ENG
Регионы / Спецпроекты

Глобальное потепление и Северный морской путь

Процесс таяния полярных льдов — важнейший фактор, способный повлиять на судьбу Северного морского пути. 

Вера Костамо / РИА Новости

По существующим экспертным оценкам, в среднем за десятилетие толщина льда уменьшается примерно на 13%, а площадь льдов в летние минимумы — на 7%. И при текущей тенденции к 2030 году акватория Северного морского пути (СМП) начнет полностью избавляться ото льда на срок от летних 3 месяцев [c07]до 6 месяцев в году [c13]. В дальнейшем — где-то между 2035 и 2050 годами — Севморпуть станет полностью судоходным без ледокольного сопровождения большую часть года, а может быть, и целый год. В принципе, к середине нынешнего века прогнозируется полное освобождение Северного Ледовитого океана ото льда в летнее время [c06] — тогда суда смогут в течение нескольких недель каждый год проходить через Северный полюс даже без ледоколов, а с ледоколами — круглогодично. Кстати, по мнению климатологов, процесс таяния льдов ускоряет сам себя: если лёд отражает около 80% солнечного света, то высвобождающаяся из-за его таяния вода, наоборот, поглощает 90% света, нагревается и приводит к повышению температуры, что в свою очередь влияет на скорость таяния льдов. Поэтому конкретные прогнозы относительно уменьшения льда на СМП и в Северном Ледовитом океане, вероятно, придется пересмотреть еще не раз. В целом, таяние льдов будет способствовать развитию судоходства вдоль СМП. Казалось бы, это означает сплошные плюсы: увеличение трафика по Северному морскому пути, ускорение прохождения по нему за счет распрямления трассы, освобождение ее от изгибов и увеличение сезона судоходства. Однако здесь же заложены определенные риски.

Прежде всего — улучшение ледовой обстановки вдоль СМП и связанные с ним перспективы коммерческого судоходства могут побудить некоторые государства (США, ЕС и др.) предпринять дополнительные усилия, направленные на интернационализацию СМП. В настоящее время одним из аргументов России, используемых для отстаивания своих интересов на СМП, является 234 статья Конвенции ООН по морскому праву, согласно которой прибрежные страны могут устанавливать особый режим для судоходства в пределах своей экономической зоны в тех районах, в которых особо суровые климатические условия и наличие льдов создают повышенную опасность для судоходства и риски загрязнения окружающей среды. Однако предполагаемое освобождение акваторий арктических морей РФ ото льдов ставит под сомнение правомерность применения 234 статьи Конвенции ООН и дает аргументы зарубежным странам оспорить права РФ на монопольное управление СМП.

Статья 234 Конвенции ООН по морскому праву «Покрытые льдом районы»: «Прибрежные государства имеют право принимать и обеспечивать соблюдение недискриминационных законов и правил по предотвращению, сокращению и сохранению под контролем загрязнения морской среды с судов в покрытых льдами районах в пределах исключительной экономической зоны, где особо суровые климатические условия и наличие льдов, покрывающих такие районы в течение большей части года, создают препятствия либо повышенную опасность для судоходства, а загрязнение морской среды могло бы нанести тяжелый вред экологическому равновесию или необратимо нарушить его. В таких законах и правилах должным образом принимаются во внимание судоходство и защита и сохранение морской среды на основе имеющихся наиболее достоверных научных данных».

Источник: ARCTIC 2030 PLANNING FOR AN UNCERTAIN FUTURE from scholar.harvard.edu

Еще одна проблема связана с тем, что освобождение акватории СМП ото льдов может сделать ненужным ледокольное сопровождение — по крайней мере, в том объеме, который сейчас запланирован. Т.е. флот линейных ледоколов (включая супермощные ЛК «Лидер», строительство которых запланировано на ближайшие 10 лет: они могут еще не выработать свой ресурс к тому моменту, когда их использование станет избыточным или коммерчески невыгодным. Таким образом, затраты на строительство новых ледоколов — в т.ч. суперледоколов «Лидер» — могут не окупиться).

Дальнейшее таяние льдов открывает перспективы для появления судоходных маршрутов в более высоких широтах, за пределами СМП, в т.ч. через Северный полюс. По прогнозам, Северный полюс станет доступен для судоходства через несколько десятилетий [c11]. В этом случае значение России в морских грузовых перевозках уменьшится [c13]. Например, Китай уже сейчас прорабатывает возможности автономной коммерческой навигации в Центральной Арктике [c09].

Авторы некоторых работ отмечают, что потепление в Арктике может также означать более сложные условия для судоходства: более теплый климат в Арктике может привести к ухудшению погодных условий, увеличению частоты штормов, появлению гигантских волн высотой до 5 метров, которые приведут к кораблекрушениям, и увеличению свободно плавающего льда в виде льдин и айсбергов, которые могут быть более опасны для судов, чем тонкий, но сплошной лёд [c12].

Наконец, отдельного обсуждения достойно рассмотрение темы в экологическом разрезе. Глобальное потепление, исчезновение ледяной шапки Земли — уникального регулятора температуры на планете, изменения в животном мире Арктики, выход парниковых газов, изменение солёности вод, изменение движения океанических течений — обо всем этом ученые говорят как об экологической катастрофе, которая ключевым образом изменит жизнь на планете. Многие эксперты уверены: развитие судоходства СМП и активизация экономической деятельности в Арктике повышают антропогенную нагрузку на этот регион и провоцируют еще более быстрое таяние льдов [с02]. Об этом мы поговорим в одной из следующих статей серии.

Источник: National Snnow & Ice Data Center, 02.08.2018

Список источников

[c01]Климатические изменения в Арктике: последствия для окружающей среды и экономики // В.М. Катцов, доктор физико-математических наук (Главная геофизическая обсерватория им. А.И. Воейкова, Росгидромет), Б.Н. Порфирьев, доктор экономических наук (Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН) / Арктика: экология и экономика, №2(6), 2012

[c02]Commercial Arctic shipping through the Northeast Passage: routes, resources, governance, technology, and infrastructure // Albert Buixadé Farré, Scott R. Stephenson, Linling Chen и др. / Polar Geography, Volume 37, 2014, 16.10.2014

[c03]NASA Study Shows Global Sea Ice Diminishing, Despite Antarctic Gains // Maria-José Viñas, NASA, 10.02.2015

[c04]Площадь льдов в арктических морях за 10 лет уменьшилась на 40% / Легкие ледовые условия в арктических морях в летний период способствовали уменьшению случаев аварийных ситуаций // ТАСС, 22.02.2017

[c05]Лед в Арктике кончается / Таяние льдов сделает ненужными Суэцкий и Панамский каналы // Алена Миклашевская, Kommersant.ru, 06.05.2017

[c06]Arctic Ocean thaw helps Russian shipping as old ice blows west // Alister Doyle, reuters.com, 11.08.2017

[c07]Развитие Северного морского пути: от слов к делу // Вести-Экономика (vestifinance.ru), 14.09.2017

[c08]Melting Arctic ice cap falls to well below average // Damian Carrington, theguardian.com, 20.09.2017

[c09]Китай ищет альтернативу Северному морскому пути / В Москве притязания Пекина считают нереалистичными // Анастасия Башкатова, ng.ru, 02.10.2017

[c10]Thaw in accord: As Arctic ice melts, territorial disputes are hotting up, too // Jessica Brown, independent.co.uk, 01.03.2018

[c11]«Эта чертова штуковина тает» // Сергей Мануков, expert.ru, 07.05.2018

[c12]Prospects of Arctic Shipping // Kathrin Stephen (née Keil), The Arctic Institute, 08.05.2018

[c13]Широтным ходом / Большая арктическая стройка началась // Елена Мационг, Российская газета, №7565 (102), 14.05.2018

[c14]Северный морской путь очень интересует Китай, разрабатывается первый круизный маршрут на Северный полюс // Милья Рямё (Milja Rämö), lapinkansa.fi, 26.06.2018 / русский перевод — inosmi.ru, 29.06.2018

[c15]Pollution is slowing the melting of Arctic sea ice, for now / Human carbon pollution is melting the Arctic, but aerosol pollution is slowing it down // John Abraham, theguardian.com, 03.08.2018

Авторы: Андрей Моченов, Вера Федулова

Вам понравился этот текст? Вы можете поддержать наше издание, купив пакет информационных услуг
Загрузка...
Предыдущая статьяСледующая статья