Нельзя сказать, что российский автопром задыхается без инвестиций. Только государственные вложения в эту отрасль в 2017 году могут составить чуть более 60 миллиардов рублей. Вот только есть одна проблема — рынок сегодня на спаде. И никакие средства, вложенные в производство автомобилей, не смогут увеличить их продажи, если у населения нет денег, чтобы их купить.
Со стороны государства все более-менее понятно — виден реальный интерес к этому сектору экономики и видны реальные дела. В прошлом году, например, на финансирование господдержки спроса в виде субсидирования кредитов на машины, лизинговых программ и ряда других мероприятий было потрачено 50 миллиардов рублей.
Да, с одной стороны, это «не сняло ногу с тормоза» — в 2016 году, по оценке Росстата, падение производства легковых и легких коммерческих автомобилей по сравнению с предыдущим годом составило 7,4%. А продажи машин, подсчитанные комитетом автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса, составили 1,42 миллиона единиц, здесь падение еще больше — 11%.
Однако ясно одно — если бы не господдержка, то результаты были бы еще хуже. Так, например, по оценке Минпромторга, только на 2 октября в рамках различных программ было продано более 500 тысяч машин, а всего в окончательных планах на 2016 год стоит цифра в 600-625 тысяч автомобилей. То есть около половины купленного автопарка было приобретено с той или иной поддержкой государства.
В 2017 году на господдержку направят уже 62 миллиарда рублей. И в этот раз к решению вопроса предлагается подойти более сегментировано. Так, например, 17,5 миллиарда рублей пойдут на программу обновления парка (утилизацию и trade-in). Ожидаемый эффект — дополнительный выпуск 250 тысяч автомобилей. На компенсации автоконцернам процентов по инвестиционным кредитам отложено 7,4 млрд рублей. На них претендуют более 30 компаний, в том числе — производители автокомпонентов.
Льготное автокредитование и лизинг возьмет на себя 20 млрд рублей, что приведет к реализации 41,5 тысячи автомобилей. Еще 13,7 млрд рублей получат производители сельхозтехники.
Предусмотрены и новые программы. Пока известны только их названия: «Первый автомобиль», «Семейный автомобиль», «Русский тягач», «Российский фермер», «Свое дело». На них, а также на закупку газомоторной техники, электротранспорта, школьных автобусов и карет скорой помощи должно быть выделено 17,4 миллиарда рублей.
Впрочем, пока о том, когда заработают эти конкретные программы, информации нет. Более того, сроки сдвигаются и сейчас уже говорят о том, что окончательное решение и финальные условия действия программ поддержки будут сформированы по результатам 1 квартала на авторынке. Если они будут негативными, то программы пойдут, если рынок очевидно будет выходить на позитив — вряд ли.
При этом глава Минпромторга Денис Мантуров заявлял, что «в первой половине 2017 года, как минимум в первом квартале, мы должны будем сохранить уже хорошо зарекомендовавшую себя форму в части утилизации и trade-in».
По результатам января, подчеркнем, больше вероятности у первого варианта. По оценке Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса, в январе 2017 года продажи новых легковых и коммерческих автомобилей упали на 5%, если сравнивать с тем же месяцем прошлого, 2016 года.
Впрочем, что мы все об инвестициях со стороны государства? Иностранный капитал тоже совсем не против поучаствовать в возрождении российской автомобильной промышленности. Конечно, если мы будем абсолютно правдивы, то не совсем российской — речь все-таки идет об иностранных марках, производимых в нашей стране. Но с другой стороны, учитывая все возрастающую степень локализации таких производств, доля России есть, что называется, и в каждом BMW, Volkswagen и Toyota.
Так или иначе, но — несколько тезисов.
В индустриальном парке «Узловая», который расположен в Тульской области, китайский концерн Great Wall возводит завод по производству автомобилей с объемом инвестиций более 500 млн долларов США. Глава подразделения «Volkswagen легковые автомобили» Пьер Бутен в одном из своих интервью некоторое время назад рассказал, что только инвестиции в производство завода по выпуску силовых агрегатов в Калуге составили 250 млн евро, а общий объем инвестиций концерна оценивается в 1,5 млрд евро.
А заместитель директора департамента развития внутренней торговли Минпромторга Никита Кузнецов в мае 2016 года во время своего доклада на Всероссийском форуме участников потребрынка сообщил о том, что в последующие 3 года автопром России может ожидать инвестиции в размере 200 млрд рублей. При этом он отметил, что вкладывать в это направление будут частные инвесторы.
Ждем-с?
Да, хотя в России все-таки очень нестабильная экономическая ситуация, которая зависит от политики, от санкций, от многих вещей, от чего очень сильно колеблется автомобильный рынок, считает исполнительный директор агентства «Автостат» Сергей Удалов. И подчеркивает, что если бы против рынка работали только экономические факторы, то все было бы проще.
«При этом крупные инвестиции российскому автопрому все еще нужны, несмотря на то, что многие иностранные производители уже открыли свои предприятия здесь. Те же Hyundai и KIA, которые имеют большую долю рынка в России, работают на перспективу — на компоненты, на лояльность бренда», — перечисляет он. И все же, подчеркивает эксперт, на коротких периодах инвестировать гораздо сложнее. И поэтому «помочь росту инвестиций в российский автопром может, во-первых, понятная и долгосрочная программа развития автомобильной и компонентной промышленности — так как объемы и автомобильного, и рынка запчастей и компонентов в нашей стране очень велики. И, конечно, стабильность налоговой политики, например, и таможенной политики — как одно из самых главных условий, а также моменты, связанные с доступностью кредитных ресурсов, которые пока отличаются достаточно большими и невыгодными для заемщиков-предприятий процентами».
Автор: Андрей Волков