ENG
Перейти в Дзен
Регионы / Спецпроекты

Ледоколы для Севморпути: прогнозы на фоне конфликтов

Одним из ключевых факторов, обеспечивающих дальнейшее развитие Северного морского пути (СМП), является ледокольное обеспечение судоходства. Западная часть СМП, от Мурманска до Енисея, характеризуется более легкой ледовой обстановкой и хорошо освоена еще со времен СССР. Сейчас трафик там вполне сопоставим с европейским [ll04]. Восточная же часть пути проходима всего несколько месяцев в конце лета и начале осени, а в остальное время мореходство здесь напрямую зависит от развития ледокольного флота, по крайней мере пока таяние арктических льдов не внесет существенные изменения в саму карту Северного морского пути. Пока же судоходство через восточную часть СМП возможно 5-6 месяцев в году, а имеющиеся ледоколы могут работать с толщиной льда до 3 метров. 

Павел Львов / РИА Новости

Распределение сил

Число ледоколов, имеющихся и функционирующих в России, можно сопоставить с общим количеством их во всём мире. В настоящее время в акватории Северного морского пути действуют 8 линейных ледоколов, 4 из которых — атомные («50 лет Победы», «Ямал», «Таймыр», «Вайгач») и 4 — дизель-электрические («Адмирал Макаров», «Красин», «Капитан Хлебников» и «Капитан Драницын»). При этом транзитные рейсы в основном обеспечиваются атомными ледоколами. Три из действующих атомных ледоколов («Ямал», «Таймыр», «Вайгач»), согласно прогнозам Росатомфлота, в 2022—2026 гг. выработают свой ресурс и будут выведены из эксплуатации. Им на смену должны прийти атомоходы «Арктика», «Сибирь и «Урал», которые строятся на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге по заказу Росатомфлота. В настоящее время Росатом проводит изыскания для определения возможности продления сроков эксплуатации атомных ледоколов «Ямал», «Таймыр» и «Вайгач» до 36 лет, а в перспективе — до 40 лет (для ледоколов «Таймыр» и «Вайгач») [ll36], что позволит на несколько лет отсрочить их вывод из эксплуатации. Кроме того, Росатом заявлял о намерении в рамках передачи ему хозяйствующих функций оператора Северного морского пути забрать у Росморпорта ледоколы «Адмирал Макаров» и «Красин». В принципе, законопроект, наделяющий Росатом функциями по управлению госимуществом на СМП, в частности инфраструктурой порта, одобрен в первом чтении, а по приказу Минтранса 2017 года инфраструктура морского порта включает в том числе ледоколы. Хотя, разумеется, справедливой эта схема кажется не всем [ll28].

Также возможность строительства собственных СПГ-ледоколов мощностью 40 МВт рассматривает компания НОВАТЭК, крупнейший игрок в северных широтах, владелец линий завода по сжижению газа «Ямал СПГ». По словам председателя правления НОВАТЭКа Леонида Михельсона, такие же СПГ-ледоколы есть в планах Росатома, и «мы сейчас ведем совместное обсуждение» [ll30]. По мнению Михельсона, ледоколы мощностью 40 МВт на СПГ можно было бы использовать акватории Обской губы и Карского моря, а атомный ледокольный флот можно использовать на восток от Обской губы, от Карского моря до Берингова пролива [ll30]. В целом есть ожидания, что атомные ледоколы «Росатомфлота» будут использоваться в восточной части СМП, а с европейской, западной частью справятся ледоколы на СПГ.

Планы и прогнозы

По оценкам Росатомфлота, в дальнейшем для круглогодичной эксплуатации СМП потребуется 13 ледоколов: остается атомный ледокол «50 лет Победы», который будет служить до 2035 г. (остальные 3 атомных ледокола пока что должны закончить работу в 2022—2026 гг.), и дополнительно в ближайшие годы необходимо построить еще 12.

  • 5 атомных ледоколов проекта 22220 мощностью 60 МВт (ЛК60), три из которых («Арктика», «Сибирь», «Урал») уже строятся на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге и будут сданы в эксплуатацию в 2019‑2021 годах [ll13, ll19]. Четвертый и пятый, как ожидается, будут введены в строй в 2025 и 2026 годах [ll14, ll21]. Имеют переменную осадку (8,55 / 10,5 м).
  • 4 СПГ-ледокола мощностью 40 МВт проекта Aker ARC 123 (СПГ ЛК40). Имеют осадку 9 метров, что позволяет использовать их на мелководных участках, в т.ч. в устьях рек. По прогнозам Росатома, могут быть заложены в 2019—2020 гг. и введены в эксплуатацию в 2022—2025 гг. [ll14]. Как следует из документов, проектированием ледоколов занимается финская компания Aker Arctic Technology Oy, а строиться ледоколы будут на финской верфи Arctech Helsinki Shipyard, принадлежащей российской ОСК.
  • 3 атомных ледокола ЛК «Лидер» проекта 10510 мощностью 120 МВт. Эти ледоколы предполагается задействовать на самых сложных отрезках в восточной части СМП — они позволяют преодолевать сплошные льды толщиной до 4,1 м, прокладывать судоходный канал шириной до 50 м [ll01, ll09, ll14]. Окончательное решение о строительстве ледоколов «Лидер», как ожидается, будет принято до конца 2018 г.

Реалистичность заявленных планов по строительству нового ледокольного флота пока остаётся под сомнением. В мае 2018 г. на ПМЭФе гендиректор госкорпорации «Росатом» Алексей Лихачев оценил затраты на строительство новых ледоколов в 500 млрд руб. В то же время, по его словам, одно только государство такую сумму не даст — необходимо привлекать смешанное финансирование. Возможно, эти средства будут выделены совместно Фондом национального благосостояния, Ростатомом и федеральным бюджетом [ll15].

Алексей Лихачев, генеральный директор госкорпорации «Росатом»:

«Мы просчитали, кстати, вместе с Алексей Львовичем [Рахмановым — главой ОСК], с его коллегами, потребность в ледокольном флоте в горизонте до 2030 года. Мы её хорошо представляем: 3 нынешних строящихся сейчас УАЛа [универсальных атомных ледокола ЛК60], плюс 2 еще. Плюс 4 ледокола на СПГ. Плюс от 1 до 3 — в горизонте 15 лет — ледокола нового поколения «Лидер». Вы знаете, сколько денег нужно на них? Полтриллиона рублей. Я почти уверен, что никакие полтриллиона рублей нам государство в чистом виде не даст. Поэтому мы вышли с предложением о смешанном финансировании, где будет часть государственных денег, часть денег возвратная, скажем, денег ФНБ, часть денег госкорпорации «Росатом», часть денег, привлеченная с рынка» (25.05.2018, ПМЭФ-2018, сессия «Арктический потенциал. Северный морской путь как драйвер экономического роста»).

Член Совета Федерации от Сахалинской области Дмитрий Мезенцев на ПМЭФ-2018 высказывал предположение, что для строительства ледоколов могли бы привлекаться «длинные» деньги пенсионных фондов. Потенциальный интерес к участию в привлечении финансирования для строительства ледокольного флота проявил Сбербанк: в рамках ПМЭФ-2018 он подписал меморандум о сотрудничестве с Росатомом, о чем сообщается в пресс-релизе Сбербанка, вышедшего под заголовком «Сбербанк будет участвовать в строительстве ледокольного флота России». Судя по содержанию пресс-релиза, банк видит свою роль прежде всего в качестве консультанта по привлечению финансирования:

«Сбербанк и Госкорпорация «Росатом» заключили меморандум о сотрудничестве. <…> Целями сотрудничества являются: развитие арктического флота и безопасного судоходства в акватории Северного морского пути, развитие морских портов Арктики, содействие компаниям, добывающим нефть, газ и другие полезные ископаемые в Арктической зоне, а также выработка «подходов к финансированию строительства нового ледокольного флота и инфраструктуры для его бесперебойной работы в рамках обеспечения круглогодичной навигации в акватории Северного морского пути». По проектам «Росатома», связанным с развитием ледокольного флота, предполагается использование всех необходимых финансовых инструментов, в том числе лизинга, кредитования и банковских гарантий. Сбербанк будет участвовать в структурировании схемы финансирования проектов строительства ледоколов и инфраструктуры для их бесперебойной работы. Банк также предоставит Госкорпорации «Росатом» предложения для выбора наиболее эффективных инструментов заимствований и будет содействовать в формировании структуры портфеля заимствований для финансирования вышеуказанного строительства». (sberbank.ru, 25.05.2018)

В июле о заинтересованности участия в финансировании строительства ледоколов и танкеров для СМП заявлял ВЭБ в лице первого зампреда Николая Цехомского [ll29]. Однако пока это все слова и декларации о намерениях. Источники финансирования на обновление ледокольного флота до сих пор не определены. Как нет окончательного решения о том, сколько и каких ледоколов понадобится для эффективного функционирования СМП.

В прошлом году «Атомфлот» заказывал Центру стратегических разработок (ЦСР) оценить потребности в новых сверхмощных атомных ледоколах ЛК-120 проекта «Лидер». Как сообщил глава «Атомфлота» Владимир Рукша, расчеты специалистов ЦСР подтвердили бюджетную эффективность проекта строительства в России трех атомных ледоколов нового поколения проекта 10510 «Лидер» [ll06]. Однако до сих пор властями не принято окончательного решения, сколько «Лидеров» будет построено — то ли один, то ли два, то ли три. Также нет ясности, сколько будет ледоколов проекта 22220 мощностью 60 МВт. Сейчас в стадии строительства находятся 3 ледокола. Росатомфлот ранее заявлял, что всего необходимо 5 таких ледоколов. Вроде бы эти планы поддерживаются в правительстве: в июле 2018 года вице-премьер РФ Юрий Борисов сообщил, что власти планируют заказать еще два атомных ледокола проекта 22220, но подробностей пока не поступало [ll27]. В свою очередь генеральный директор ЦКБ «Айсберг», разрабатывающего проекты большинства ледоколов, Александр Рыжков, выступая в конце июля на Дальневосточном морском салоне, не исключил строительства еще четырех атомных ледоколов проекта 22220, то есть возможно, что всего 60‑мегаваттных ледоколов может быть 7 [ll34]. При этом не уточнялось, повлияет ли возможное увеличение количества ледоколов 60 МВт на планы строительства ЛК «Лидер».

В июне 2018 г. СМИ сообщили, что «Атомфлот» заказал Центру стратегических разработок еще одно исследование — определить потребности и оценить эффекты от строительства и эксплуатации атомных универсальных ледоколов и линейных СПГ-ледоколов. В частности, ЦСР проанализирует существующую и перспективную потребность использования ледокольного флота на СМП с учетом грузовой базы, разработает финансово-экономическую модель строительства атомных и линейных ледоколов, а также оценит социально-экономические и бюджетные эффекты, равно как возможные финансовые риски строительства и использования ледоколов [ll18]. Можно предположить, что исследование ЦСР, как и предыдущее, в целом подтвердит заявленную Росатомфлотом потребность в новых ледоколах, но вряд ли окажет какое-то значимое влияние на решения властей по программе строительства ледоколов, которые будут опираться прежде всего на определение объемов и источников финансирования.

ЛИДЕРские проблемы

Вокруг планов по строительству ледокола-гиганта «Лидер» — самого мощного в мире атомного ледокола — остается множество вопросов. Во-первых, не принято окончательное решение о целесообразности строительства таких крупных ледоколов: ряд экспертов полагает, что можно обойтись ледоколами мощностью 60 МВт, другие отмечают, что 120-мегаваттный ледокол, способный взламывать льды толщиной 4 метра, — гарантия всесезонной навигации по СМП, особенно его восточной части.

Во-вторых, не определены источники финансирования строительства. Изначально предполагалось, что первый ледокол будет построен за счёт средств «Программы социально-экономического развития Арктической зоны РФ на период до 2020 года и дальнейшую перспективу». Однако в апреле 2017 года финансирование «Лидера» было исключено из госпрограммы развития Арктики [ll12]. В декабре 2017 на заседании Государственной комиссии по вопросам развития Арктики предлагалось рассмотреть реализацию проекта на основе государственно-частного партнерства [ll12]. Росатом и Минпромторг предполагают привлечение к финансированию строительства других крупных арктических компаний (ФГУП «Атомфлот» и ПАО «Совкомфлот»), а также банков и других внебюджетных источников.

Стоимость ледокола «Лидер» оценивается в 70-95 млрд рублей. В 70 млрд рублей строительство оценил в марте 2017 года замглавы Минэкономразвития РФ Александр Цыбульский [ll02]. В презентации «Атомфлота» [lk10]стоимость одного ледокола «Лидер» оценивается в 95 млрд руб. При этом пока не ясно, нужны будут 2 или 3 таких ледокола.

Переносятся и сроки строительства и ввода первого супермощного ледокола. В конце 2017 г. Дмитрий Рогозин, на тот момент зампред правительства РФ, говорил, что технический проект ледокола «Лидер» уже готов, а сами ледоколы могут быть построены в 2023—2024-2025 гг. [ll11]. Однако сейчас российские чиновники дают менее оптимистичные прогнозы — 2027—2030 гг.

Наконец, главным спорным моментом считается решение о месте строительства «Лидера». В конце июля 2018 года заместитель министра промышленности и торговли Олег Рязанцев заявил, что строительство атомных ледоколов «Лидер» будет размещено на Дальнем Востоке. И хотя сам представитель Минпромторга отказался уточнить, какую верфь имеет в виду, многие пришли к выводу, что имеется в виду судостроительный комплекс «Звезда», принадлежащий консорциуму «Роснефти», «Роснефтегаза» и ГПБ [ll31]. Вице-премьер Юрий Борисов предположил, что окончательное решение по этому поводу озвучит на Восточном экономическом форуме в сентябре 2018 г. президент России Владимир Путин [ll33](ВЭФ-2018 пройдет 11-13 сентября во Владивостоке).

Помимо «Звезды», за этот заказ борется также Объединенная судостроительная корпорация (ОСК), чей Балтийский завод исторически занимался строительством атомных судов. Именно на нем сейчас строятся 60-мегаваттные «Арктика», «Сибирь» и «Урал». Глава ОСК Алексей Рахманов говорил, что на верфях корпорации ледокол «Лидер» можно построить примерно за три с половиной года. И вот тут возникает ряд вопросов. Источники на рынке сообщали, что строить «Лидер» на площадке Балтийского завода в Санкт-Петербурге было бы выгоднее — на 5-7 млрд рублей дешевле, чем на Дальнем Востоке, а гендиректор компании «Профессиональные комплексные решения» Даниил Новицкий говорил, что строительство на «Звезде» будет продолжаться на 2 года дольше, чем на Балтийском заводе (2029 против 2027 года). Даниил Новицкий добавляет, что выпуск судна на ССК «Звезда» потребует строительства цеха спецэнергетики и прочей специализированной инфраструктуры для работы с ядерными энергетическими установками, подготовки специалистов по работе с ними, возникнут проблемы из-за доставки материалов и комплектующих на Дальний Восток — большая часть поставщиков и подрядчиков сосредоточена сейчас на Северо-Западе. Директор по развитию Port News Надежда Малышева добавляет, что у сотрудников «Звезды» вообще нет опыта в строительстве судов, а отрабатывать нужные навыки на столь серьезном проекте — не самая хорошая идея [ll31].

В свою очередь, как утверждали эксперты, для постройки суперледокола завод в Санкт-Петербурге пришлось бы реконструировать, создав сухой док длиной 400 метров, перекрытый эллингом, который бы позволил возводить столь крупные суда, как ЛК «Лидер», — и эта работа оценивалась в 18-20 млрд рублей дополнительно [ll32]. Правительство около 3 лет не решалось отдать предпочтение тому или иному заводу, а борьба между ними даже нашла отражение в СМИ. Сообщалось, с одной стороны, о попытках генерального директора «Балтийского завода» Алексея Кадилова заставить повлиять на ситуацию губернатора Санкт-Петербурга Георгия Полтавченко [ll32]и вообще о постоянных срывах сроков выполнения ОСК заказов и работе в убыток, с другой — о лоббистских усилиях главы «Роснефти» Игоря Сечина, которому необходимо загрузить «Звезду» после того, как стало известно об ее убыточности из-за отсутствия заказов [ll35]. В любом случае, пока высокая стоимость ледокольной проводки снижает ценовую привлекательность СМП по сравнению с Суэцким каналом. В ближайшие годы этот факт остается значимым риском для развития мореплавания в этих широтах, особенно для контейнерных перевозок.

2019 год объявлен в атомной отрасли годом атомных ледоколов — такое решение принято в честь предстоящего 60-летия отечественного ледокольного флота. Хочется надеяться, что юбилейный год принесет направлению много позитивных факторов для развития.

Целевая расстановка ледоколов ГК «Росатом» в 2025—2030 гг.

Источник: «Развитие атомного ледокольного флота для обеспечения крупнейших национальных Арктических проектов» // Росатомфлот, апр. 2018

Источник: «Развитие атомного ледокольного флота для обеспечения крупнейших национальных Арктических проектов» // Росатомфлот, апр. 2018

Список литературы

[ll01]АТОМНЫЙ ЛЕДОКОЛ «ЛИДЕР» ПРОЕКТА 10510 // А.В. Карпенко, ОВТ «Оружие отечества», bastion-opk.ru, 16.12.2016

[ll02]Ледокол «Лидер» мощностью 120 МВт будет стоить около 70 млрд руб. // По словам замглавы МЭР, этот ледокол нужен для полноценного функционирования Северного морского пути // ТАСС, 30.03.2017

[ll03]Центр Кудрина за 12 млн рублей оценит потребность России в ледоколах // Vedomosti.ru, 08.07.2017

[ll04]Развитие Северного морского пути: от слов к делу // vestifinance.ru, 14.09.2017

[ll05]Атом против газа / У «Атомфлота» могут появиться СПГ-ледоколы // Герман Костринский, Анастасия Веденеева, Юрий Барсуков, Коммерсантъ (kommersant.ru), 22.09.2017

[ll06]Центр Кудрина обосновал эффективность проекта новых атомных суперледоколов // РИА Новости, 27.09.2017

[ll07]«Мегапроекты в Арктике без прямого участия государства невозможны» / Глава «Атомфлота» Вячеслав Рукша о том, чем ледоколы похожи на трубопроводы // Коммерсантъ, 29.09.2017

[ll08]Ледоколы заплутали в тумане / Перспективы новых проектов для освоения Арктики остаются под вопросом // Анастасия Веденеева, Анатолий Джумайло, Юрий Барсуков, Коммерсантъ, 20.10.2017

[ll09]Атомный «Лидер» станет арктическим охотником / Новейшие ледоколы в угрожаемый период получат модульное вооружение // Дмитрий Литовкин, Алексей Рамм, Евгений Дмитриев, Николай Сурков / Известия (iz.ru), 22.11.2017

[ll10]Ледокол «Лидер» совершит прорыв в российской экономике — гендиректор Балтзавода // Кирилл Яблочкин, tvzvezda.ru, 22.12.2017

[ll11]Технический проект атомного ледокола «Лидер» уже готов, заявил Рогозин // РИА Новости, 27.12.2017

[ll12]Ледокол «Лидер»: разорение бюджета или вопрос престижа? // Александр Шимберг, Regnum, 28.02.2018

[ll13]Дальнейшее развитие атомного ледокольного флота / В.В.Рукша, генеральный директор ФГУП «Атомфлот» / Материалы III Международной конференции «Арткника-2018» / Презентации докладчиков, 20-21 февраля.2018 (см. презентацию на docviewer.yandex.ru)

[ll14]Развитие атомного ледокольного флота для обеспечения крупнейших национальных Арктических проектов // Росатомфлот, апр. 2018

[ll15]Глава «Росатома»: На ледоколы для Северного морского пути нужно 500 млрд рублей // nakanune.ru. 25.05.2018

[ll16]Что мешает развитию Севморпути // Константин Фрумкин, if24.ru, 25.05.2018

[ll17]Борьба за ледокол «Лидер»: на чьей стороне правительство России? // Анна Горохова, Regnum, 02.06.2018

[ll18]ЦСР проведет для «Атомфлота» оценку строительства ледоколов для Северного морского пути // finmarket.ru, 09.06.2018

[ll19]Три атомохода проекта 22220 будут сданы к 2021 году — ОСК // protnews.ru, 14.06.2018

[ll20]Техпроект судна для обслуживания атомных ледоколов нового поколения закончат в 2018 году / По словам гендиректора ЦКБ «Айсберг» Александра Рыжкова, скорее всего, будет построено одно судно, которое сможет обслуживать весь гражданский атомный флот // ТАСС, 15.06.2018

[ll21]Четвертый и пятый атомные ледоколы проекта 22220 могут ввести в строй через восемь лет / Балтийский завод уже строит три таких ледокола — «Арктика», «Сибирь» и «Урал» // ТАСС, 19.06.2018

[ll22]Мечты о «Лидере»: выиграет ли Петербург заказ на самый мощный ледокол? // Анна Горохова, Regnum.ru, 22.06.2018

[ll23]В Выборге спущен на воду портовый ледокол «Обь» // vpk.name, 25.06.2018

[ll24]«Время Арктики» ускоряется // lenta.ru, 29.06.2018

[ll25]Высокотехнологичный ледокол «Александр Санников» вошел в состав российского арктического флота // gazprom-neft.ru, 29.06.2018

[ll26]Строить ледокол «Лидер» на Дальнем Востоке — «долго и дорого» // Regnum, 04.07.2018

[ll27]Власти дополнительно закажут два ледокола проекта 22220 // iz.ru, 02.07.2018

[ll28]«Росатому» дольют дизеля / «Атомфлот» может забрать ледоколы у «Росморпорта» // Анастасия Веденеева, Коммерсантъ, 09.07.2018

[ll29]ВЭБ интересуется финансированием строительства танкеров и ледоколов // РИА Новости, 23.07.2018

[ll30]«Это просто вредная идея по существу» / Глава НОВАТЭКа Леонид Михельсон о гарантиях, партнерах и Севморпути // Юрий Барсуков, Коммерсантъ, 25.07.2018

[ll31]70 млрд приплыли в «Звезду» / Судоверфь «Роснефти» получит заказ на строительство сверхмощного ледокола // Алина Фадеева, Василий Маринин, Газета РБК, 27.07.2018

[ll32]Сечин лишил «Балтзавод» «Лидера»: почему Петербург остался без заказа на крупнейший в мире атомный ледокол // Илья Казаков, Fontanka.ru, 27.07.2018

[ll33]В. Путин в сентябре 2018 г. озвучит решение о месте строительстве атомного ледокола Лидер // Neftegaz.ru, 27.07.2018

[ll34]ЦКБ «Айсберг» не исключает строительства в России еще четырех атомных ледоколов / Серию из трех ледоколов уже строят на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге // ТАСС, 28.07.2018

[ll35]Сечин оставил Рахманова без 70 млрд / Чтобы загрузить убыточную верфь «Звезда», ей дадут построить ледокол с убытком для государства // rospres.org, 30.07.3018

[ll36]Росатом изучит возможность продления сроков работы атомных ледоколов // РИА Новости, 31.07.2018

[ll37]Корпус атомного ледокола «Урал» планируют спустить на воду в мае 2019 года // РИА Новости, 09.08.2018

Авторы: Андрей Моченов, Вера Федулова

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья