ENG
Мнение, Технологии

Главные тренды в проектировании офисов

Николай Миловидов

Николай Миловидов

Управляющий партнёр архитектурного бюро UNK project

Такая потребность, как архитектурное проектирование офисных интерьеров, в современном смысле этого слова возникла в России уже после развала Советского Союза — в тот период нашей истории страна была изолирована от всех тенденций в проектировании рабочих пространств. Поэтому запрос на услуги профессионального проектировщика появился уже в молодой России, с приходом западных корпораций со своими устоявшимися требованиями, стремящимися к тому, чтобы офис их компании в Москве ничем не уступал офису в Лондоне или в Нью-Йорке.

Главные тренды в проектировании офисов

Однако и после этого в течение некоторого времени деятельность архитектора офисных интерьеров воспринималась большей частью как работа упаковщика: офис считался просто «коробочкой», которую достаточно красиво и качественно упаковать, а люди по кабинетам и так рассядутся. Дизайн упаковки Tetra Pack и дизайн офиса в массовом сознании ничем не отличались. По-настоящему отношение к архитекторам изменилось у нас только с осознанием западным бизнесом всего огромного потенциала рабочего пространства. С того момента как офис стал целенаправленным инструментом для HR, PR, маркетинга и так далее. Это совпало с началом интернет-бума и бурным ростом IT-компаний в конце 80-х — начале 90-х и достигло своего расцвета к 2000-м. К нам, соответственно, такой подход к проектированию пришел уже в XXI веке.

Google первым ощутил смену поколения сотрудников, для которых возможность просто сидеть в кабинете и упорно работать перестала функционировать. Им потребовался офис в новой, игровой форме, где сотрудник не уставал бы психологически, имел возможность менять рабочее место и его атмосферу. Именно IT-компании выработали подход, согласно которому сотрудник может использовать для выполнения своих задач до 100% рабочего пространства и 24 часа в сутки. На сегодняшний день это, наверное, самый известный и самый продаваемый подход.

Обратная ситуация — абсолютно понятный всем пример максимального консерватизма в бизнесе. Это, конечно, юриспруденция. Бизнес юристов строится совершенно иным образом, в котором не работают ни open space, ни различные интерьерные инновации, свойственные IT-компаниям. В этой сфере нет понятия проектной работы, открытого обмена или неформального общения, тут все строго конфиденциально, закрытой информацией обмениваются 1–2 человека максимум. Именно поэтому офис юристов образца 2019 года не будет принципиально отличаться от офиса 1980 года. Можно проследить историю развития стилистики, но никак не изменения в самом подходе к проектированию рабочего пространства.

Весь остальной мировой бизнес находится между двумя крайностями, и задача архитектора во многом зависит от того, как видит себя то или иное бизнес-направление. Например, если раньше конкретный бизнес строился по принципу «начальник + 30 подчиненных», а потом оказалось, что 4 проектных команды по 5 человек работают эффективнее, то, соответственно, пространство, в котором этот бизнес функционирует, должно измениться. Архитектор должен организовать рабочее пространство таким образом, чтобы сотрудникам было комфортно.

Сегодня тренды в проектировании корпоративных пространств следуют за трансформацией самого бизнеса. Основным следствием подобного изменения стало повышение спроса на высокий профессионализм. К примеру, современный заказчик вправе ожидать от архитектора определенного уровня подготовленности, осведомленности о характере бизнеса, знания особенностей уже на самом первом этапе сотрудничества. В идеальном варианте это, безусловно, встреча профессионалов как со стороны заказчика, так со стороны исполнителя — в этом случае сторонам удается обменяться важной информацией, донести свою позицию и достигнуть наилучшего результата.

Любая трансформация проектирования в сфере бизнес-интерьера начинается в момент трансформации бизнеса. Поэтому лучшая стратегия для архитектора — идти вслед за клиентом и его запросами. Возвращаясь к примеру с IT-компаниями, важно упомянуть, что даже внутри этой большой сферы в какой-то момент появилось важное для проектировщиков разделение на «айтишников» и «компьютерщиков». Как следствие, в этот момент появился запрос на разработку рабочего пространства разного характера для первых и вторых. Люди, которых в быту называют «компьютерщиками», чаще всего предпочитают скорее консервативную кабинетную планировку. А классические «айтишники» предпочтут большое свободное пространство, где проектные команды смогут осуществлять рабочую деятельность в самых разных форматах. Тут архитектор ничем не отличается от любой другой профессии: хочешь быть востребованным — умей слышать, что надо изменить, и меняй это.

Что касается предпочтений самих архитекторов, то, конечно, веселее и интереснее работать с заказчиком, который хочет чего-то необычного. Потому что это позволяет реализовать внутренние потребности в творчестве. Но, с другой стороны, спроектировать офис компании, у которой четко прописаны правила и ограничения, намного проще. При этом умение в подобных условиях проявить фантазию становится интересом само по себе. Поэтому нельзя сказать, что для архитектора работа с юристами скучнее. Чаще всего такие проекты ничем не уступают по сложности и интересу проектированию и оформлению офиса самой раскрепощенной IT-компании.

Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»

Вам понравился этот текст? Вы можете поддержать наше издание, купив пакет информационных услуг
Загрузка...
Предыдущая статьяСледующая статья