ENG
Добавить в избранное
Регионы / Спецпроекты

Хайтек для Арктики

В ноябре прошел XII Петербургский международный инновационный форум. На нем был организован круглый стол «Промышленные инновации Санкт-Петербурга для Арктики», на котором обсуждали производство и продвижение технологичных продуктов для Заполярья. Участники изучали потребность региона в таких разработках, как беспилотные системы и робототехника, обеспечивающих бесперебойную работу на добывающих станциях в суровых климатических условиях.

Хайтек для Арктики

Какие технологические разработки необходимы Арктике

В Арктике расположены 25% мирового запаса углеводородов, что вызывает повышенный интерес к этому региону. По информации Российского газового общества, территория Заполярья в плане добычи освоена на 2%. Использование технологий позволят максимизировать результаты разведывательных работ и эффективность разработки месторождений, сохраняя окружающую среду и экологию Арктики.

Экономическую ценность региона составляет добыча природного газа: здесь добывается 80% общего российского объема. Второй по значимости — горнопромышленный комплекс, в частности цветная металлургия: никель, медь, золото, платина. В Арктике добывают внушительную долю алмазов, флогопиты, апатит, 100% сурьмы — основные запасы полезных ископаемых в стране. На третьем месте — рыбохозяйственный комплекс. 30% рыбы и морепродуктов отлавливают в Заполярье, здесь же производят 20% рыбной консервации.

Основными направлениями развития Арктического региона стало освоение Северного морского пути, безопасность судоходства, применение на судах возобновляемых источников энергии. Инновации с применением цифровых технологий необходимы для создания и поддержки транспортной инфраструктуры, связи, кибербезопасности и добычи нефти. Для Арктики ключевыми моментами становится резервирование оборудования, соблюдение сроков гарантии, сервисное обслуживание в сложных условиях, создание интеллектуальных платформ для внедряемых проектов.

Современные ледоколы также требуют использования технологических новинок в области безопасности и экономичности. Три модели нового поколения — «Сибирь», «Урал» и «Арктика» — строят с использованием уникальных гребных электродвигателей.

На каждом ледоколе установят по три таких агрегата мощностью 20 МВт. Теперь атомоходы смогут пробить толщу льдов до 2,9 метров. Это значительный шаг к освоению Северного морского пути. Ученые ведут разработки по созданию ледоколов, двигатели которых используют сжиженный газ. Такое судно отличается экономичностью и экологичностью за счет снижения выбросов в атмосферу.

Инновационные технологии используют и для передвижения по суше. «КАМАЗ» разработал и опробовал в условиях Арктики автомобиль спецназначения для перевозок в условиях Крайнего Севера. Модель называется «КАМАЗ-Бурлак». Это гибрид контейнеровоза и грузовика для погрузки и перемещения специальных емкостей для нефти — буллитов, который способен перевозить манифольды — узлы нефтегазовой арматуры. Новый «КАМАЗ» незаменим для нефтегазовой промышленности.

Транспортную доступность региона планируют обеспечить с помощью беспилотной техники и амфибийного транспорта, способного развивать высокую скорость. Ведутся разработки для Арктики по созданию экранопланов. Эти виды транспорта способны обеспечивать и поддерживать круглогодичную деятельность на добывающих объектах, расположенных в море. Другими направлениями инновационного продвижения стали создание автономных энергетических систем и применение smart-технологий и оптоволоконных линий в условиях Заполярья.

Проект «Айсберг»

Проект «Айсберг», который внедряет ЦКБ «Рубин», занимается производством подводных и подледных автономных комплексов, которые позволят находить и разрабатывать арктические месторождения. Энергетические комплексы включают в себя роботизированные установки для бурения и добычи, оснащенные автоматизированной подачей энергии и системой контроля оборудования. Они представляют собой настоящие подводные предприятия размером с небольшой город.

Частью проекта «Айсберг» является подводное судно для сейсмической разведки, которое функционирует под тощей арктических льдов. А также транспортировщик, спроектированный по типу катамарана, способный перемещать крупногабаритные грузы под водой. Он используется для перевозки буровых комплексов, энергетических ядерных установок, частей инфраструктуры месторождений.

Проект «Айсберг» разрабатывается на перспективу. Ведь нефтеразработка в Арктике ведется только платформой «Приразломная», с использованием новейших технологий и материалов. Она устойчива к действию арктических льдов и низких температур. Нижняя часть представляет собой кессон с бетонными стенами толщиной 3 метра, покрытыми антикоррозийным и износостойким материалом — плакированной сталью. Основание платформы способно выдержать удар, равный по силе прямому попаданию торпеды.

На «Приразломной» проводятся такие операции, как бурение, добыча нефти, хранение и загрузка танкера. Платформа обеспечивает себя электроэнергией и теплом. Принцип ее работы — «нулевой сброс»: отходы добычи помещаются в поглощающую скважину. Такая концепция обеспечивает безопасность для окружающей среды.

Разработки ученых из Санкт-Петербурга для Арктики

В Санкт-Петербурге расположен комплекс промышленных и научно-исследовательских предприятий, занимающийся разработками для Арктики. Здесь находится Арктический и Антарктический НИИ — крупный центр по изучению полярных широт. Он проводит наблюдения и исследования погодных условий, ледников и Северного морского пути для компаний, которые работают на Крайнем Севере.

Главная геофизическая обсерватория им. Воейкова занимается изучением климатических условий, их изменения и влияния этих изменений на экономическую ситуацию в соседних регионах: лесное и сельское хозяйство, транспорт, строительство, энергетику.

Представители промышленных предприятий Петербурга уделяют внимание техническим требованиям к продукции, предназначенной для Арктики. Они также заинтересованы в подготовке кадров для производства такой продукции, разработке новых технологий и эксплуатации оборудования в условиях Заполярья. А представители Арктических регионов уделяют внимание проектам и разработкам петербургских ученых и производителей, которые предназначены для деятельности в условиях вечной мерзлоты.

Как найти инвестора для внедрения инноваций

На территории Арктики приняты в разработку 160 проектов и мероприятий, заинтересовавших инвесторов. Для их внедрения привлечены денежные средства в размере 1 трлн рублей. Поддержка федерального бюджета составляет 400 млрд рублей, а местных — 21 млрд. 90% инвестиций направлены на 4 основные сферы: транспортная инфраструктура (50%), энергетика (20%), добывающая и перерабатывающая промышленность (13%) и судостроение (11%).

Большая часть арктических инвестиционных проектов, которые не связаны с разработкой недр и сельским хозяйством, являются дорогостоящими из-за особенностей климата и трудностей с логистикой. Они долго окупаются и отличаются высокой степенью риска, поэтому мало привлекают частных инвесторов, которые не готовы вкладывать деньги в такие проекты. Дополнительным препятствием стало отсутствие или низкое качество интернет-соединения в регионе, которое тормозит бизнес-процессы.

Ситуацию может исправить развитие партнерских отношений с распределением между ними рисков инвестиционного проекта. Совместное освоение Арктики должно гарантировать взаимное соблюдение интересов инвесторов и объективное распределение доходов, а также рисков.

Вопросы освоения Арктики часто поднимаются на конференциях и форумах, посвященных инновациям и новым технологиям. Другие регионы занимаются подготовкой нормативно-правовой, научной, технической базы и кадровым потенциалом для освоения территорий Крайнего Севера. Использование IT-технологий, инновационных разработок, а также согласованность деятельности участников способна дать экономическому развитию России мощный толчок для развития и выхода на международный рынок.

Для повышения инвестиционной привлекательности Арктического региона необходим свежий взгляд на отрицательные стороны инвестиций в освоение Арктики, креативный подход, способный минусы превратить в плюсы. Например, суровые условия Севера преподнести как новые возможности для применения технологий, способные доказать их состоятельность и качество работы. Плюсом слабой инфраструктуры становится низкий уровень конкуренции и возможность занять прибыльные ниши с минимальными вложениями.

Чтобы максимально реализовать инвестиционный потенциал региона, необходимы изменения законодательной базы. А также создание для потенциальных инвесторов специальных привлекательных условий. Чтобы экономическая деятельность в Арктике была продуктивной, необходимо создание собственной нормативно-правовой базы, особенно в сфере госзакупок, формирование особой экономической зоны и привлечение квалифицированных кадров для работы в суровом климате.

Население покидает арктические территории. Для полноценного притока инвестиций нужны глобальные изменения кадровой политики региона, новые подходы к подготовке кадров и создание условий для комфортного проживания молодых специалистов. Рост уровня жизни будет способствовать притоку инвестиций и наоборот — чем больше вливаний, тем лучше инфраструктура и выше уровень жизни населения.

Для инвесторов важно наличие высокоскоростного интернета и развитой логистики. Решение этих задач имеет первоочередное значение для повышения инвестиционной привлекательности Арктики.

Автор: Кристина Фирсова

Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»

Вам понравился этот текст? Вы можете поддержать наше издание, купив пакет информационных услуг
Загрузка...
Предыдущая статьяСледующая статья