Этот год — крайне удачный для инвесторов, которые принимали участие в IPO на американских фондовых биржах. За первые 6 месяцев в США состоялось около 93 первичных публичных размещений. При этом, согласно оценке Bloomberg, акции данных компаний в среднем отметились ростом на 30% от цены размещения.
Наибольшую доходность инвесторам принесло IPO производителя мяса из растительного белка Beyond Meat, Inc., акции которого торгуются выше цены размещения на 676,8%. Также крайне успешно в 2019 году размещают свои акции поставщики облачного программного обеспечения. Бумаги разработчика облачной платформы для видео- и аудио-конференц-связи, чатов и вебинаров Zoom Video Communications с момента IPO выросли на 161,3%, при этом акции создателя облачной платформы для предотвращения кибератак CrowdStrike Holdings, Inc. после размещения отметились доходностью в 158,8%. 19 июля состоялось IPO разработчика облачной платформы Medallia, Inc., которая используется для получения обратной связи от клиентов и сотрудников. Акции компании также взлетели на 76,6% в первый день торгов.
Одними из самых ожидаемыми IPO этого года были размещения компаний Uber Technologies, Inc. и Lyft, Inc., которые создали платформы и мобильные приложения для поиска частных водителей и оплаты поездок. В частности, IPO Uber является крупнейшим в текущем году. Тем не менее высокий ажиотаж среди инвесторов не помог сервисам для такси провести удачный листинг на бирже, и с момента IPO акции обеих компаний торгуются ниже цены размещения. В то же время постепенно их стоимость восстанавливается, и потенциально данные бумаги могут перейти к росту. Участникам рынка требуется время для принятия новой отрасли — совместной экономики.
Тем не менее на мировом рынке IPO в 2019 году наблюдается снижение активности компаний. Геополитическая неопределенность, замедление мировой экономики, торговые споры между США, Китаем и Европой, предстоящий выход Великобритании из ЕС — в совокупности эти факторы привели к нежеланию компаний размещать свои акции на биржах. При этом снижение активности на рынке IPO в США отчасти было обусловлено 25-дневной приостановкой работы правительства страны в январе текущего года. За I полугодие в мире состоялось 507 размещений, что на 28% меньше, чем за аналогичный период в 2018 году.
В то же время факторы, из-за которых активность на рынке IPO снизилась, также позволили отсеять компании, которые серьезно подвержены влиянию различных политических и экономических рисков. В связи с чем в текущем году размещается большое количество компаний, которые уверены в перспективах своего бизнеса даже в условиях замедления мировой экономики — что отчасти и приводит к более удачным результатам IPO по сравнению с 2018 годом. Доходность акций компаний, которые размещались в текущем году, в среднем составила 28,4%. При этом в США данный показатель за I полугодие 2019 года достиг отметки в 30%.
На II полугодие запланирован еще ряд перспективных IPO. Среди крупных компаний, которые могут стать публичными, стоит отметить WeWork, которая предоставляет офисные услуги, а также проектирует и создает физические коворкинг-пространства и виртуальные рабочие пространства. На текущий момент компания оценивается приблизительно в $47 млрд. Также IPO могут провести такие технологические компании, как Peloton Interaсtive и Posmates, которые оцениваются в $4 млрд и $1,85 млрд соответственно. Кроме того, на фоне успешного размещения Slack прямой листинг в конце 2019-го — начале 2020 года рассматривает Airbnb — платформа для размещения, поиска и аренды жилья по всему миру, оцениваемая в $35 млрд. 20 июня Slack провела прямой листинг, и сейчас ее акции торгуются выше цены размещения на 30,5%.
Таким образом, I полугодие было крайне успешным для инвесторов, участвующих в IPO. Morgan Stanley прогнозирует, что во II полугодии компании также продолжат проявлять активность на рынке IPO в США. Конечно, всегда существует вероятность снижения стоимости акций после первичного публичного размещения, как это было с бумагами GreenSky, Moderna, Xiaomi, SoftBank Corp., которые к дате истечения lock-up периода торговались ниже цены размещения. В то же время результаты за первые 6 месяцев 2019 года показывают, что в среднем компании размещаются удачно, и участие сразу в нескольких IPO позволит инвесторам снизить риски возможного неудачного размещения.
При этом инвесторы также могут попытаться извлечь выгоду из неудачных IPO, продав акции компаний, которые не выросли относительно цены размещения после прекращения действия lock-up периода, и принять участие в другом IPO, учитывая положительные результаты размещаемых в этом году компаний на американских фондовых биржах.
Автор: Александр Алексеевский — младший аналитик ИК QB