ENG
Добавить в избранное
Мнение, Технологии

Индия стремится в элиту производителей истребителей

Максим Старчак

Максим Старчак

Научный сотрудник Центра международной и оборонной политики университета Куинс

Индия продолжает развитие военной авиации и стремится сократить зависимость от зарубежных поставок. Наряду с легкими истребителями разрабатывается средний истребитель 5‑го поколения AMCA (Advanced Medium Combat Aircraft).

Фото: depositphotos.com
Фото: depositphotos.com

Разработка

Разработка истребителя началась в 2009 году. Агентство авиационного развития при Организации оборонных исследований и разработок Индии отвечает за проектирование самолета, а государственная компания Hindustan Aeronautics Limited (HAL) является основным подрядчиком, отвечающим за сборку и разработку отдельных компонентов.

Первоначально программа называлась Medium Combat Aircraft (MCA) и была инициирована с целью разработки истребителя с двумя двигателями, который включал бы в себя функции малозаметности для замены основных ударных истребителей ВВС Индии: Mirage 2000 и SEPECAT Jaguar.

В 2010 году программа была переименована в программу Advanced Medium Combat Aircraft (AMCA). Агентство представило подробное технико-экономическое обоснование проекта. Хотя MCA задумывался как истребитель 15-тонного класса, в соответствии с требованиями ВВС Индии для AMCA, выпущенными в апреле 2010 года, теперь переименованный самолет был отнесен к категории 25-тонных. В 2010 году Агентство авиационного развития запросило $2 миллиарда на разработку истребителя.

На какое-то время проект AMCA замедлился, так как Индия инвестировала $5 миллиардов в российский истребитель-невидимку «Сухой ПАК ФА» (Су-57), намереваясь произвести свою собственную версию под названием FGFA. Но затем программа ПАК ФА начала терпеть серьезные неудачи, что вызвало многочисленные жалобы со стороны индийских военных. Прежде всего из-за высокой стоимости совместный проект по созданию среднего истребителя был остановлен в 2018 году.

К 2013 году финансирование разработки истребителя было продолжено. Разработчики продолжили формировать проект и начали предварительное проектирование. К декабрю 2014 года было изучено 9 возможных конфигураций AMCA, после чего была выбрана одна из них. В 2015 году базовая проектная конфигурация AMCA была завершена; подробный отчет по программе был представлен ВВС Индии, которые дали предварительное согласие на программу. После значительных доработок программа по созданию AMCA была принята в 2016 году.

В 2018 году началось создание прототипа AMCA для испытательных полетов. Резка металла для самолета началась в 2021 году. Первый полет ожидается осуществить в 2027 году, а серийное производство — начать в 2035 году. Всего планируется произвести 120 самолетов.

Характеристики

AMCA будет одноместным, двухмоторным, малозаметным всепогодным истребителем. Фюзеляж AMCA вытянут, с симметричными ромбовидными трапециевидными крыльями, V-образным цельноповоротным хвостовым оперением. Все края соединений самолета выравнены для достижения радиолокационной скрытности. Чтобы повысить стелс-функции, будет создан змеевидный S-образный воздухозаборник, который будет защищать отражающие лопасти турбовентиляторного двигателя от появления на радаре, а также специально разработаны сопла для уменьшения теплового излучения двигателей от инфракрасных датчиков. Будет осуществляться охлаждение моторного отсека и работа над пониженной температурой выхлопных газов. Фюзеляж будет покрыт радиопоглощающей краской.

Кабина пилота будет расположена высоко, рядом с воздухозаборниками и крыльями самолета, чтобы обеспечить пилоту хороший обзор. Также кабина AMCA будет оборудована тремя дисплеями, один из которых — с сенсорным экраном. Истребитель будет оснащен четырехуровневой цифровой системой управления полетом, иметь возможности автоматического взлета и посадки и автоматической дозаправки в воздухе.

Самолет будет иметь современный радар с активным электронным сканированием, который обеспечит большую скрытность и превосходное разрешение, а также несколько инфракрасных датчиков поиска и отслеживания с технологией искусственного интеллекта для взаимодействия между собой, обеспечивающих полный спектр покрытия пространства на 360 градусов. AMCA будет оснащаться сложными каналами передачи данных для оперативного взаимодействия с другими платформами вооружений, в том числе системами ПВО.

Двигатель

AMCA будет оснащаться двумя турбовентиляторными двигателями. Первая партия (две эскадрильи) AMCA будет иметь американский двигатель GEF 414 с тягой более 90 кН, до тех пор пока не будет разработан собственный двигатель с более мощной тягой: возможно, в сотрудничестве с иностранным партнером. Текущий план состоит в том, чтобы летать на AMCA с двигателем F414 в течение первых шести-семи лет. Соответственно, добиться сверхманевренности за счет управления вектором тяги с двигателем до 100 кН — маловероятно. Предположительно стоимость контракта на поставку 83 американских реактивных двигателей составляет $700 миллионов.

Во второй партии самолетов (четыре эскадрильи) планируется использовать двигатели с трехмерным вектором тяги (110 кН), обеспечивающим сверхманевренность, особенно на более низких скоростях. Двигатели предназначены для создания достаточной тяги, чтобы AMCA мог поддерживать сверхзвуковой полет, не прибегая к дожиганию топлива, и должен иметь возможность развивать максимальную скорость 2,5 Маха. AMCA должен быть сделан в основном из легкого углеродного волокна и титановых сплавов для обеспечения высоких скоростей. Запланированная дальность полета — около одной тысячи миль (1600 км).

Вооружение

Внутренний отсек для вооружения AMCA может нести до четырех боеприпасов. Под фюзеляжем и крыльями можно разместить еще как минимум восемь единиц оружия для миссий, в которых скрытность не является обязательной. Оружие, скорее всего, будет смесью индийских, российских и израильских ракет. Также ожидается, что AMCA будет иметь противовоздушное и высокоточное вооружение.

На пути к шестому поколению

Индийская промышленность заявляет, что самолет будет нести некоторые функции самолетов шестого поколения. Однако речь может идти только о будущем самолете второй партии с более мощным двигателем. В частности, оговаривается возможность оснащения AMCA оружием направленной энергии, гиперзвуковым оружием, новейшими противоракетными системами, усовершенствованными системами предупреждения о приближении ракет и возможностью управлять беспилотными системами.

Сложности

Для повышения функций сверхмалой заметности внешняя поверхность самолета должна будет быть изготовлена ​​из композитного материала из углеродного волокна и покрашена радиопоглощающей краской. Хотя качество материалов может быть недостаточно эффективным, так как Индия не владеет всеми технологиями стелс и разрабатывает их одновременно с самолетом.

Прежде всего Индия должна найти способ разработки и производства радиопоглощающих материалов, а также возможности высокоточного производства для создания скрытого корпуса. Надежды Индии на приобретение радиопоглощающих материалов во Франции в рамках сделки по покупке истребителей Rafale провалились.

Пока Индия использует на самолетах израильские радары. Перед оборонной промышленностью стоит задача создать твердотельный радар из нитрида галлия. Также Агентство авиационных разработок должно будет разработать достаточно мощные турбовентиляторные двигатели, чтобы соответствовать потребностям самолета.

Теоретически AMCA будет оснащаться двигателем Kaveri индийского производства, который в настоящее время разрабатывается Исследовательским институтом газовых турбин. Но достигнут ли они необходимых самолету показателей — сказать затруднительно. Это сложная технологическая задача, требующая больших ресурсов, времени и развитой технологической базы. Пока у индийского двигателя снижаются характеристики на большой высоте и не достигается необходимая тяга. Kaveri разрабатывается уже более 30 лет, но достичь необходимых технических показателей пока не может.

Пока Индия разрабатывает собственный двигатель, для первой партии AMCA будут закуплены турбовентиляторные двигатели американской компании General Electric F414. Однако не имея достаточного опыта в разработке двигателей, Индия вместе с ними хочет получить и технологии, чтобы на их основе создать Kaveri. Но условия передачи технологий могут быть невыгодными или недостаточными.

Французская фирма Safran в рамках контракта по покупке Индией самолетов Rafale была заинтересована в совместной разработке авиационных двигателей для AMCA. Однако сотрудничество не продвинулось из-за высокой стоимости французских технологий.

Кроме того, у компании HAL, участвующей в создании самолета, есть несколько других программ, конкурирующих за внимание и ресурсы, что также может сказаться на сроках реализации проекта AMCA.

Сложности с самолетом выглядят хроническими. Чтобы воплотить его в жизнь, индийские инженеры вынуждены работать над созданием большого количества сопутствующих технологий. Первый прототип должен был быть построен к 2017 году, потом сроки перенесли на 2025 год. Теперь речь идет о 2027 годе. Вполне вероятно, если проект будет реализован, количество выпущенных самолетов может быть существенно ниже, чем предполагалось.

Тем не менее проект запущен в производство и, как заявил 4 октября 2019 года главный маршал авиации ВВС Индии Ракеш Кумар Сингх Бхадаурия:

«Планов по импорту реактивного самолета пятого поколения нет. Старт проекту AMCA уже дан. Мы полностью его поддержали. Программа набирает обороты».

AMCA будет выполнять широкий спектр задач, включая превосходство в воздухе, нанесение ударов по наземным целям, подавление противовоздушной обороны противника и радиоэлектронную борьбу. AMCA станет первым истребителем пятого поколения, поступившим на вооружение ВВС Индии. Таким образом, Индия присоединится к США, России и Китаю — единственным странам, которые могут похвастаться самолетами 5‑ поколения, такими как F-35, Су-57 и J-20.

Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»

Вам понравился этот текст? Вы можете поддержать наше издание, купив пакет информационных услуг
Загрузка...
Предыдущая статьяСледующая статья