К сегодняшнему дню уже ясно, что многие компании постепенно перешли или переходят на гибридный формат работы. Бизнес и сотрудники по разным причинам предпочитают формат, совмещающий в себе работу в офисе и удаленку. Появился свой гибрид и в ИТ – компании все чаще совмещают внутреннюю ИТ-команду и внешних подрядчиков (аутстаффинг и аутсорсинг).
Управление наймом и рекрутинг тоже стали гибридными, они сочетают в себе кадровые агентства, специалистов, работающих онлайн и офлайн, удаленных экспертов, аутстафф- и аутсорс-сотрудников.
Многие игроки рынка сталкиваются с трудностями в систематизации управления этими процессами: наймом, задачами, рабочим временем, документооборотом, взаимоотношениями между сотрудниками, работающими внутри компании и в формате аутстаффинга или аутсорсинга.
Например, в крупном ритейле, кроме внутренней команды, на одном ИТ-проекте зачастую может быть задействовано от 3 до 10 подрядчиков, а в случае с банками их число доходит до 100–150, уже не говоря о десятках и сотнях аутстафферов.
Какие процессы требуют систематизации
Гибридный формат работы появился в очень короткие сроки, а пандемия ускорила его развитие. Стараясь быстрее внедрить его, компании не учитывают, что пока для многих процессов нет единых систем автоматизации (как самих процессов, так и управления ими).
Разумеется, уже существует масса отдельных инструментов, позволяющих в ручном режиме наладить основные механизмы работы. Но единые наборы систем и цельные платформы для автоматизации только появляются.
Формирование внутреннего ИТ-ядра компании
В условиях популяризации гибридного формата работы частой проблемой становится то, что компании во время поиска и найма сотрудников по модели аутстаффинга или аутсорсинга концентрируются на категориях senior-специалистов — речь в особенности идет об ИТ-отделах.
Для успешной работы компаниям необходимо прежде всего выстроить внутреннее ядро ИТ и найти сильных управленцев среди senior-аналитиков, разработчиков, специалистов по тестированию и так далее. А затем уже с помощью автоматизированных платформ или вручную они смогут нанимать на разные проекты junior- и middle-специалистов, которых легче найти в условиях современного рынка и обучить.
Залог успешного функционирования компании и реализации онлайн-проектов — создание конвейера по разработке внутренних ИТ-продуктов и сильного управления. Тогда компании смогут совмещать всех внешних подрядчиков по гибридной модели.
Другая особенность работы с внешними подрядчиками — распределение ответственности за результат. У клиентов возникало желание полностью переложить ответственность за результаты проектов на сотрудников, работающих в форматах аутсорсинга и аутстаффинга. Сегодня многие клиенты развивают центр компетенций внутри компании. Быстро меняющийся рынок и популяризация гибридного формата работы, напротив, подталкивает компании к тому, что необходимо больше развивать внутреннее ядро ИТ, чтобы было проще контролировать фундаментальные бизнес-процессы.
Таким образом, аутстафф и аутсорс становится ресурсом для выполнения точечных задач, а контроль за качеством бизнес-результатов находится в ведении головы — то есть управленцев, senior-специалистов, стоящих во главе внутреннего ИТ.
Работа с регионами
Клиенты, находящиеся в основном в федеральных городах, смелее работают с регионами. Раньше компании активнее открывали свои филиалы в регионах, создавая отдельные штаты сотрудников в каждом представительстве, налаживая внутренние и внешние процессы взаимодействия, внедряя системы управления. Тогда за обучение сотрудников, например, или за формирование социального пакета отвечал сам филиал.
Сегодня, когда распространен гибридный формат работы, всем этим занимаются ИТ-агентства, аутстафф-компании, и клиенты через аутстаффинг могут привлекать уже готового сотрудника, который сразу же может приступить к работе. Это еще одна причина, почему компаниям-заказчикам так важно уделить время и ресурсы для формирования сильного внутреннего ядра, ИТ-отдела, благодаря чему в дальнейшем его намного проще будет дополнять, развивать и масштабировать.
Что в итоге?
Гибрид — это навсегда. Компании постепенно переходят к смешанному формату, в котором сотрудники практически в равных долях могут работать онлайн и офлайн, внутри команды или по аутстафф- и аутсорс-модели. Гибридными становятся все бизнес-процессы: поиск, рекрутинг, выстраивание рабочих процессов, управление задачами, временем, документооборотом и так далее.
Новые условия требуют перепрошивки внутренних и внешних процессов: важно уходить от управления людьми через привычное личное влияние и присутствие и переходить к автоматизации взаимоотношений между сотрудниками, потому что иначе все это невозможно будет контролировать.