ENG
В мире, Мнение, Технологии

Индия осваивает истребительную авиацию

Максим Старчак

Максим Старчак

Научный сотрудник Центра международной и оборонной политики университета Куинс

Индия из-за старения парка истребителей нуждается в новых самолетах. Постепенно выводятся из ВВС самолеты Jaguar, «МиГ-29», Mirage 2000. Дабы не зависеть от зарубежных разработчиков, в Индии приняли решение о производстве собственных военных самолетов. Одним из новейших самолетов станет многоцелевой истребитель Tejas Mark 2 (Mk-2).

Разработка

Tejas Mark 2 является продолжением работ по легкому истребителю Tejas четвертого поколения разработки 2001 года. Решение о разработке Tejas Mk-2 было принято в сентябре 2008 года индийским Агентством развития авиации, а главным подрядчиком работ выступила компания Hindustan Aerospace Limited. Tejas Mk-2 должен заменить стоящие на вооружении французские истребители Mirage 2000. Разработка конструкции самолета завершилась в декабре 2018 года.

Конструкция

Tejas Mk-2 — одномоторный многоцелевой сверхзвуковой средний истребитель поколения 4++, способный действовать в условиях повышенной опасности в воздухе. Масса самолета — 7850 кг, максимальный взлетный вес — 17 500 кг, максимальная скорость — 2 Маха, боевая дальность — 1500 км, практический потолок — 17 км.

Модификации планера 

В отличие от Tejas Mk-1, размеры Mk-2 незначительно увеличены из-за двигателя немного большего размера: самолет будет иметь длину 14,6 метра (свыше на 1,3 метра больше, чем у Mk-1, с удлиненной носовой частью и измененной задней частью фюзеляжа), высоту 4,8 метра (в отличие от 4,4 метра у Mk-1, чтобы разместить увеличенную вертикальную хвостовую часть) и размах крыла 8,5 метра с увеличенной площадью самого крыла. Более длинный фюзеляж позволит разместить больше топлива.

Увеличенная длина изменила центр тяжести истребителя, что потребовало добавления передней подъемной поверхности. Индийские разработчики рассмотрели ряд вариантов, включая удлинение передней кромки, но в конце концов остановилась на «утках».

«Утки» — небольшое горизонтальное оперение перед основным крылом самолета. Они добавляют самолету маневренности: за счет взаимодействия крыла с «уткой» повышается подъемная сила крыла и улучшается аэродинамическая устойчивость крыльев, снижается лобовое сопротивление. Кроме того, «утки» можно использовать как воздушные тормоза при посадке, уменьшая посадочный крен, также они помогают сократить взлетную дистанцию.

Двигатель

Двигатель Tejas Mk-2 будет более мощным и тяжелым, чем у версии Mk-1. Один из вариантов предполагает использовать двигатель компании General Electric F-414-INS6. Другое предположение говорит о том, что самолет может быть оснащен двигателем M88-4E-Kaveri индийской разработки. Оба двигателя предполагают тягу 98 кН.

Возросшие требования к потоку воздуха при тяге 98 кН привели к небольшому увеличению двойных внутренних воздухозаборников. Более мощный двигатель позволит повысить полезную нагрузку до 6500 кг по сравнению с 3900 кг у Mk-1.

Авионика и радар

Самым большим достижением, которое сделает Tejas Mk-2 действительно грозным многоцелевым истребителем, станет проект по разработке радара с активной электронной сканирующей решеткой Uttam. Это будет улучшенный радар с большей дальностью действия по сравнению с ранним израильским радаром истребителя Tejas Mk-1. Новый радар будет более устойчив к помехам систем радиоэлектронной борьбы противника.

Уже разработан радар Uttam для режима «воздух-воздух», ведется разработка радара для режима «воздух-земля». Новый радар сделает возможным картографирование с высоким разрешением, обнаружение и отслеживание движущихся целей на нескольких территориях, идентификацию боевых действий.

Боевые возможности Tejas Mk-2 также существенно повысятся за счет интеграции в самолет системы предупреждения о приближении ракет.

Разрабатывается собственный комплект средств радиоэлектронной борьбы и бортовая система генерации кислорода, которая будет непрерывно собирать атмосферный кислород и доставлять его пилоту — это одна из самых современных технологий, которую планируется интегрировать в самолет. Сегодня полет ограничен вместимостью баллонов с кислородом, которые несут современные истребители. Когда кислород заканчивается, пилот возвращается на базу.

Теперь бортовая система выработки кислорода наряду с дозаправкой в ​​воздухе и увеличенной топливной загрузкой Tejas Mk-2 позволит проводить в воздухе 3–4 часа, что больше, чем у большинства других истребителей.

Кабина была улучшена за счет увеличенного размера, двух интеллектуальных многофункциональных дисплеев нового поколения 6×8 и одного интеллектуального дисплея HeadUp 5×5, которые будут иметь дневной и ночной режимы. Новейшие датчики кабины на основе искусственного интеллекта смогут сообщать на наземную станцию ​​управления, если пилот потеряет сознание. В этих условиях управление самолетом возьмут на себя наземные службы.

Среди других основных обновлений можно выделить модернизированную компьютерную систему управления полетом и выдвижной зонд для дозаправки в полете.

Вооружение

Tejas Mk-2 будет иметь 11 узлов подвески вместо 7 у своей легкой версии, что позволит использовать большое количество различных ракет. Гириш Деодхаре, программный директор Агентства авиационного развития, говорит:

«В то время как Tejas Mk-1 предназначен для боевого воздушного патрулирования над территорией Индии, Mk-2 будет иметь возможность наносить балакотские хирургические удары по территории врага, поскольку он будет нести тяжелые вооружения, такие как ракеты Crystal Maze и Spice».

Деодхаре приводит в пример уничтожение лагеря террористической организации Джаиш-е-Мухаммад в пакистанском Балакоте истребителями Mirage 2000, на смену которым и создаются Mk-2 — MC. На самом деле вооружение для Tejas Mk-2 еще не выбрано: возможны различные варианты компоновки.

В классе «воздух-воздух» Tejas Mk-2, вероятно, будет нести разрабатываемые в настоящее время индийские ракеты Astra Mk-2 и Astra Mk-3 с дальностью полета 160 км и 350 км соответственно. В классе «воздух-поверхность» это могут быть разрабатываемые сейчас ракеты Brahmos NG и Nirbhay. Обе ракеты имеют массу 1500 кг и могут нести как обычную, так и ядерную боеголовку.

В классе бомб самолет сможет нести упомянутую Spice 2000 — израильскую управляемую бомбу с массой 907 кг. Также возможно размещение различных планирующих, высокоскоростных, высокоточных и ударных бомб различного диапазона и массы индийской разработки.

Индия разрабатывает и серию противорадиолокационных ракет Rudram, которые будут интегрированы в Tejas Mk-2.

Значение

Истребитель Tejas Mk-2 разрабатывается для использования как ВВС, так и ВМС Индии. Индийские вооруженные силы хотели бы получить 170–200 Tejas Mk-2, то есть от 8 до 10 эскадрилий. Это большое количество для Индии.

Ожидается, что первый самолет будет создан к 2022 году, а в 2023-м он должен совершить первый полет. Поставка на вооружение планируется в 2025–2026 гг. По словам доктора Мадхусудана Рао, директора проекта Tejas Mk-2, создание самолета находится на завершающей стадии. Уже идет резка металла на некоторые детали и корпус. То есть график создания самолета соблюдается.

Прототип самолета создаваться не будет, Tejas Mk-2 сразу пойдет в ограниченную серию. В итоге Tejas Mk-2 не будет уступать таким известным истребителям, как шведский Gripen, французский Rafale, европейский Eurofighter и российский «Су-30». Для Индии это настоящий прорыв.

Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»

Вам понравился этот текст? Вы можете поддержать наше издание, купив пакет информационных услуг
Загрузка...
Предыдущая статьяСледующая статья