Аналитика, Мнение

HR-бизнес: Добро пожаловать в госсектор

Рынок HR в кризис

Можно ли сегодня заработать в HR? Может, кого-то это удивит, но да, можно, еще как. Когда все вокруг говорят о кризисе и снижении платежеспособности клиентов, HR-рынок находится в стадии роста, а ключевые игроки прирастают в среднем на 15% ежегодно. Хорошим индикатором движения и покупательной способности на рынке HR является растущий спрос на участие в ключевом мероприятии рынка — выставке и конференции HR EXPO. Билеты активно раскупаются — в особенности по сравнению с 2008 годом, когда спрос был нулевым. Постоянными клиентами HR EXPO являются такие компании, как «Экопси-консалтинг», ICF, Everyco, «Северсталь», «Сибур», «Магнит», РЖД, «Билайн», «Росатом», «Ашан» и другие.

HR-бизнес: Добро пожаловать в госсектор

Самое интересное — за счет чего растет рынок HR. Кто они, эти потребители HR-услуг в ситуации, когда бизнес, в общем-то, не экономит разве что на жизненно необходимом? Зарубежные компании — едва ли, крупный бизнес — нет.

На чем зарабатывают HR-компании

Мы решили провести мини-исследование, чтобы выяснить, где сосредоточены точки роста рынка HR. А кто об этом может рассказать лучше самих участников рынка? «Амплуа» занимается выставкой уже 20 лет, налажены хорошие партнерские отношения с экспонентами, мы подумали, почему бы нам не проанализировать состав клиентов HR-компаний, чтобы понять закономерность? Какие именно организации готовы вкладывать сегодня в обучение персонала, повышение его эффективности, развитие талантов?

Наши коллеги, провайдеры HR-услуг, в их числе «Экопси-консалтинг», SHL, TalentQ, «Гуманитарные технологии», любезно поделились с нами информацией о составе клиентов. Ничего конфиденциального: сфера деятельности, масштаб, организационно-правовая форма. В итоге у нас получился перечень из 154 организаций — покупателей продуктов в сфере управления персоналом (обучающие программы, семинары, тренинги, кадровое сопровождение, рекрутмент и др.). Мы проанализировали данные начиная с 2017 года. И вот к каким выводам мы пришли.

В спросе на услуги по подбору и обучению персонала растет доля компаний с государственным участием, а также органов государственной власти. Если в 2017 году рынок HR-услуг в госсекторе (включая компании с госучастием) составил 10% всего рынка, то в 2018 году — 25%. По итогам двух первых кварталов 2019 года доля госкомпаний и ведомств в спросе на HR-услуги составила уже 30%.

Вот он, драйвер роста! И это за последние полтора года.

В чем причина такого прорыва?

Провайдеры говорят, что топ-менеджмент понял: успешное функционирование предприятий невозможно без вложений в человеческий капитал, без работы с ним. Госкорпорации увидели пользу, которую могут дать HR-услуги при работе с сотрудниками.

При этом на рынке ожидается еще более активный приход государственных структур, а конкретно — госорганов. Уже сейчас есть спрос на обучение и тренинг сотрудников аппаратов губернаторов и министров, других госслужащих разных уровней. За последние два года покупки, сделанные госкорпорациями и госсектором, выросли примерно в два раза: если раньше государство закупало условно на пять миллионов рублей, то сейчас цифра увеличилась до десяти миллионов.

Первыми потребителями HR-услуг на государственном уровне стали госкорпорации. Эту тенденцию иллюстрирует пример Банка России, который стал активным игроком на рынке HR какие-то 2 года назад, а уже в прошлом году создал корпоративный университет для обучения сотрудников. Услуги HR-компаний активно покупает и «Почта России», и Сбербанк, и многие другие структуры. В настоящий момент к госкорпорациям присоединился сектор госструктур — пока это уровень министров и губернаторов, но в дальнейшем масштаб будет только увеличиваться.

Будьте в тренде

Какие выводы можно сделать HR-компании? Ищите клиентов там, где они ищут вас. Сейчас HR-услуги востребованы в госсекторе. Значит, надо нацелиться на этот рынок. Потребление HR-услуг государственными структурами в тренде. А начало этому тренду, по всей видимости, положил проект «Лидеры России». Он продемонстрировал, насколько повышение эффективности работы человеческих ресурсов может повлиять на эффективность бизнес-процессов в целом. И это актуально не только для коммерческих компаний, но и для госкорпораций.

Не надо никаких холодных прозвонов, неэффективных рассылок. Зачем убеждать кого-то в том, что ему нужны ваши услуги? Рынок не обманывает, доверьтесь ему и переориентируйтесь на перспективного клиента — государство.

Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»
Загрузка...
Предыдущая статьяСледующая статья