ENG

Перейти в Дзен
Инвестиции

Инвестируем в таксопарки?

Рынок такси в России один из самых динамично развивающихся — об этом красноречиво говорят новостные ленты. Они пестрят сообщениями о слияниях и поглощениях, стартапах и новых технологиях. В 2017 году объем российского рынка такси, по оценке банка UBS, достигнет 731 млрд руб., а за пять лет показатели вырастут до 1,231 трлн руб. При этом изменится структура рынка: если сейчас около 20% приходится на онлайн-заказы и 15% перевозок осуществляются нелегально, к 2025 году через интернет будет поступать 85% заказов, а серый рынок сократится до 4%.

Художник: Юрий Аратовский

Акселератор от «Яндекса»

Погоду на рынке такси в крупных городах сегодня во многом определяют агрегаторы. В обеих столицах и в российских мегаполисах объединившиеся «Яндекс.Такси» и Uber и другие крупные сервисы уже испытывают трудности с подключением новых водителей и ищут способы привлечения новых игроков под свои знамена, в первую очередь в регионах.

«Яндекс.Такси» объявил о запуске партнёрской программы «Мой таксопарк». Агрегатор предполагает, что любой предприниматель, обладающий 3 млн рублей, может с нуля создать таксопарк из 10 автомобилей, взятых в лизинг. Для этого компания договорилась о предоставлении будущим партнерам скидок от автопроизводителей на транспортные средства, о льготных условиях КАСКО и о том, чтобы лизинговые компании закрывали глаза на возраст и операционные показатели начинающих автопредприятий. (Поскольку в 90% случаев они закрываются, не достигнув годовалого возраста, заключать с ними договоры финансовой аренды спешат не все).

В крупной лизинговой компании «Инвест-Форсайту» рассказали, что не очень охотно сотрудничают с таксопарками. В первую очередь это связано с высокими рисками: у автомобилей, работающих в качестве такси, выше износ, они чаще попадают в аварии и страдают от неаккуратного вождения. Однако недоверие здесь взаимно: сами таксисты, обладая низким уровнем финансовой грамотности, зачастую открещиваются от работы с крупными финансовыми партнерами, предпочитая небольшие компании с агрессивным маркетингом, минимальным авансом и высокими процентными ставками.

В «Яндекс.Такси» уверены, что за год может появиться около 500 новых таксопарков, работающих под их брендом. Компания обещает, что за 3-4 года рентабельность может составить до 40% в год от средств, вложенных в бизнес изначально.

О сотрудничестве с «Яндекс.Такси» по финансированию покупок автомобилей эконом-класса раньше объявила компания «Альфа-Лизинг». В лизинговой формуле представители компании видят большой потенциал.

«Налоговые и экономические преимущества лизинга позволят владельцам транспортных компаний любого размера значительно проще модернизировать и расширять свой автопарк, а субсидирование аванса по программе Минпромторга — еще и сэкономить до 12,5% своего капитала», — прокомментировал Дмитрий Пушкин, директор по продажам компании «Альфа-Лизинг».

В апреле появилась информация о том, что партнеры «Яндекс.Такси» смогут покупать со скидкой производимые в России модели Renault, KIA, Nissan, Hyundai и др. Uber, который находится в процессе объединения с «Яндекс.Такси», имел соглашение со Сбербанком об экспресс-покупке партнерами машин в лизинг (и еще в 2016 году «обкатал» технологию), а также договоренность с АвтоВАЗом о дисконте на транспортные средства.

По цене свободы

«Такси давно уже перестало быть элитным средством передвижения — за последние годы оно стало полноценной заменой личному автомобилю и общественному транспорту. Спрос на такси постоянно растет и будет расти еще долго. Наша новая программа — это бизнес-акселератор, который поможет предпринимателям в короткие сроки и с относительно небольшими вложениями открыть свой бизнес. У партнеров сразу будет доступ к нашим технологиям, благодаря которым они начнут получать заказы пользователей Яндекс.Такси», — говорит генеральный директор «Яндекс.Такси» Тигран Худавердян.

«Яндекс», как напоминает независимый эксперт транспортной отрасли Алексей Тузов, внедряет программу «Мой таксопарк» не первый год. В 2016 году компания начинала тестировать проект в регионах и добилась по итогу неплохих результатов. Таксопарки, участвующие в программе, должны были брендировать свои автомобили символикой «Яндекс.Такси», получая взамен льготные условия на лизинг и страховку транспорта. Запущенная «Яндексом» акселерационная программа должна была стимулировать демонополизацию таксопарков в регионах, в этом и заключается, по мнению Алексея Тузова, ее главный плюс. Минусом эксперт называет полную зависимость таксомоторных компаний от одного крупного партнера или бренда, его стратегии и ценовой политики.

«Программа «Яндекса» отменяет любую самостоятельность частного бизнеса и делает ее полностью зависимой от бренда, — считает руководитель по корпоративным продажам ГК «АвтоСпецЦентр» Александр Захаров. — Но в других условиях частные таксомоторные компании с небольшим автопарком, только выходящие на рынки мегаполисов, практически не имеют шансов стать прибыльными предприятиями, так как не могут составить конкуренцию крупным игрокам. Особенно когда рынок постоянно стремится к консолидации и объединению».

Председатель общественного движения Taxi 2018 Станислав Швагерус считает, что у инвесторов больший интерес вызвали бы проекты, где агрегатор выступает своего рода венчурным инвестором, который не обязательно вкладывал бы финансовые средства в развитие, но, например, способствовал субсидированию таксопарков местными властями.

Для привлечения в свои операторские сети новых партнеров и свежих авто у агрегатора, по мнению директора Института транспортного планирования Российской академии транспорта Михаила Якимова, есть два пути. Первый — создать привлекательные условия и переманить на свою сторону существующие организации, которые давно работают в отрасли. Второй путь — стимулировать создание новых предприятий путем выдачи гарантий для заключения лизинговых договоров по приобретению подвижного состава, его страхования.

«Это отдельная работа, которая гораздо серьезнее и более долгосрочная, чем первый вариант, но зато более надежная. Эти вновь созданные предприятия, скорее всего, уже никогда не покинут оболочки «Яндекс.Такси» и будут их постоянными клиентами как нового глобального агрегатора», — говорит Михаил Якимов.

Хорошо заметные партнеры

Эксперты уверены, что одним выстрелом агрегатор убивает двух зайцев: ищет лояльных партнеров, которые попадают от него в зависимость по крайне мере на несколько лет, и проводит федеральную рекламную кампанию.

«Бизнес привязывается к Яндексу, но последний при этом не является финансовым гарантом для стартапа», — подчеркивает председатель общественного движения «Форум такси» Олег Амосов и называет «Мой Таксопарк» PR-ходом «Яндекс.Такси».

«Яндекс обновляет таксопарк, повышает качество услуг, но также обеспечит непрерывную рекламу; особенно это касается небольших городов, где постоянно перемещающаяся машина с эмблемой «Яндекса» намного эффективнее, чем размещение «неподвижной» рекламы — баннеров, щитов и т.д. », — уверен директор по маркетингу Intouch Павел Бутенко.

Повезет на франчайзинге

Для проникновения в регионы агрегаторы используют и отличную от «Яндекс.Такси» модель. Так, Fasten, объединяющий бренды «Везёт», «Сатурн», Rutaxi, RedTaxi и «Лидер», запустил в регионах программу франчайзинга. Она позволит юрлицам и частным предпринимателям использовать бренд и программный комплекс «Везёт». Fasten возьмёт на себя обучение и консультирование партнеров и настройку бизнес-процессов. Обработка заявок и обратная связь с пассажирами тоже идет через контактные центры франчайзера.

«Мы считаем это направление очень перспективным для небольших городов, для которых невыгодно разрабатывать приложение, так как настройка картографии нерентабельна, а многие жители пока предпочитают вызывать такси по телефону, — говорит основатель Fasten Евгений Львов, основатель компании Fasten. — Недавно мы запустили масштабную франчайзинговую программу в населенных пунктах с населением до 100 тыс. человек, там можно практически без риска (стоимость паушального взноса — менее 100 тыс. руб. + процент от реального дохода) зарабатывать 150-850 тыс. руб.».

В компании рассчитывают, что франчайзинг станет драйвером рынка в регионах, и указывают — в России около 450 городов с населением от 30 до 100 тыс. человек, большое число поселков городского типа и станиц, в которых проживает 20-30 тыс. человек. Инвестиции в сервисы такси будут, по мнению основателя Fasten, интересны именно индивидуальным предпринимателям и небольшим компаниям. В этом случае инвестор не владеет материальным активом (автомобилем), а фактически продает информацию о заказах такси водителям. Заработок идет на комиссии с поездок.

Несмотря на предложение красивых схем, движение агрегаторов в регионы все еще натыкается на сопротивление со стороны традиционных таксопарков, поделивших локальные рынки несколько лет назад. Во многих областях и тем более национальных республиках появление и агрессивная политика ведущих агрегаторов воспринимается в штыки.

Автор: Анна Орешкина

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья