ENG

Перейти в Дзен
Инвестиции, Мнение

Инвестиции в EdTech: что ждет рынок образования в 2021 году

Андрей Илингин

Андрей Илингин

Директор «ЯКласс» в России

Мировой рынок EdTech растет ударными темпами. Ожидается, что к 2025 году он достигнет $404 млрд. Компании, которые создают Education Technology, сегодня очень быстро вышли на передовую и бьют все рекорды по объему выручки. Триггером для развития индустрии образовательных технологий послужила пандемия COVID-19. Именно благодаря коронакризису EdTech привлек $8,3 млрд венчурных инвестиций за первые три квартала 2020 года, установив тем самым рекордные показатели в секторе за все время.

Привлекательность EdTech-рынка для инвесторов в 2020

По прогнозам, рынок EdTech будет расти стремительно (на 16% ежегодно), но неравномерно, поскольку многие «бедные» страны в этом направлении развиваются очень медленно, а в развитых, напротив, рост происходит слишком резко. Российский рынок онлайн-образования будет расти еще быстрее — примерно в 1,5–2 раза каждый год. По итогам 2019 года его доля от общего рынка EdTech составляла 2%, уже сейчас он вырос в 1,5 раза и стал занимать до 3%. Несмотря на такие высокие темпы, наш рынок остался так же привлекателен для инвесторов, поскольку все еще существует огромный неудовлетворенный спрос.

Китайский EdTech-рынок занимает лидирующие позиции в мире, поэтому развивается более активно и цивилизованно и, соответственно, привлекает больше инвестиций. Его активный рост начался в 2014 году, а в 2019 году 40% мировых венчурных сделок в данном сегменте пришлось на компании из Поднебесной. В лидерах — направления, связанные с изучением школьной программы и английского языка. Рынок EdTech в Индии еще недавно практически не существовал. В 2018 году все изменилось, он стал самым привлекательным для международных инвесторов из-за распространения смартфонов и открытости для иностранных инвестиций. Индийские компании привлекли $1,6 млрд за прошлый год и по итогам третьего квартала 2020 года заняли второе место в мире по объему вложений, опередив США.

В США основные ниши EdTech-индустрии (среднее и высшее образование) уже закрыты компаниями-единорогами. Американский рынок включает в себя более 2 тыс. EdTech-продуктов. В связи с этим компании начинают конкурировать между собой новыми технологиями и сервисами: решениями на базе искусственного интеллекта, глубокой аналитикой данных, персональными траекториями, выходят в новые сегменты — liberal arts и edutainment с упором на культуру и искусство.

Факторы роста EdTech-рынка

Основной драйвер для инвестиций в EdTech — резкий рост количества потребителей, которые вынуждены использовать образовательные онлайн-сервисы, и, как следствие, большой неудовлетворенный спрос. В период самоизоляции большинству людей пришлось испытать онлайн-обучение на себе. EdTech-рынок сильно прирос новыми пользователями, которые теперь стали его неотъемлемой частью. До пандемии основной проблемой было привлечение людей из офлайна в онлайн. Главная задача на сегодня — удержать и монетизировать новых «карантинных» пользователей.

На рост рынка EdTech также окажет влияние цифровизация и автоматизация предприятий. В частности, остро встал вопрос нехватки специалистов с навыками в сфере IT и необходимости переквалификации. Согласно исследованию РАНХиГС, уже через 10 лет компетенции почти половины действующих работников в России (45,5%) станут неактуальны. В этом контексте инструменты EdTech будут пользоваться спросом в корпоративном сегменте. По данным аналитического центра НАФИ, на начало 2020 года только 26% россиян имели высокий уровень цифровой грамотности. В связи с этим одной из важных задач в ближайшие несколько лет будет формирование цифровых навыков и компетенций.

К наиболее привлекательным направлениям для инвестиций в российский EdTech относят школьное (27%) и дополнительное профессиональное образование (20%), а также языковое (20%) и корпоративное обучение (11%). В мировом масштабе EdTech-решения представлены по большей части в колледжах, университетах и школьном секторе.

Тренды онлайн-образования

Внедрение технологий, в том числе ИИ, позволит сделать качественный рывок в EdTech. На сегодняшний день в индустрии образования можно выделить несколько трендов.

Первый — всеобщая стандартизация образовательного процесса и растущая в связи с этим роль технологий в подготовке к стандартизированным экзаменам. Этим обусловлен рост количества стартапов в сфере подготовки к тестам по иностранным языкам, ЕГЭ, ОГЭ, ВПР, университетским и профессиональным экзаменам.

Второй тренд — растущий интерес к liberal arts на развитых рынках. Все больше внимания в западных странах уделяется обучению soft skills и включению смежных культурологических дисциплин в процесс обучения, развитию потенциала людей. Ускоряющийся темп жизни и вечная погоня за самореализацией и максимальной эффективностью сподвигают людей уделять все больше внимания познанию себя и самовыражению через разные виды искусства.

Учиться вещам, не связанным напрямую с профессиональной деятельностью, становится модно; формируется тренд на life-long learning. Популярность edutainment также растет — по прогнозам, рост рынка edutainment составит до 8,5% в год с 2020 по 2027 годы. Сегодня некоторые университеты в мире развивают возможности интеграции искусственного интеллекта в гуманитарные науки. Например, они используют такие инструменты, как IBM Watson, для помощи при поступлении или Microsoft Azure для персонализированного обучения.

Прогнозируется, что наибольший рост рынка будет зафиксирован в сегменте мобильного обучения. К 2024 году его величина составит не менее $70,1 млрд при среднегодовом темпе роста 17–23%.

Особенности и перспективы EdTech-инвестиций 

За последние пять лет в России венчурные инвестиции привлекли 70 EdTech-проектов, при этом средняя величина сделки не превышала $2 млн. Зарубежные инвесторы не вкладывают свои деньги в российский EdTech с 2014 года, и перспектив для них в нашей стране на сегодняшний день до сих пор нет. Существует ряд причин, по которым иностранные компании не хотят вести здесь дела. Во-первых, геополитическая ситуация. Во-вторых, экономические санкции. В-третьих, нормативные ограничения. Чтобы Россия стала привлекательной для инвесторов из других государств, необходимо улучшать инвестиционный климат, а значит, вести меньше войн, защитить права миноритариев и сделать независимые суды.

Что касается отечественных инвесторов, среди них практически нет стратегов и фондов поздних стадий. Как следствие — мало вариантов для выхода ранних инвесторов на этапе масштабирования и роста. По этой причине у российских компаний, создающих EdTech-решения, есть большое желание выйти на зарубежные рынки, где им дают гораздо большие оценки бизнеса из-за огромной конкуренции за быстрорастущие стартапы.

И все же в России есть варианты, как EdTech-стартапам получить финансирование от ранних инвесторов. Один из них — подать заявку в акселератор, где, помимо прохождения программы ускорения бизнеса, можно познакомиться с инвесторами и бизнес-ангелами. В нашей стране функционируют несколько акселераторов. Например, акселератор ФРИИ, «Сколково AdVentureLand», EdTech-акселератор ED2, акселератор Сбербанка и 500 Startups, клуб инвесторов Angelsdeck.

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья