ENG
Добавить в избранное
Это интересно

Города после пандемии: что изменится?

Теме городского развития было посвящено сразу несколько экспертных дискуссий Гайдаровского форума. И это неудивительно. Всем интересно знать, какие российские города быстрее всего восстановятся от последствий пандемии, как будет развиваться система общественного транспорта, вернутся ли в мегаполисы мигранты, останется ли высоким спрос на загородное жилье, станет ли городская среда более комфортной и безопасной.

Иногда они возвращаются
Как умерить аппетиты девелоперов?
Озеленение улиц и экономики

Иногда они возвращаются

За последние 40 лет численность городского населения увеличилась на 50%, и не столько из-за роста количества городов, сколько из-за того, что границы городов размываются. Такие данные привела руководитель Центра Россия-ОЭСР РАНХиГС Антонина Левашенко. Большие города разрастаются, они перенаселены, и локдаун лишь подчеркнул это — те, кому все же приходилось ездить на работу, отмечали, насколько комфортнее стало в общественном транспорте, когда пропали пробки и толчея, появились свободные места.

По мнению профессора МГУ Натальи Зубаревич, с начала пандемии количество прибывающих в Москву мигрантов сократилось на треть.

«Снижение мобильности привело к тому, что люди из регионов перестали приезжать в столицу, а уровень безработицы вырос до 2%, когда в обычное время безработица в Москве была на уровне 0,3%. Как только пойдет восстановление, ворота Москвы откроются вновь, и все вернутся обратно», — пояснила Зубаревич.

Но есть и те, кто, скорее всего, уже не вернется в мегаполис. Некоторые оценили удобство удаленной работы и жизни за городом. Переселение на ближнюю дачу или в глушь в деревню, рассматривавшееся в начале пандемии как временная мера безопасности, оказалось для многих удобным: воздух чище, риск заболеть меньше, личного пространства больше.

По мнению участников сессии «Влияние пандемии на пространственное и городское развитие», коронавирус оказал существенное влияние на сложившуюся в России систему расселения — только в Москве более 20% жителей провели весну и лето 2020 года за пределами города. Отток населения из городов-миллионников сформировал общественный запрос на улучшение социальной инфраструктуры, особенно медицинской, на появление новых школ, больниц и детских садов в пригородах и небольших городах.

«Помимо социальной, для людей также важна и цифровая инфраструктура. При переезде из крупных городов многие обращают внимание на доступность, например, электронных государственных услуг. Люди рассматривают территории, где реализуются хорошие проекты развития, а также развито индивидуальное жилищное строительство. Пандемия пандемией, но все изменения в системе расселения носят долгосрочный характер и связаны с комплексной государственной политикой», — поделилась мнением руководитель направления «Пространственное развитие» Центра стратегических разработок Наталья Трунова.

А Наталья Зубаревич добавила, что за время первого года пандемии резко взлетел спрос на рынок загородного жилья, увеличилось количество строительных площадок под индивидуальные дома. По ее словам, если раньше люди переезжали в пригород, потому что это было «модно и коттеджно», то сейчас бегство из мегаполиса считается «необходимым и безопасным». Вот только девелоперы не всегда учитывают запросы потенциальных покупателей жилья.

Как умерить аппетиты девелоперов?

По мнению Зубаревич, идеальный формат для девелоперов — «человейники», комплексы расположенных в «чистом поле» многоквартирных высоток, жить в которых крайне неуютно.

«Мечтая о комфортной городской или загородной среде, мы сталкиваемся с экономическими интересами тех, кто на жилье зарабатывает. Помешать превратить новые жилые кварталы в гетто может только внятная государственная градостроительная политика. Города-трасформеры — хорошая идея, но пока необходимо хотя бы разобраться с депрессивными зонами в мегаполисах и за их пределами», — считает Наталья Зубаревич.

Наталья Трунова добавляет, что бороться надо с аппетитами не только застройщиков, но и чиновников, и мощным инструментом в этой борьбе может стать цифровизация, которая приведет к прозрачности всей строительной индустрии. Тогда, возможно, новые кварталы из спальных превратятся в жилые, где приятно проводить время, где есть не только магазины, но и другие центры притяжения, где налажено удобное транспортное сообщение. Пока же, отметили участники дискуссии, коммерческий произвол застройщиков ведет к тому, что страдают и архитектурные облики городов, и интересы их жителей, для которых малоэтажные дома и таунхаусы предпочтительнее многоэтажек.

Очень волновал участников дискуссии вопрос транспортной доступности — ключевой для развития любого пространства. Ездить из пригородов в мегаполисы на собственном автомобиле становится некомфортно — мешают многочасовые пробки и проблемы с парковочными местами. Разгрузить автомагистрали могли бы высокоскоростные электрички. Или создание развитой инфраструктуры и новых рабочих мест в малых городах. Такой подход уже реализуется в некоторых российских регионах, в том числе в Нижегородской, Саратовской и в Ростовской области. Первый заместитель председателя ВЭБ РФ, член правления Николай Цехомский отметил, что российские города стали конкурировать друг с другом за людей, а пандемия эту конкуренцию только усилила.

«Я думаю, пандемия может привести к тому, что не только Москва и Санкт-Петербург будут участвовать в этой конкуренции, а и города меньшего размера, которые имеют свои преимущества перед мегаполисами», — заметил Цехомский.

Глава Минстроя Ирек Файзуллин сформулировал один из важнейших приоритетов, которых нужно придерживаться при разрастании городских агломераций: создание мест приложения рабочей силы.

«Понятно, что на новых территориях комплексного развития возникнут школы, больницы; это мы делаем нормативно, но если нет мест, где можно работать, начинаются лишние перемещения. Поэтому комплексное решение — это основа агломерационного развития. На территориях комплексного развития нужно формировать центры притяжения», — заявил он.

Озеленение улиц и экономики

Конечно, возросший спрос на загородное жилье и развитие инфраструктуры в регионах не отменят притягательности больших городов. Да, крупные города первыми приняли на себя удар пандемии, да, в них выше опасность заражения коронавирусом, но и качество медицинской помощи в мегаполисах лучше, чем на периферии, и возможности для самореализации, трудоустройства шире.

Как показало прошедшее в ходе дискуссии о развитии городов голосование, 45% респондентов считают, что крупные городские агломерации после пандемии станут еще притягательнее, и лишь 18% ответили, что жители мегаполисов потянутся в средние города и сельскую местность.

По мнению директора Центра территориальных изменений и городского развития РАНХиГС Андрея Максимова, если крупные города сегодня и выглядят слегка опустевшими, то явление это, скорее всего, временное.

С ним согласен заместитель министра строительства и ЖКХ России Максим Егоров, который отметил, что существует «проблема 400-километрового кольца вокруг Москвы», в пределах которого люди стремятся уехать в столицу, и выразил мнение, что необходимо делать все, чтобы люди оставались в своих городах, для чего необходимо улучшать качество их жизни.

«Мы вроде делаем много: разбиваем парки, скверы. А люди приезжают в другие города, видят, как живут там, и хотят, чтобы в их родном городе стало еще лучше. Значит, надо стараться. Чем больше мы будем делать, тем больше будет изменяться жизнь наших городов», — считает Максим Егоров.

Эксперты также обсудили «экономическое озеленение» городов. Мировые тенденции развития «зеленой энергетики» и сокращения выбросов могут усилиться после завершения пандемии коронавируса. В долгосрочной перспективе все более актуальным становится постепенный переход к использованию возобновляемых и экологически чистых источников энергии, например водорода. По словам замминистра энергетики РФ Павла Сниккарса, в России сейчас завершается первая программа поддержки возобновляемых источников энергии (ВИЭ), и результаты уже есть.

Многие эксперты верят, что после пандемии большие города станут чище и спокойнее, а средние и малые — оживленнее и комфортнее. Но быстрого восстановления от последствий коронакризиса никто не обещает. Как образно выразилась Наталья Зубаревич, «Москва попрет паровозом» — первой оправится от экономического кризиса, за ней «начнут выкарабкиваться Питер и города-миллионники», периферии же придется труднее всего.

Записала Наталья Сысоева

Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»

Вам понравился этот текст? Вы можете поддержать наше издание, купив пакет информационных услуг
Загрузка...
Предыдущая статьяСледующая статья