направление.

В 2005 году экономист Эдвард Лейзир представил свету теорию о бизнесменах как «мастерах на все руки». Позже эту гипотезу расширила совместная работа профессоров Уши Бакес-Гельнер из Цюрихского университета и Петры Моог из Зигенского. По мнению ученых, успех в предпринимательстве сопутствует тем, кто обладает поверхностными знаниями обо всем, а не углубляется в конкретную область. Узкие специалисты обычно становятся работниками по найму, а не руководителями.

Рамиль Альшин, руководитель контентного направления «Учи.ру», считает, что предпринимательство — навык, который можно и нужно развивать с самого детства. Например, базовую финансовую грамотность, критическое мышление, разумный подход к риску, лидерские качества, умение работать в команде и брать на себя ответственность за принятые решения, навык целеполагания и другие гибкие компетенции.

«Знания, полученные в детстве, помогают взрослым быть успешными в ситуациях, с которыми предприниматели сталкиваются регулярно. Так, например, точные науки могут помочь быстро анализировать ситуации и осознанно принимать решения: как тактические, так и стратегические. Мы как образовательная компания с 2016 года проводим онлайн-олимпиаду по предпринимательству. Это приближенная к реальности безопасная среда для экспериментов, где дети могут тренироваться в решении бизнес-задач. С помощью таких инструментов каждый имеет шанс попробовать себя в роли предпринимателя уже в детстве», — говорит Альшин.

Вот он — ген предпринимательства!

В середине 2000-х были проведены эксперименты, которые показали, что среди бизнесменов есть большой процент дислексиков (среди них — Ричард Брэнсон, Тед Тёрнер и Генри Форд). Чуть позже генетики из лондонского Kings College в поисках доказательств существования врожденных способностей к предпринимательству изучили близнецов, дислексиков и простых людей. Ученые распределили испытуемых по нескольким параметрам: числу основанных компаний, продолжительности периода самозанятости, желанию начать свой бизнес. Оказалось, умение находить возможности, виртуозно вести дела и 37–48% стремления стать лидером приобретается по наследству. Однако по окончании эксперимента исследователи все же признали, что генетической информации пока не хватает, чтобы уверенно заявлять о сделанных выводах.

Важны не столько гены, сколько национальность

Существует расхожее мнение, что арабы — отличные торговцы, а уроженцы Израиля и вовсе добиваются высот в любом деле. Проанализировав данные о начинающих бизнесменах по всему миру, компания Approved Index составила списки стран, жители которых обладают или не обладают «предпринимательской жилкой». Удивительно, но лидером первого стала Уганда (28,1% собственников бизнеса). «Серебро» и «золото» достались Тайланду и Бразилии. В целом топ-10 составили развивающиеся государства. В антирейтинге ведущие позиции достались Италии, Японии и Франции. Россия заняла 13-е место. Неожиданные результаты авторы объяснили тем, что в государствах, где царит безработица, население вынуждено заниматься своим делом. Подобное, кстати, наблюдалось в нашей стране в лихие 90-е.

Исследование компании Migreat, проведенное в 2014 году, подтвердило существующие в обществе стереотипы. Самыми предприимчивыми, по мнению экспертов, оказались жители Греции, Израиля и Палестины.

Может, дело в характере?

Сегодня интернет пестрит статьями вроде «10 качеств, которыми должен обладать бизнесмен». В их основе обычно лежат изречения руководителей компаний и миллионеров. Возникает вопрос: может, все дело в характере, а не в генах и образовании? Ученые не остались в стороне, провели исследования и составили списки истинных мотивов предпринимателей.

Например, Роберт Хизрич, профессор кафедры предпринимательства Университета американского города Тулса, в числе прочих указывает на умение находить нестандартные решения, оценивать перспективность новых идей и внешнюю ситуацию. Австрийско-американский экономист Йозеф Шумпетер основными мотивами к ведению бизнеса называет потребность во власти, открытие нового производства, стремление к успеху в борьбе с самим собой и с конкурентами, а также радость творчества. В 2010 году Томас Дуэнинг опубликовал пять ключевых умений истинного предпринимателя. К ним он отнес: склонность к действиям, умение переживать неудачи, распознавание возможностей, управление рисками и проектирование.

Скажи мне о своем окружении, и я скажу, кто ты

В декабре 2020 года на 7-й глобальной конференции по новым образовательным технологиям EdCrunch on Demand профессор биологии, неврологии и нейрохирургии Стэнфордского университета Роберт Сапольски выступил с докладом «Гены и поведение: можно ли родиться предпринимателем или кем-то другим?». Всемирно известный нейроэндокринолог рассказал, что в выборе моделей поведения приоритетна среда, а влияние генетической предрасположенности на выбор собственного пути значительно преувеличено. В качестве примера можно привести двух людей, которые выросли в разных средах, но с одинаковым набором генов. Один из них может стать успешным предпринимателем, другой — лидером преступной группировки. Гены задают одинаковые тенденции, но под влиянием среды раскрываются абсолютно по-разному. Конечно, есть некая врожденная предрасположенность, которая играет роль в том, становится человек бизнесменом или нет, но только окружение определяет конкретный род занятий.

За столько лет наука так и не нашла ответа на главный вопрос: предпринимателями рождаются или становятся? Кто-то обуславливает лидерские качества набором ДНК, другие приписывают заслуги среде и обучению. Ряд ученых и вовсе склонен считать, что бизнесменом может стать каждый, независимо от черт характера, воспитания и места проживания. Например, такую точку зрения доказывает Сарас Д. Сарасвати из бизнес-школы Виргинского университета. По ее мнению, добиваются высот те, кто верит в себя и свое дело. А формула успеха заключается в следующем: выяснить, чем вы хотите заниматься, действовать, учиться и делать новые шаги.

Автор: Кристина Фирсова

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья