ENG

Перейти в Дзен
Инвестиции, Это интересно

Игры начинаются: зачем инвесторам киберспорт

Призовой фонд киберспортивного турнира The International по Dota 2 превышает 1,5 млрд рублей ($25 млн), а ведущие игроки один за одним становятся амбассадорами ведущих мировых брендов. Для бизнеса участие в индустрии дает идеальную возможность достучаться до юной аудитории, не охваченной ТВ-вещанием (прежде всего за счет интеграций в трансляции и спонсорства). Инвесторы же видят в новом рынке потенциал для заработка. За рубежом они уже распробовали рынок на вкус: по данным PWC, только в 2018 году в США частные инвесторы вложили в киберспортивные стартапы $1,8 млрд. Подтягивается и Россия — так, в 2018 году киберспортивный холдинг ESforce за $100 млн приобрела Mail.Ru Group. Так что же в реальности может предложить инвесторам gaming-индустрия и киберспорт как ее важная часть? Вкратце рассказываем об основных трендах рынка, которые обсуждали в рамках SmartTalk «Больше не игрушки: как заработать на виртуальной реальности?» (организатором стала компания «Росгосстрах Жизнь»).

Игры начинаются: зачем инвесторам киберспорт
Художник: Юрий Аратовский

Рынок на вырост 

Как минимум, индустрия привлекательна для инвесторов активной динамикой роста. Так, по данным PWC, если в 2014 году объем рынка едва дотягивал до $200 тыс., то в 2019 году он обещает вплотную приблизиться к $1 млрд. Как уточняет директор по стратегическим коммуникациям ESforce Holding Ярослав Мешалкин, в России в рынок киберспорта уже вовлечено от 6 до 12 млн человек, а объем индустрии в деньгах составляет $45 млн. Пока это лишь 5% от мирового рынка, однако он уже является крупнейшим в Европе. Более внушительные оценки предлагает руководитель управления инвестиций компании «Росгосстрах Жизнь» Дмитрий Нуриахметов. Он уточняет, что аудитория игр по всему миру составляет около 2,5 млрд человек, в той или иной степени связанных с рынком, то есть это больше, чем каждый третий на планете. По его словам, мировой рынок киберспорта демонстрирует темпы роста выше IT-рынка в целом и, по прогнозам Goldman Sachs, за пять лет может показать рост в 350%.

Равнение на спорт

Бонусом для потенциальных инвесторов индустрии обещает стать относительная ясность прогнозов относительно ее будущего. Как уточняет основатель международной платформы онлайн-обучения в области киберспорта Learn2Play Максим Древаль, с точки зрения прогнозов можно и стоит ориентироваться на динамику рынка традиционного спорта.

«По сути, рынок повторяет модель любого популярного спорта, и если реально задуматься, как и что будет развиваться в индустрии, достаточно посмотреть, как это происходит в спорте», — говорит Максим Древаль.

Преимущества индустрии — в скоростях: так, если условный футбол шел к пьедесталу десятки лет, то в киберспорте это займет лишь годы.

Монетизация прав

По оценкам Дмитрия Нуриахметова, вся gaming-индустрия, включая киберспорт как одну из частей, в ближайшие 3-5 лет будет показывать лучшую доходность, чем в среднем по рынку. По его мнению, такой тренд обусловлен прежде всего органическим ростом рынка за счет вовлечения все более массовой аудитории. Но также большое значение будет иметь преодоление технических ограничений, связанных с недостаточно мощными компьютерами большинства игроков (по данным платформы Steam, более 50% компьютеров пользователей остаются таковыми). Уже сегодня существуют технологии, которые позволяют перенести вычислительные мощности на удаленные серверы, а на устройства конечного пользователя транслировать лишь картинку.

Впрочем, перед индустрией стоит проблема соответствия текущим высоким оценкам. Как уточняет Ярослав Мешалкин, например, оценки американских киберспортивных клубов скорее соответствуют моделям ИТ-компаний. Оправдать ожидания киберспорту позволят две точки роста — это монетизация медиаправ (прежде всего это права на трансляции) и переход на модель платной подписки на контент или услуги.

Игры начинаются: зачем инвесторам киберспорт
Кирилл Каллиников / РИА Новости

Куда инвестировать?

Одним из возможных подходов остаются вложения в таланты, или киберспортсменов и команды. По мнению Максима Древаля, стоит вкладываться скорее в подающих надежды игроков, ведь в этом случае на выходе мультипликаторы вырастут несоизмеримо. В том числе в киберспорте отсутствует жесткая регуляторика, ограничивающая инвестора в правах на игроков (как, скажем, в том же футболе), а возраст киберспортсменов зачастую бывает весьма мал, что отражается на стоимости контрактов.

Более структурированным подходом остаются вложения в акции компаний, причастных к gaming-индустрии. Такими могут стать производители игрового контента — китайский Tencent и американская Activision Blizzard, Amazon с платформой Twitch и, конечно же, производители профильного оборудования, например NVIDIA, говорит Дмитрий Нуриахметов. Для инвесторов в индустрию на рынке есть и защищенные инструменты. В числе последних — продукты, связанные со страхованием жизни (так, за первое полугодие 2019 года стратегия «Росгосстрах Жизнь» на игровую индустрию показала +10%).

«Мы смотрим в сторону инвестиционных решений, ищем стратегии для клиентов, и gaming-индустрия — это одно из направлений», — уточнил Дмитрий Нуриахметов.

Автор: Ольга Блинова

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья