Эпохе стартапов как ключевых игроков на рынке инноваций пришел конец, как и тотальной угрозе «уберизации» традиционного бизнеса. По крайней мере, к такому выводу пришли по итогам глобального исследования C-SuiteStudy в Институте IBM Institute for Business Value.
Само исследование представили в рамках крупнейшего события мобильной индустрии Mobile World Congress в Барселоне. Ключевой вывод, к которому пришли аналитики, оказался довольно неожиданным — как оказалось, следующую волну инноваций в мире предстоит возглавить вовсе не начинающим игрокам, а напротив, традиционным компаниям. Напомним, еще совсем недавно Forrester Research прогнозировала, что многие существующие компании рискуют не справиться с переменами, которые вызваны развитием интернет-технологий и их все возрастающим проникновением во все сферы жизни. А компания CB Insights прогнозировала усиление в 2018 г. именно технологических корпораций.
В рамках исследования специалистами Института IBM Institute for Business Value в сотрудничестве с Oxford Economics было опрошено 12 854 топ-менеджеров компаний из 112 стран мира и 20 отраслей (всего было проведено более 2 000 личных и более 10 000 телефонных интервью). В число участников исследования вошли основатели компаний, финансовые директора, директора по маркетингу, развитию, а также технические директора.
Дисрапторы проиграли
Предсказания о том, что стартапы-разрушители, или «дисрапторы», выйдут на лидирующие позиции в экономике, не подтвердились; главные роли заняли давно работающие на рынке компании. Как уточняют авторы доклада, якобы громоздкие гиганты смогли найти гибкие способы адаптации к новому ландшафту.
Самый главный вывод, к которому пришли аналитики, заключается в том, что действующие игроки рынка чаще, нежели новые участники, добиваются прорывных результатов в своей отрасли. По крайней мере, об этом заявило 72% участников исследования. При этом лишь 22% респондентов отметили, что прорывные изменения инициируют именно стартапы и начинающие компании.
«Исторически сложилось ощущение, что слоны не могут танцевать, а традиционным игрокам рынка будет трудно реагировать на вызовы и неминуемо предстоит уберизироваться или прекратить существование. Однако, как мы видим, есть предел того, насколько далеко могут зайти данные процессы», — заявил старший вице-президент IBM Global Business Services Марк Фостер в интервью агентству Рейтер.
Как показало исследование, только 27% топ-менеджеров сообщили, что сталкиваются с угрозой радикальных перемен бизнес-модели в своей отрасли. И лишь 23% отметило, что драйверы инноваций пришли в их изначальную индустрию извне, например, из смежных отраслей и т.д.
Значительная часть (36%) принявших в исследовании руководителей отметили лишь незначительное влияние инновационных процессов на их бизнес или же вовсе заявили об отсутствии последнего. Более того, 44% и вовсе заявили, что не видят никакой необходимости преобразовывать свои компании в качестве ответа на подрывные инновации.
Big Data и платформы
Как уточняется в докладе IBM, способствовать инновациям в будущем будут две ключевые вещи — возможность использования больших данных, а также владение бизнес-платформами.
«Данные станут критически важными и превратятся в новую валюту», — полагают авторы доклада.
При этом лишь 20% всех данных в мире остаются публичными, остальными 80% владеют предприятия и корпорации, и они недоступны для глобального открытого использования. При этом сегодня уже появились инструменты для использования этих массивов данных. Именно эти данные позволят всем отраслям экономики трансформироваться и стать более адаптивными. Сегодня крупные компании и корпорации инвестируют в технологии, чтобы стать более подвижными и позволить приблизиться к состоянию непрерывной трансформации.
При этом большие данные компании обрабатывают с помощью технологий искусственного интеллекта и применяют их в рамках работы с клиентами. Как отметили 43% участников опроса, они, вероятно, будут инвестировать в ИИ и когнитивные технологии, а две трети ожидают, что их компании будут развивать технологии CX (клиентского опыта), уделяя приоритетное внимание работе с клиентами, а не работе над продуктами.
Критически важным станет создание и развитие компаниями собственных бизнес-платформ, утверждают в IBM. По крайней мере, 57% компаний, стратегия которых включает глобальное реформирование отрасли, являются основателями или владельцами собственных бизнес-платформ и маркетплейсов. В результате, организуя прямые взаимодействия между потребителями и производителями, а также собирая множество данных на этом пути, они получают возможность доминировать в своих сегментах рынка и масштабироваться на новых.
Неслучайно сегодня уже 28% принявших участие в опросе топ-менеджеров перераспределяют капиталы в пользу развития бизнес-платформ. В будущем перераспределение капиталов в пользу бизнес-платформ составит $1,2 триллиона в ближайшие два-три года, увеличившись на 174%, прогнозируют в IBM.
Главное — это люди
Как отмечают авторы доклада, традиционные игроки рынка сегодня активно скупают прорывные стартапы, получая доступ к инновационным цифровым навыкам и талантам. Игроки финансового рынка приобретают финтех-стартапы, а также новые страховые и regtech-сервисы. Те же тренды фиксируются и в других отраслях экономики — например, Walmart приобрел ритейл-платформу Jet.com, компания UPS купила «убер для грузовиков» Coyote Logistics, а компании Airbus, Virgin Group, Qualcomm инвестируют в глобальную спутниковую систему OneWeb.
При этом, отмечают в IBM, к настоящим прорывам в экономике приводят не столько технологии, сколько люди, специалисты. Компании-разрушители остаются на рынке и продолжают развиваться, поскольку создают условия, позволяющие работникам изучать новые технологии по мере их появления.
«Компании, которые работают лучше, — это компании, которые не просто сосредоточены на своих навыках, но создающие повсеместную и непрерывную культуру обучения. Ведь каким бы ни был навык, через пять лет он уже не будет иметь значения», — говорят в IBM.
В этом году навыки сотрудников поднялись с пятого на третье место в рейтинге факторов, которые будут оказывать наибольшее влияние на организации. А 68% участвовавших в опросе топ-менеджеров отметили, что организации вместо продуктов должны уделять больше внимания опыту работы с клиентами и развитию сотрудников.
Автор: Ольга Блинова