ENG
Добавить в избранное
Мнение, Технологии

Интеллектуальные помощники: уже незаменимы, но не всегда автономны

Евгений Шевяхов

Евгений Шевяхов

Заместитель директора центра искусственного интеллекта ОТР

Наибольшее количество новейших разработок в мире информационных технологий, в частности, появляется в области искусственного интеллекта. С каждым годом становится все больше и больше чат-ботов, интеллектуальных помощников и других решений на основе ИИ.

Фото: depositphotos.com
Фото: depositphotos.com

Общий объем рынка чат-ботов и виртуальных ассистентов в 2019 году, согласно данным исследования Research And Market, составил около $2 млрд, его ежегодный рост — 30%. При этом, как следует из исследования Microsoft, 72% жителей США, Великобритании, Канады и других стран в 2019 году хотя бы раз прибегали к помощи интеллектуальных помощников для голосового поиска в интернете, а 25% использовали их для покупок. Одними из главных игроков на рынке чат-ботов и цифровых ассистентов являются крупнейшие ИТ-компании, например IBM, Microsoft, SAP, Oracle, Google и Facebook.

За все время существования чат-боты и интеллектуальные помощники сильно эволюционировали. Если изначально они были программами, предназначенными для ответов на несложные вопросы, теперь в некоторых случаях это уже незаменимые советчики и собеседники. С их помощью, например, можно выбрать интересующий продукт, определиться с тем, куда вкладывать деньги, и даже следить за собственным здоровьем.

Другая важная тенденция — все большая персонализация чат-ботов и интеллектуальных помощников и схожесть их с человеком. Не так давно в Сети активно обсуждался случай, когда Google Assistant записал женщину на стрижку в салоне, а та даже не поняла, что имела дело с роботом.

Следует отметить: между чат-ботами и интеллектуальными помощниками есть существенная разница. Если чат-бот работает строго в соответствии с заложенным в него сценарием отработки узкого запроса, то цифровой ассистент благодаря искусственному интеллекту уже может что-то посоветовать человеку.

Среди наиболее примечательных интеллектуальных помощников, появившихся в последние годы, в частности, можно отметить некоторые разработки зарубежных компаний. Например, SAP Conversational AI. При помощи интеллектуального помощника компании могут разрабатывать собственных чат-ботов. Однако в составе SAP Conversational AI находятся не только инструменты, необходимые для создания ботов, но также те, при помощи которых можно обучать и контролировать программы. Все инструменты могут быть интегрированы как с продуктами SAP, так и других разработчиков. Также их можно заранее сконфигурировать для решения определенных отраслевых задач. Отличает SAP Conversational AI и ряд других особенностей, а именно: облачное развертывание на известных зарубежных серверах; использование мультиязычной технологии работы с сообщениями; end-to-end разработка. К настоящему времени при помощи SAP Conversational AI разработано уже более 60 тыс. голосовых помощников. Среди потребителей данного сервиса такие крупные организации, как, например, государственное учреждение, управляющее железнодорожной сетью Франции, а также французский телеком-оператор SFR.

Не менее яркая новинка — решение, разработанное Toyota для оснащения концепт-кара LQ: голосовой ассистент по имени Yui. Он позволяет настроить автомобиль под любого водителя, учитывая его особенности вождения, желания и привычки. Примечательно, что настройка автомобиля может меняться прямо во время движения в зависимости от того, какие эмоции испытывает водитель. Цифровому ассистенту доступно управление креслами, кондиционером и системой ароматизации воздуха. Кроме того, он может вести разговор с водителем. Как результат — поездка в автомобиле становится максимально комфортной и безопасной. Примечательно, что интеллектуальный помощник также поддерживает максимально возможный сегодня уровень автопилота транспортного средства — четвертый.

Внимания заслуживает недавно анонсированный Oracle голосовой помощник Oracle Digital Assistant. Используя его, пользователь может при помощи голосовых команд создавать коммерческие предложения. В частности, он способен эффективно получать аналитику из данных и, основываясь на ней, принимать решения. Цифровой ассистент использует различные словари, которые требуются для работы с предприятиями из разнообразных отраслей, отрабатывает сложные запросы и при ответах на запросы получает данные из всех доступных корпоративных приложений. Более того — Oracle Digital Assistant под силу распознать сложные лингвистические конструкции. Также он может параллельно подключаться к различным внутренним системам.

Что касается расширения функций интеллектуальных помощников, здесь можно обратить внимание на обновление «Google Ассистент», которое произошло в 2020 году. С помощью помощника теперь можно заранее сделать кофе — он может включить и отключить кофемашину, когда нужно. На «умных» дисплеях теперь можно делать цифровые заметки, доступные всем членам семьи. Обновлению подверглись настройки конфиденциальности «Google Ассистента». При случайной активации помощника можно просто сказать: «Окей, Google, это было не для тебя». Тогда же, когда нужно отменить все сохранённые записи команд, поможет фраза: «Окей, Google, удали всё, что я сказал тебе на этой неделе». Теперь помощник может ответить, сохраняет ли он аудиоданные или нет — пользователь сможет это понять, посмотрев на открывшийся экран с настройками конфиденциальности.

Примечательно, что в 2020 году Huawei представил на международном уровне аналог «Google Ассистента»: собственный голосовой помощник Celia. С необходимостью его разработки компания столкнулась после соответствующих мер, предпринятых против нее правительством США. Не имея возможности продолжать пользоваться услугами Google, производитель стал разрабатывать свои инструменты, в том числе — виртуальный помощник Celia. Он должен быть интегрирован в P40 и P40 Pro, а также в новую линейку флагманов компании.

Говоря о будущем интеллектуальных помощников, следует сказать, что их возможности взаимодействия с человеком, без сомнения, станут еще больше. Однако полностью самостоятельными в общении с ним в обозримой перспективе станут не всех из них — некоторым в ответах на определенные запросы по-прежнему должны будут помогать специалисты отделов поддержки. Таким образом, пока пользователям в некоторых случаях предстоит иметь дело с гибридным подходом в применении интеллектуальных помощников.

Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»

Вам понравился этот текст? Вы можете поддержать наше издание, купив пакет информационных услуг
Загрузка...
Предыдущая статьяСледующая статья