Одним из ключевых факторов, обеспечивающих дальнейшее развитие Северного морского пути (СМП), является ледокольное обеспечение судоходства. Западная часть СМП, от Мурманска до Енисея, характеризуется более легкой ледовой обстановкой и хорошо освоена еще со времен СССР. Сейчас трафик там вполне сопоставим с европейским [ll04]. Восточная же часть пути проходима всего несколько месяцев в конце лета и начале осени, а в остальное время мореходство здесь напрямую зависит от развития ледокольного флота, по крайней мере пока таяние арктических льдов не внесет существенные изменения в саму карту Северного морского пути. Пока же судоходство через восточную часть СМП возможно 5-6 месяцев в году, а имеющиеся ледоколы могут работать с толщиной льда до 3 метров.
Распределение сил
Число ледоколов, имеющихся и функционирующих в России, можно сопоставить с общим количеством их во всём мире. В настоящее время в акватории Северного морского пути действуют 8 линейных ледоколов, 4 из которых — атомные («50 лет Победы», «Ямал», «Таймыр», «Вайгач») и 4 — дизель-электрические («Адмирал Макаров», «Красин», «Капитан Хлебников» и «Капитан Драницын»). При этом транзитные рейсы в основном обеспечиваются атомными ледоколами. Три из действующих атомных ледоколов («Ямал», «Таймыр», «Вайгач»), согласно прогнозам Росатомфлота, в 2022—2026 гг. выработают свой ресурс и будут выведены из эксплуатации. Им на смену должны прийти атомоходы «Арктика», «Сибирь и «Урал», которые строятся на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге по заказу Росатомфлота. В настоящее время Росатом проводит изыскания для определения возможности продления сроков эксплуатации атомных ледоколов «Ямал», «Таймыр» и «Вайгач» до 36 лет, а в перспективе — до 40 лет (для ледоколов «Таймыр» и «Вайгач») [ll36], что позволит на несколько лет отсрочить их вывод из эксплуатации. Кроме того, Росатом заявлял о намерении в рамках передачи ему хозяйствующих функций оператора Северного морского пути забрать у Росморпорта ледоколы «Адмирал Макаров» и «Красин». В принципе, законопроект, наделяющий Росатом функциями по управлению госимуществом на СМП, в частности инфраструктурой порта, одобрен в первом чтении, а по приказу Минтранса 2017 года инфраструктура морского порта включает в том числе ледоколы. Хотя, разумеется, справедливой эта схема кажется не всем [ll28].
Также возможность строительства собственных СПГ-ледоколов мощностью 40 МВт рассматривает компания НОВАТЭК, крупнейший игрок в северных широтах, владелец линий завода по сжижению газа «Ямал СПГ». По словам председателя правления НОВАТЭКа Леонида Михельсона, такие же СПГ-ледоколы есть в планах Росатома, и «мы сейчас ведем совместное обсуждение» [ll30]. По мнению Михельсона, ледоколы мощностью 40 МВт на СПГ можно было бы использовать акватории Обской губы и Карского моря, а атомный ледокольный флот можно использовать на восток от Обской губы, от Карского моря до Берингова пролива [ll30]. В целом есть ожидания, что атомные ледоколы «Росатомфлота» будут использоваться в восточной части СМП, а с европейской, западной частью справятся ледоколы на СПГ.
Планы и прогнозы
По оценкам Росатомфлота, в дальнейшем для круглогодичной эксплуатации СМП потребуется 13 ледоколов: остается атомный ледокол «50 лет Победы», который будет служить до 2035 г. (остальные 3 атомных ледокола пока что должны закончить работу в 2022—2026 гг.), и дополнительно в ближайшие годы необходимо построить еще 12.
- 5 атомных ледоколов проекта 22220 мощностью 60 МВт (ЛК60), три из которых («Арктика», «Сибирь», «Урал») уже строятся на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге и будут сданы в эксплуатацию в 2019‑2021 годах [ll13, ll19]. Четвертый и пятый, как ожидается, будут введены в строй в 2025 и 2026 годах [ll14, ll21]. Имеют переменную осадку (8,55 / 10,5 м).
- 4 СПГ-ледокола мощностью 40 МВт проекта Aker ARC 123 (СПГ ЛК40). Имеют осадку 9 метров, что позволяет использовать их на мелководных участках, в т.ч. в устьях рек. По прогнозам Росатома, могут быть заложены в 2019—2020 гг. и введены в эксплуатацию в 2022—2025 гг. [ll14]. Как следует из документов, проектированием ледоколов занимается финская компания Aker Arctic Technology Oy, а строиться ледоколы будут на финской верфи Arctech Helsinki Shipyard, принадлежащей российской ОСК.
- 3 атомных ледокола ЛК «Лидер» проекта 10510 мощностью 120 МВт. Эти ледоколы предполагается задействовать на самых сложных отрезках в восточной части СМП — они позволяют преодолевать сплошные льды толщиной до 4,1 м, прокладывать судоходный канал шириной до 50 м [ll01, ll09, ll14]. Окончательное решение о строительстве ледоколов «Лидер», как ожидается, будет принято до конца 2018 г.
Реалистичность заявленных планов по строительству нового ледокольного флота пока остаётся под сомнением. В мае 2018 г. на ПМЭФе гендиректор госкорпорации «Росатом» Алексей Лихачев оценил затраты на строительство новых ледоколов в 500 млрд руб. В то же время, по его словам, одно только государство такую сумму не даст — необходимо привлекать смешанное финансирование. Возможно, эти средства будут выделены совместно Фондом национального благосостояния, Ростатомом и федеральным бюджетом [ll15].
Алексей Лихачев, генеральный директор госкорпорации «Росатом»:
«Мы просчитали, кстати, вместе с Алексей Львовичем [Рахмановым — главой ОСК], с его коллегами, потребность в ледокольном флоте в горизонте до 2030 года. Мы её хорошо представляем: 3 нынешних строящихся сейчас УАЛа [универсальных атомных ледокола ЛК60], плюс 2 еще. Плюс 4 ледокола на СПГ. Плюс от 1 до 3 — в горизонте 15 лет — ледокола нового поколения «Лидер». Вы знаете, сколько денег нужно на них? Полтриллиона рублей. Я почти уверен, что никакие полтриллиона рублей нам государство в чистом виде не даст. Поэтому мы вышли с предложением о смешанном финансировании, где будет часть государственных денег, часть денег возвратная, скажем, денег ФНБ, часть денег госкорпорации «Росатом», часть денег, привлеченная с рынка» (25.05.2018, ПМЭФ-2018, сессия «Арктический потенциал. Северный морской путь как драйвер экономического роста»).
Член Совета Федерации от Сахалинской области Дмитрий Мезенцев на ПМЭФ-2018 высказывал предположение, что для строительства ледоколов могли бы привлекаться «длинные» деньги пенсионных фондов. Потенциальный интерес к участию в привлечении финансирования для строительства ледокольного флота проявил Сбербанк: в рамках ПМЭФ-2018 он подписал меморандум о сотрудничестве с Росатомом, о чем сообщается в пресс-релизе Сбербанка, вышедшего под заголовком «Сбербанк будет участвовать в строительстве ледокольного флота России». Судя по содержанию пресс-релиза, банк видит свою роль прежде всего в качестве консультанта по привлечению финансирования:
«Сбербанк и Госкорпорация «Росатом» заключили меморандум о сотрудничестве. <…> Целями сотрудничества являются: развитие арктического флота и безопасного судоходства в акватории Северного морского пути, развитие морских портов Арктики, содействие компаниям, добывающим нефть, газ и другие полезные ископаемые в Арктической зоне, а также выработка «подходов к финансированию строительства нового ледокольного флота и инфраструктуры для его бесперебойной работы в рамках обеспечения круглогодичной навигации в акватории Северного морского пути». По проектам «Росатома», связанным с развитием ледокольного флота, предполагается использование всех необходимых финансовых инструментов, в том числе лизинга, кредитования и банковских гарантий. Сбербанк будет участвовать в структурировании схемы финансирования проектов строительства ледоколов и инфраструктуры для их бесперебойной работы. Банк также предоставит Госкорпорации «Росатом» предложения для выбора наиболее эффективных инструментов заимствований и будет содействовать в формировании структуры портфеля заимствований для финансирования вышеуказанного строительства». (sberbank.ru, 25.05.2018)
В июле о заинтересованности участия в финансировании строительства ледоколов и танкеров для СМП заявлял ВЭБ в лице первого зампреда Николая Цехомского [ll29]. Однако пока это все слова и декларации о намерениях. Источники финансирования на обновление ледокольного флота до сих пор не определены. Как нет окончательного решения о том, сколько и каких ледоколов понадобится для эффективного функционирования СМП.
В прошлом году «Атомфлот» заказывал Центру стратегических разработок (ЦСР) оценить потребности в новых сверхмощных атомных ледоколах ЛК-120 проекта «Лидер». Как сообщил глава «Атомфлота» Владимир Рукша, расчеты специалистов ЦСР подтвердили бюджетную эффективность проекта строительства в России трех атомных ледоколов нового поколения проекта 10510 «Лидер» [ll06]. Однако до сих пор властями не принято окончательного решения, сколько «Лидеров» будет построено — то ли один, то ли два, то ли три. Также нет ясности, сколько будет ледоколов проекта 22220 мощностью 60 МВт. Сейчас в стадии строительства находятся 3 ледокола. Росатомфлот ранее заявлял, что всего необходимо 5 таких ледоколов. Вроде бы эти планы поддерживаются в правительстве: в июле 2018 года вице-премьер РФ Юрий Борисов сообщил, что власти планируют заказать еще два атомных ледокола проекта 22220, но подробностей пока не поступало [ll27]. В свою очередь генеральный директор ЦКБ «Айсберг», разрабатывающего проекты большинства ледоколов, Александр Рыжков, выступая в конце июля на Дальневосточном морском салоне, не исключил строительства еще четырех атомных ледоколов проекта 22220, то есть возможно, что всего 60‑мегаваттных ледоколов может быть 7 [ll34]. При этом не уточнялось, повлияет ли возможное увеличение количества ледоколов 60 МВт на планы строительства ЛК «Лидер».
В июне 2018 г. СМИ сообщили, что «Атомфлот» заказал Центру стратегических разработок еще одно исследование — определить потребности и оценить эффекты от строительства и эксплуатации атомных универсальных ледоколов и линейных СПГ-ледоколов. В частности, ЦСР проанализирует существующую и перспективную потребность использования ледокольного флота на СМП с учетом грузовой базы, разработает финансово-экономическую модель строительства атомных и линейных ледоколов, а также оценит социально-экономические и бюджетные эффекты, равно как возможные финансовые риски строительства и использования ледоколов [ll18]. Можно предположить, что исследование ЦСР, как и предыдущее, в целом подтвердит заявленную Росатомфлотом потребность в новых ледоколах, но вряд ли окажет какое-то значимое влияние на решения властей по программе строительства ледоколов, которые будут опираться прежде всего на определение объемов и источников финансирования.
ЛИДЕРские проблемы
Вокруг планов по строительству ледокола-гиганта «Лидер» — самого мощного в мире атомного ледокола — остается множество вопросов. Во-первых, не принято окончательное решение о целесообразности строительства таких крупных ледоколов: ряд экспертов полагает, что можно обойтись ледоколами мощностью 60 МВт, другие отмечают, что 120-мегаваттный ледокол, способный взламывать льды толщиной 4 метра, — гарантия всесезонной навигации по СМП, особенно его восточной части.
Во-вторых, не определены источники финансирования строительства. Изначально предполагалось, что первый ледокол будет построен за счёт средств «Программы социально-экономического развития Арктической зоны РФ на период до 2020 года и дальнейшую перспективу». Однако в апреле 2017 года финансирование «Лидера» было исключено из госпрограммы развития Арктики [ll12]. В декабре 2017 на заседании Государственной комиссии по вопросам развития Арктики предлагалось рассмотреть реализацию проекта на основе государственно-частного партнерства [ll12]. Росатом и Минпромторг предполагают привлечение к финансированию строительства других крупных арктических компаний (ФГУП «Атомфлот» и ПАО «Совкомфлот»), а также банков и других внебюджетных источников.
Стоимость ледокола «Лидер» оценивается в 70-95 млрд рублей. В 70 млрд рублей строительство оценил в марте 2017 года замглавы Минэкономразвития РФ Александр Цыбульский [ll02]. В презентации «Атомфлота» [lk10]стоимость одного ледокола «Лидер» оценивается в 95 млрд руб. При этом пока не ясно, нужны будут 2 или 3 таких ледокола.
Переносятся и сроки строительства и ввода первого супермощного ледокола. В конце 2017 г. Дмитрий Рогозин, на тот момент зампред правительства РФ, говорил, что технический проект ледокола «Лидер» уже готов, а сами ледоколы могут быть построены в 2023—2024-2025 гг. [ll11]. Однако сейчас российские чиновники дают менее оптимистичные прогнозы — 2027—2030 гг.
Наконец, главным спорным моментом считается решение о месте строительства «Лидера». В конце июля 2018 года заместитель министра промышленности и торговли Олег Рязанцев заявил, что строительство атомных ледоколов «Лидер» будет размещено на Дальнем Востоке. И хотя сам представитель Минпромторга отказался уточнить, какую верфь имеет в виду, многие пришли к выводу, что имеется в виду судостроительный комплекс «Звезда», принадлежащий консорциуму «Роснефти», «Роснефтегаза» и ГПБ [ll31]. Вице-премьер Юрий Борисов предположил, что окончательное решение по этому поводу озвучит на Восточном экономическом форуме в сентябре 2018 г. президент России Владимир Путин [ll33](ВЭФ-2018 пройдет 11-13 сентября во Владивостоке).
Помимо «Звезды», за этот заказ борется также Объединенная судостроительная корпорация (ОСК), чей Балтийский завод исторически занимался строительством атомных судов. Именно на нем сейчас строятся 60-мегаваттные «Арктика», «Сибирь» и «Урал». Глава ОСК Алексей Рахманов говорил, что на верфях корпорации ледокол «Лидер» можно построить примерно за три с половиной года. И вот тут возникает ряд вопросов. Источники на рынке сообщали, что строить «Лидер» на площадке Балтийского завода в Санкт-Петербурге было бы выгоднее — на 5-7 млрд рублей дешевле, чем на Дальнем Востоке, а гендиректор компании «Профессиональные комплексные решения» Даниил Новицкий говорил, что строительство на «Звезде» будет продолжаться на 2 года дольше, чем на Балтийском заводе (2029 против 2027 года). Даниил Новицкий добавляет, что выпуск судна на ССК «Звезда» потребует строительства цеха спецэнергетики и прочей специализированной инфраструктуры для работы с ядерными энергетическими установками, подготовки специалистов по работе с ними, возникнут проблемы из-за доставки материалов и комплектующих на Дальний Восток — большая часть поставщиков и подрядчиков сосредоточена сейчас на Северо-Западе. Директор по развитию Port News Надежда Малышева добавляет, что у сотрудников «Звезды» вообще нет опыта в строительстве судов, а отрабатывать нужные навыки на столь серьезном проекте — не самая хорошая идея [ll31].
В свою очередь, как утверждали эксперты, для постройки суперледокола завод в Санкт-Петербурге пришлось бы реконструировать, создав сухой док длиной 400 метров, перекрытый эллингом, который бы позволил возводить столь крупные суда, как ЛК «Лидер», — и эта работа оценивалась в 18-20 млрд рублей дополнительно [ll32]. Правительство около 3 лет не решалось отдать предпочтение тому или иному заводу, а борьба между ними даже нашла отражение в СМИ. Сообщалось, с одной стороны, о попытках генерального директора «Балтийского завода» Алексея Кадилова заставить повлиять на ситуацию губернатора Санкт-Петербурга Георгия Полтавченко [ll32]и вообще о постоянных срывах сроков выполнения ОСК заказов и работе в убыток, с другой — о лоббистских усилиях главы «Роснефти» Игоря Сечина, которому необходимо загрузить «Звезду» после того, как стало известно об ее убыточности из-за отсутствия заказов [ll35]. В любом случае, пока высокая стоимость ледокольной проводки снижает ценовую привлекательность СМП по сравнению с Суэцким каналом. В ближайшие годы этот факт остается значимым риском для развития мореплавания в этих широтах, особенно для контейнерных перевозок.
2019 год объявлен в атомной отрасли годом атомных ледоколов — такое решение принято в честь предстоящего 60-летия отечественного ледокольного флота. Хочется надеяться, что юбилейный год принесет направлению много позитивных факторов для развития.
Целевая расстановка ледоколов ГК «Росатом» в 2025—2030 гг.
Список литературы
[
[ll02]Ледокол «Лидер» мощностью 120 МВт будет стоить около 70 млрд руб. // По словам замглавы МЭР, этот ледокол нужен для полноценного функционирования Северного морского пути // ТАСС, 30.03.2017
[ll03]Центр Кудрина за 12 млн рублей оценит потребность России в ледоколах // Vedomosti.ru, 08.07.2017
[ll04]Развитие Северного морского пути: от слов к делу // vestifinance.ru, 14.09.2017
[ll05]Атом против газа / У «Атомфлота» могут появиться СПГ-ледоколы // Герман Костринский, Анастасия Веденеева, Юрий Барсуков, Коммерсантъ (kommersant.ru), 22.09.2017
[ll06]Центр Кудрина обосновал эффективность проекта новых атомных суперледоколов // РИА Новости, 27.09.2017
[ll07]«Мегапроекты в Арктике без прямого участия государства невозможны» / Глава «Атомфлота» Вячеслав Рукша о том, чем ледоколы похожи на трубопроводы // Коммерсантъ, 29.09.2017
[ll08]Ледоколы заплутали в тумане / Перспективы новых проектов для освоения Арктики остаются под вопросом // Анастасия Веденеева, Анатолий Джумайло, Юрий Барсуков, Коммерсантъ, 20.10.2017
[ll09]Атомный «Лидер» станет арктическим охотником / Новейшие ледоколы в угрожаемый период получат модульное вооружение // Дмитрий Литовкин, Алексей Рамм, Евгений Дмитриев, Николай Сурков / Известия (iz.ru), 22.11.2017
[ll10]Ледокол «Лидер» совершит прорыв в российской экономике — гендиректор Балтзавода // Кирилл Яблочкин, tvzvezda.ru, 22.12.2017
[ll11]Технический проект атомного ледокола «Лидер» уже готов, заявил Рогозин // РИА Новости, 27.12.2017
[ll12]Ледокол «Лидер»: разорение бюджета или вопрос престижа? // Александр Шимберг, Regnum, 28.02.2018
[
[
[ll15]Глава «Росатома»: На ледоколы для Северного морского пути нужно 500 млрд рублей // nakanune.ru. 25.05.2018
[ll16]Что мешает развитию Севморпути // Константин Фрумкин, if24.ru, 25.05.2018
[ll17]Борьба за ледокол «Лидер»: на чьей стороне правительство России? // Анна Горохова, Regnum, 02.06.2018
[ll18]ЦСР проведет для «Атомфлота» оценку строительства ледоколов для Северного морского пути // finmarket.ru, 09.06.2018
[ll19]Три атомохода проекта 22220 будут сданы к 2021 году — ОСК // protnews.ru, 14.06.2018
[ll20]Техпроект судна для обслуживания атомных ледоколов нового поколения закончат в 2018 году / По словам гендиректора ЦКБ «Айсберг» Александра Рыжкова, скорее всего, будет построено одно судно, которое сможет обслуживать весь гражданский атомный флот // ТАСС, 15.06.2018
[ll21]Четвертый и пятый атомные ледоколы проекта 22220 могут ввести в строй через восемь лет / Балтийский завод уже строит три таких ледокола — «Арктика», «Сибирь» и «Урал» // ТАСС, 19.06.2018
[ll22]Мечты о «Лидере»: выиграет ли Петербург заказ на самый мощный ледокол? // Анна Горохова, Regnum.ru, 22.06.2018
[ll23]В Выборге спущен на воду портовый ледокол «Обь» // vpk.name, 25.06.2018
[ll24]«Время Арктики» ускоряется // lenta.ru, 29.06.2018
[ll25]Высокотехнологичный ледокол «Александр Санников» вошел в состав российского арктического флота // gazprom-neft.ru, 29.06.2018
[ll26]Строить ледокол «Лидер» на Дальнем Востоке — «долго и дорого» // Regnum, 04.07.2018
[ll27]Власти дополнительно закажут два ледокола проекта 22220 // iz.ru, 02.07.2018
[ll28]«Росатому» дольют дизеля / «Атомфлот» может забрать ледоколы у «Росморпорта» // Анастасия Веденеева, Коммерсантъ, 09.07.2018
[ll29]ВЭБ интересуется финансированием строительства танкеров и ледоколов // РИА Новости, 23.07.2018
[ll30]«Это просто вредная идея по существу» / Глава НОВАТЭКа Леонид Михельсон о гарантиях, партнерах и Севморпути // Юрий Барсуков, Коммерсантъ, 25.07.2018
[ll31]70 млрд приплыли в «Звезду» / Судоверфь «Роснефти» получит заказ на строительство сверхмощного ледокола // Алина Фадеева, Василий Маринин, Газета РБК, 27.07.2018
[ll32]Сечин лишил «Балтзавод» «Лидера»: почему Петербург остался без заказа на крупнейший в мире атомный ледокол // Илья Казаков, Fontanka.ru, 27.07.2018
[ll33]В. Путин в сентябре 2018 г. озвучит решение о месте строительстве атомного ледокола Лидер // Neftegaz.ru, 27.07.2018
[ll34]ЦКБ «Айсберг» не исключает строительства в России еще четырех атомных ледоколов / Серию из трех ледоколов уже строят на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге // ТАСС, 28.07.2018
[
[ll36]Росатом изучит возможность продления сроков работы атомных ледоколов // РИА Новости, 31.07.2018
[ll37]Корпус атомного ледокола «Урал» планируют спустить на воду в мае 2019 года // РИА Новости, 09.08.2018
Авторы: Андрей Моченов, Вера Федулова