Два года назад, после известных всем событий, российский ИТ-рынок изменился раз и навсегда. Бизнес-принципы взаимовыгодного партнёрства, институт профессиональной репутации, гарантированный уровень обслуживания, переплата за надёжность — были разрушены теми, кто сам и принёс в своё время эти ценности, казавшиеся незыблемыми, в дикую деловую жизнь России 90-х. Потеря российского рынка в обороте зарубежных производителей вроде бы не очень значительная, по разным оценкам это несколько процентов. Однако, скорее всего, эта потеря навсегда, так как за прошедшее время произошел фундаментальный сдвиг финансовых потоков в сторону российских (а там, где их недостаточно, — китайских) решений.
Существуют три официальных реестра (списка) отечественных ИТ-продуктов:
Название | Когда появился | Количество продуктов |
Единый реестр российской радиоэлектронной продукции (РЭП) | 2020 г. | 20 тысяч |
Реестр телекоммуникационного оборудования (ТОРП) (с 2024 года является частью РЭП) | 2010 г. | |
Реестр российского программного обеспечения | 2016 г. | 20 тысяч |
Попадание продукта в соответствующий реестр гарантирует преференции при проведении государственных закупок. Всё чаще устанавливается прямой запрет на закупку любой иностранной продукции, особенно для критичной ИТ-инфраструктуры.
Специальная комиссия при Министерстве промышленности и торговли проверяет страну производства оборудования у кандидатов на включение в первые два реестра, Министерство цифрового развития занимается тем же для программного обеспечения. Критерии для прохождения проверки постоянно ужесточаются, реестры обновляются и через это сито просеивается всё более чистая в смысле импортозамещения «мука».
На настоящий момент в реестре можно обнаружить практически любое программное или аппаратное решение, кроме совсем сложных и узкоспециальных. И это — хорошо.
Не очень хорошо то, что наличие продукта в реестре ничего не означает в смысле качества функционирования. Бывают такие случаи, когда рабочие образцы были продемонстрированы только комиссии для регистрации, а потенциальным заказчикам производитель отказывается «показать товар лицом». Предполагается, что рынок сам выдавит неэффективных игроков. Это и происходит сейчас в процессе импортозамещения (или, как принято среди своих, — обеспечения импорт-независимости), которым озабочены большинство компаний, зарегистрированных в российской юрисдикции.
Небольшие размеры отечественного рынка означают ограниченные инвестиции в разработку и ограниченное количество образцов, работающих в реальной эксплуатации. Для лечения «детских» болезней любого продукта нужно достаточно времени — наработать на отказ, разобраться в причинах и устранить их. Перед внедрением отечественного решения следует ясно отдавать себе отчёт в том, что хотите вы того или нет, вы теперь — партнёр производителя в благом деле улучшения его продукта. От этой мысли необходимо отталкиваться, планируя новую жизнь в новых реалиях.
К настоящему моменту можно утверждать, что импортозамещение ИТ-решений с сохранением подавляющего большинства необходимого функционала — возможно. Однако, чтобы уменьшить риски необоснованных потерь, необходимо последовательно придерживаться определённых подходов, изложенных ниже.
1. Не спешите
Готовьтесь к марафону. Так, как раньше, точно не будет. Заложите хотя бы полгода на предварительные исследования и полгода на внедрение — и будьте готовы всё это время плотно и ударно работать вместе с производителями и интеграторами. Готовьтесь увеличивать бюджеты на капитальные расходы, иногда в 3–5 раз — это связано не только с жадностью производителей, но и с возросшими финансовыми и логистическими рисками, а также — с размерами рынка, ведь чем меньше оборот, тем дороже единичный образец.
2. Обновите соглашения с бизнесом
Если отношения бизнеса и ИТ в вашей компании до сих пор не были формализованы, самое время внедрять лучшие мировые практики и начать с разработки каталога ИТ-услуг. Согласуйте его со всем стратегическим и оперативным менеджментом, сопроводив многочисленными пояснениями, что на этот раз всё по-настоящему и то, чего не будет в каталоге, — перестанет работать в реальности. Потратьте время на то, чтобы убедиться: вас точно услышали и поставили свои подписи осознанно, потому что через некоторое время к вам всё равно придут с эмоциональными вопросами — и тогда подписи станут вашей защитой.
3. Освежите понимание своих ресурсов
Если у вас до сих пор не было ресурсно-сервисной модели, самое время разработать её. Расспросите про особенности каждого уровня ответственные за него эксплуатирующие подразделения и не слушайте их разговоров о том, что ничего импортозаместить нельзя, невозможно, не получится, не заработает. Подготовьте их ментально и финансово к тому, что будущее всё равно наступит, но туда берут не всех. При необходимости — не стесняйтесь обновить и персонал, потому что им на самом деле придётся получать новые компетенции, и те, кто к этому не готов, могут сильно мешать процессу.
4. Опыт вперёд теории
Не поддавайтесь желанию запланировать импортозамещение последовательно, так, как принято делать при классическом инженерном подходе, например — сначала инфраструктура, потом сервисы, потом приложения… Планируйте в той последовательности, в которой у вас будет оформляться опыт проверки существования рабочих отечественных решений, желательно — у знакомых вам людей.
5. Упрощайте требования до предела
Начните планирование работы импортозамещённого решения с честного анализа: какие функции работающих у вас решений реально нужны, а какие являются «плюшками» и «украшательством». Про плюшки забудьте — хотя бы на время — и не обращайте внимания на плюшки отечественных решений. Сфокусируйтесь на главном. Самый нужный, ядерный функционал, без которого всё развалится. Спуститесь на шаг или два ниже в своих привычках: подумайте, вы действительно сейчас используете весь функционал вашего active-active решения — или вам на самом деле достаточно active-passive в тёплом или может быть даже в холодном режиме. Главное, чтобы то, что точно нужно, — точно заработало после модернизации.
6. Упрощайте выбор до предела
Не затягивайте переговоры с производителями, не пытайтесь исследовать всех сразу в поисках идеального, не тратьте время на очарованность красивыми презентациями. Решения меняются буквально каждый день. Развивается функционал, растёт устойчивость, выпускаются новые версии. Рынок очень активен, и вы не сможете за ним угнаться. Сделайте быстрый анализ на основе того, в чём вы уверены по итогам своего личного общения — с доверенными лицами, с управляющей компанией, с начальством, с кем угодно. Составьте шорт-лист наиболее перспективных вариантов. Чем короче — тем лучше, например не более пяти. Выберите три самых перспективных из них и, если есть время, протестируйте или запросите демонстрацию. Выбирайте на этом этапе не только продукт, но и производителя — как он общается с вами, реагирует на запросы в сервисную службу. Представьте, что завтра вы останетесь один на один с этим решением. По итогам тестирования выберите одно решение и обязательно начните с пилотного внедрения.
7. Обязательное пилотное внедрение
Ограничьте пилотный проект самым минимальным функционалом, но убедитесь в том, что он работает во всех мыслимых и немыслимых ситуациях. Уделите осознанно много времени на разработку технического задания и методики приёмочных испытаний. Убедитесь, что по итогам испытаний работают именно те функции, которые описаны и согласованы в каталоге ИТ-услуг. Убедитесь, что вы сможете головой ответить за каждый пункт в каталоге (а если не сможете, то знаете, кто сможет, вплоть до конкретных ФИО).
Так вы последовательно, стежок за стежком, будете «пришивать» к согласованным с менеджментом пожеланиям техническую реальность. Так вы минимизируете боль пользователей от неожиданных изменений в привычной работе.
8. Крепко держите руль
Приступайте к полноценному внедрению и готовьтесь на время окунуться в море проблем, но не унывайте — все проблемы решаются с современными технологиями.
Ну и, конечно, не забудьте выбрать надёжного партнёра, который будет помогать на каждом этапе. Имя и опыт в наступивших реалиях мало что значат сами по себе — у всех мало опыта, а головастые «рок-звёзды» в крупных интеграторах расписаны на годы вперёд. Выбирайте партнёра, который демонстрирует системный подход, не стремится обаять и успокоить вас рассказами, а предлагает конкретные планы и решения. И всё получится.