ENG

Перейти в Дзен
Технологии

Гидравлическая энергия робота

Челябинский завод «АМО Сталь» автоматизировал свое производство гидравлики при поддержке регионального Фонда развития промышленности. Сейчас новый роботизированный участок предприятия выпускает гидравлическую арматуру, которая уже теснит с российского рынка импорт. При этом внедрение робота — загрузчика станков — повысило производительность участка на 8% и избавило производство от уязвимостей человеческого фактора.

Автоматизированная конкуренция

Коронавирусный локдаун стал поворотной точкой в бизнесе компании «АМО Сталь» из Миасса (Челябинская область), после которой она занялась производством. До этого ее бизнес более 10 лет строился на доставке, продаже и сдаче в аренду строительной и прочей техники юридическим и частным лицам.

«Мы отправляли технику по всей стране и за рубеж, — рассказывает основатель и генеральный директор ООО «Завод АМО Сталь» Павел Васютин. — Например, однажды нам заказал рукав высокого давления на снегоход покупатель, который жил в богом забытом местечке в 80 километрах от Аляски. Даже в такие заброшенные уголки мира мы отправляли технику».

Во время пандемии в Китае «зависло» много грузов, вспоминает Павел Васютин, нарушились многие логистические цепочки, и компания решила пойти в производство. На приобретенных в Китае же станках она начала делать гидравлическую арматуру и другие запчасти для различной техники. Рынок гидравлических систем в России по состоянию на 2021 год был занят преимущественно китайской и европейской продукцией. Однако на заводе «АМО Сталь» быстро поняли, что по некоторым позициям продукция завода вполне конкурентоспособна с китайской, и приняли решение расширять производство. Тем более что китайские производители не могли обеспечить гарантированное качества товара: одна поставка могла быть идеальной, а вторая нередко оказывалась откровенным браком. С другой стороны, отечественный производитель был способен конкурировать и с европейской гидравлической арматурой, широко представленной на российском рынке. Здесь на первый план выходила более низкая цена при сопоставимом качестве товара.

Помощь в реализации производственного проекта заводу «АМО Сталь» оказал в начале года Челябинский Фонд развития предпринимательства на условиях софинансирования. Объем бюджетных средств в целом составил 56,4 млн рублей. Предприятие приобрело станочный парк, обустроило новый цех металлообработки и возвело производственное здание. Так на месте торгового бизнеса начал расти завод по автономной металлообработке сталей. При этом руководством сразу же было принято решение максимально роботизировать новое производство.

«Мы еще до появления у нас своего производства ездили на выставки в Москву и видели там робототехнические комплексы, — отмечает Павел Васютин. — Прониклись идеей автоматизации и поняли, что в цеху необходимо максимально исключить человеческий фактор. Робот не курит, не болеет, да и вообще, ему ничего не нужно, кроме электричества и обслуживания».

Роботы по загрузке заводских станков

Пилотным проектом роботизации на заводе «АМО Сталь» стала автоматизация одного, для начала небольшого, участка цеха металлообработки. Была поставлена задача полностью автоматизировать работу двух токарных станков с ЧПУ, на которых происходила обработка пяти серийных деталей разного размера. Этот проект компания реализовала весной совместно с московской компанией Technored — разработчиком и поставщиком промышленных роботов и интегратором решений по автоматизации разных производств.

До установки роботизированного решения загрузкой станков с ЧПУ занимался оператор в ручном режиме — он закладывал туда заготовки на обработку и вынимал их, причем цикл обработки деталей составлял примерно минуту, то есть оператор был крепко «привязан» к станку. После того как станки с ЧПУ были объединены с помощью Technored в робототехническую ячейку под управлением роботизированного загрузчика станков REDLOAD 10, процесс закладки и вынимания деталей стал производиться автоматически. Это эргономичное и красивое в техническом смысле решение: робот оснащен двумя захватами и может одновременно закладывать детали на обработку и доставать из станка готовые изделия.

Кроме того, были автоматизированы такие процессы, как обдув готовых изделий и процесс закрывания дверей станка. Таким образом, работа двух станков стала полностью автоматической. Они связались в единую систему, а роботизированный загрузчик полностью интегрировался с оборудованием завода «АМО Сталь».

«Это было непросто, — признается владелец Technored Артем Лукин, который сам в машиностроении уже почти 20 лет. — Чтобы решить эту задачу, нам пришлось разработать пять серийных матриц и пять программ, которые можно менять в случае необходимости для выпуска разных деталей. В этом, кстати, состояла одна из главных сложностей — уложить все возможные вариации изделий на одной матрице заготовок и сделать это в очень сжатые сроки».

В результате оператор, который раньше обслуживал два станка с ЧПУ, стал работать сразу на четырех: на двух автоматизированных и двух, управляемых еще в ручном режиме. По словам сотрудника завода «АМО Сталь», работать с роботизированной производственной ячейкой ему стало легче, чем раньше: не так часто нужно подходить к станкам.

«Вот сейчас все ушли на обед, и целый час в цеху никого не будет, а станок продолжит трудиться в это время и успеет сделать новую партию деталей», — поясняет оператор.

В результате роботизации производительность участка, по подсчетам предприятия, выросла в полтора раза, плюс удалось сократить издержки на фонд оплаты труда.

Ячейка к ячейке

Планы на развитие бизнеса у завода «АМО Сталь» большие: компания уже строит новую производственную площадку, которая займет тысячу квадратных метров. Для нее (площадки) уже заказаны китайские станки, которые должны войти в строй этим летом. Помимо традиционной для компании гидравлической арматуры, в новых цехах будут производиться и автозапчасти. Под это направление компания сейчас регистрирует товарный знак.

«Будем замещать импорт. Самое время выйти на рынок автозапчастей, пока он очищается от конкурентов из недружественных стран», — говорит гендиректор предприятия Павел Васютин.

Уже на стадии подписания договор с компанией, которая изготавливает автокраны «Ивановец». Для нее «АМО Сталь» собирается выпускать автозапчасти. Кроме того, опытная партия продукции предприятия готовится к отправке на «Белаз» в Белоруссию.

Среди производственных планов компания не теряет установку на максимальную роботизацию. На новой площадке, кроме токарных и фрезерных станков, будут активно задействованы и роботы, говорит Павел Васютин. Ну а программа максимум заключается в том, чтобы все станки с ЧПУ на предприятии были объединены в эффективные роботизированные ячейки и управлялись минимальным количеством операторов. Сегодня именно в этом главный секрет эффективности машиностроительных предприятий.

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья