На прошедшем в минувшую пятницу арт-вечере ИД «Коммерсантъ» эксперты рассказали, как выбрать картину с хорошим потенциалом и на кого из современных художников обратить внимание.
Один инвестор купил картину Жан-Мишеля Баскиа «Джим Кроу» на аукционе Christie’s за $136 тысяч, а продал (через четверть века) за $16 миллионов. «Сухостой» Ивана Шишкина в 2012 году был приобретен на Sotheby's за 881 тысячу евро, а всего через два года эта работа ушла за 1,2 миллиона. Таких историй множество, и они вдохновляют — так и хочется сделать выгодное вложение и купить не слишком дорогой современный арт-объект, который когда-нибудь признают шедевром и оценят по достоинству.
Какие факторы влияют на цену работы, созданной художником, стоит ли вкладывать средства в произведения современных мастеров, как не ошибиться с выбором? Об этом и многом другом говорили эксперты, собравшиеся на арт-вечер ИД «Коммерсантъ» в галерее Cube Moscow.
Здесь же, в «Кубе», можно было приобщиться к миру современного искусства — на меланхоличных пейзажах Ростана Тавасиева красуются плюшевые тролли с бегающими глазками, Александр Тито рисует комиксы поверх комиксов, в центре внимания Владимира Грига — мухомор.
Станет ли покупка одной из этих странных картин за, скажем, 250 тысяч рублей, выгодной инвестицией? Вряд ли. Профессионалы утверждают, что наилучшим инвестиционным потенциалом обладают работы стоимостью от $250 тысяч.
По словам Жеральда Отье, международного эксперта по альтернативным инвестициям, ключевым фактором, который влияет на цену работы, является ее уникальность. Но адекватно оценить картину или скульптуру нелегко даже человеку с художественным образованием, поэтому важно, говорит Отье, найти хорошего эксперта в этой области или заслуживающий доверия фонд, занимающийся искусством. И добавляет, что одно из главных условий удачных вложений — диверсификация инвестиций. Профессионалы выдают такую «формулу успеха»: 30% в инвестиционном портфеле должны составлять работы молодых и модных художников (активы с самым высоким риском), 20% — современных художников, работающих с крупными галереями, участвующих в престижных выставках, 50% — признанных мастеров.
«Если 10 лет назад только 6% инвесторов включали в свои активы произведения искусства, то сегодня эта цифра выросла вдвое. Вложения в искусство становятся популярнее. Но важно помнить, что нет хороших инвестиций, есть инвестиции, которые вам подходят», — говорит Отье.
Кому же подходят инвестиции в искусство? Во-первых, тем, кто умеет ждать — быстро и с выгодой перепродать картину вряд ли удастся: для максимальной прибыльности эксперты советуют придерживать арт-произведения до продажи 7–12 лет. Во-вторых, тем, кто не прочь рискнуть, — точно рассчитать прибыльность от вложения в покупку той или иной работы не удастся.
Так, произведения одного из самых известных и дорогих из ныне здравствующих художников, Джеффа Кунса, в прошлом году неожиданно сильно упали в цене. Или, взять, к примеру, Дэмиена Хёрста — с четвертого места в рейтинге из пятисот самых востребованных художников он не так давно переместился на 86-е. По мнению главного редактора «Коммерсантъ Арт» Александра Щуренкова, такие резкие изменения на рынке могут быть связаны с модой на художников из Африки и Латинской Америки (работа нигерийки Нжидеки Акуниили Кросби Bush Babies была продана на Sotheby's за $3,4 миллиона).
Даже покупка произведения одного из великих мастеров не гарантирует прибыли в будущем (покупателя найти нелегко, а расходы на содержание картин существенные), что уж говорить о современных художниках. Есть ценник, но не определена ценность — это про современный арт. Как же выбрать стоящую работу?
У Елены Белоноговой, соосновательницы Cube Moscow и коллекционера современного искусства, свой опыт инвестиций и свои секреты.
«Коллекционеры говорят, что на собственных деньгах очень быстро учишься делать правильный выбор. И это действительно так. У меня есть картины, которые хранятся в диване — мне не хочется на них смотреть и стыдно предлагать на продажу. И я стараюсь не повторять таких ошибок. Мой “рецепт удачи” прост: большую часть работ я покупаю в местах, которым доверяю. А еще — при выборе картин всегда включаю эмоции. Работа должна мне понравиться. Такая картина, если даже упадет в цене, скорее всего, продолжит меня радовать».
Искусство — не та сфера, которая приносит быстрые деньги. Инвестиции в искусство рискованны — произведение может упасть в цене, оказаться подделкой или просто выйти из моды. Но радость от приобретения картины любимого художника, азарт торгов и охоты за шедевром ни с чем не сравнимы!
Автор: Наталья Сысоева