ENG

Перейти в Дзен
В мире, Инвестиции

Самые крупные инвестиционные сделки 2020 года

Пандемия повлияла на инвестиционную активность по всему миру: в первом квартале 2020 года число объявленных сделок оказалось меньше, чем в том же периоде 2019 года, на 26%. В России — на 25%. Однако во многом это связано лишь с тем, что к началу весны были реализованы договоренности, намеченные еще в прошлом году. И если в первом полугодии суммы инвестиций еще держались на уровне $10 млрд, то в третьем квартале рухнули до $4,7 млрд, как сообщает KPMG. 

Виталий Аньков / РИА Новости
Виталий Аньков / РИА Новости

bioniq и «Медси» полностью сливаются

В июле международная HealthTech-компания bioniq привлекла 500 млн рублей инвестиций от ГК «Медси» для своего российского предприятия ООО «Байоник-Медси», которое будет работать под брендом bioniq. О заключении сделки речь шла еще с февраля, когда было анонсировано создание платформы для «биохакинга». Компания «Медси» получила долю в 25% в совместном предприятии. Исходя из этих цифр и суммы сделки, ООО «Байоник-Медси» оценивается в 2 млрд рублей. Привлеченные средства должны уйти на развитие созданного сервиса и дальнейшее расширение географии работы предприятия. Федеральная платформа была официально запущена 17 сентября и позиционируется как первое комплексное медицинское решение для укрепления здоровья населения.

Вадим Федотов, основатель bioniq, считает, что сегодня одним из самых значимых направлений современной медицины является развитие персонализированных и превентивных подходов: предотвращение возможных заболеваний и лечение уже возникших с учетом особенностей каждого человека.

«В основу федеральной платформы легли международные научные исследования bioniq в области медицины. На основе анализа нескольких десятков биохимических показателей крови, генетических вариантов и микробиома мы предлагаем каждому человеку персонализированные решения. Это и консультации с врачами, и программа тренировок, и рацион питания. Согласно внутренней статистике bioniq, около 27% людей либо имеют предрасположенности к заболеваниям, либо уже болеют и не знают об этом. Поэтому было важно найти проверенного партнера, который мог бы обеспечить нашим клиентам качественную медицинскую поддержку», — поясняет Вадим.

MY.GAMES образует содружество с Deus Craft

Международный игровой бренд MY.GAMES, который является частью Mail.ru Group, намерен приобрести контрольный пакет акций (51,16%) у разработчика мобильных игр Deus Craft. В штате компании-разработчика находятся 70 человек (часть — с пятнадцатилетним опытом работы), офисы расположены в обеих столицах и Новосибирске. Флагманский продукт Deus Craft — игра Grand Hotel Mania для смартфонов, вышедшая в июле 2020 года и получившая 50% всей выручки с пользователей в США. По условиям сделки Deus Craft получает авансовый платеж в размере $14,1 млн, а впоследствии — еще до $35 млн. Деньги будут выплачены в апреле 2021 года. Менеджерский состав компании менять не планируется. Для Deus Craft, находящейся в стадии становления, это хороший шанс для развития: за четыре года MY.GAMES закрыла 31 сделку и стала одной из причин успеха студий Pixonic и SWAG MASHA.

USM и «ИКС Холдинг» улаживают формальности

В апреле была анонсирована сделка по приобретению компанией USM Алишера Усманова 100%-ной доли многопрофильной ИТ-группы «ИКС Холдинг», принадлежащей Антону Черепенникову. Он в свою очередь получает 10% акций «ЮэСэМ Телеком» — подразделение USM, через которое проводится сделка, работает под брендом «Мегафон». О потенциальном объединении активов двух компаний речь заходила еще в декабре 2019 года, но без слияния.

По мнению KPMG, сделка стала крупнейшей за три квартала 2020 года; по словам аналитиков AK&M — ключевой в IT-секторе (и основным событием первого полугодия). Примерная сумма сделки, проведенной без денег (через обмен активами), — $2,039 млрд в оценке KPMG и $2,17 млрд в оценке AK&M. До сделки «ИКС Холдинг» уже долгое время имел отношение и к «Мегафону» (являлся поставщиком продуктов и услуг), и к Алишеру Усманову соответственно. Руководитель «ИКС Холдинга» сохранил свой пост, а также вошел в состав членов совета директоров «Мегафона». Для USM сделка мало что меняет — это больше формальность, а вот Антона Черепенникова она делает кандидатом в список Forbes.

VEB Ventures привлекает государственные деньги

Государство тоже активно поддерживает стартапы, тем более связанные со здравоохранением и MedTech в частности: сеть из 12 московских клиник и телемедицинская платформа «Доктор рядом» получит 1 млрд рублей от VEB Ventures. Это часть ВЭБ.РФ, созданная для поддержки высокотехнологичных стартапов. Инвестиции поделены на две части: в 2020 году будет выделено 625 млн рублей, а в 2021-м — еще 375 млн. Какую долю получит VEB Ventures, на данный момент неизвестно. Инвестиционные средства будут использованы для создания новых MedTech-продуктов, а также повышения пропускной способности платформы, чтобы больше клиентов могли пользоваться ею одномоментно и при этом стабильно. Для VEB Ventures это первый проект с телемедицинской направленностью, но его оценивают как очень перспективный в первую очередь за счет потенциала рынка телемедицины: с 2021-го до 2025 года ожидается ежегодный рост на 116%.

У «Сравни.ру» новый виток развития без Олега Тинькова

В августе появилась информация о том, что из числа акционеров компании «Сравни.ру» вышел кипрский фонд Tinkoff Digital. Сам Олег Тиньков являлся одним из первых инвесторов финансового маркетплейса «Сравни.ру» с 2014 года. В октябре же его долю выкупили фонды Baring Vostok и Goldman Sachs, ранее инвестировавшие в «Яндекс», Ozon, Avito, hh.ru и другие компании. В какой именно форме прошло инвестирование и сколько получили фонды, неизвестно. Сергей Леонидов, генеральный директор финансового маркетплейса «Сравни.ру», оценивает сделку как новый виток развития компании:

«Мы активно растем по уже существующим на “Сравни.ру” финансовым и страховым продуктам, создаем и запускаем новые инструменты, развиваясь по модели маркетплейса. Наши акционеры видят в компании большой потенциал, это дает возможность двигаться еще стремительнее, мыслить глобально. Недавно мы объявили о планах по выходу на IPO — в этом направлении тоже предстоит большая работа, которая уже вовсю идет и, я уверен, будет оценена по достоинству. Финансовый маркетплейс “Сравни.ру” не случайно оказался в числе тех, кого выбрали Baring Vostok и Goldman Sachs — мы не просто верим в успех, а создаем его сами ежедневной упорной командной работой».

MyBuddy.ai готовится покорять новые рынки

Виртуальный репетитор английского языка с искусственным интеллектом MyBuddy.ai привлек $1 млн от российского венчурного фонда Leta Capital. Объем доли, которую инвестор получил в стартапе, не раскрывается. Средства предназначаются для выхода продукта MyBuddy.ai на зарубежные рынки, в частности в испаноязычные страны. Шансы у компании определенно есть: среди российских EdTech-стартапов она стала первой, удостоившейся премии за инновации в образовании на конкурсе GESA 2019. А в марте 2020-го произошло слияние MyBuddy.ai и Edwin.ai. Сергей Торопов, партнер венчурного фонда Leta Capital, говорит, что одна из причин инвестирования в MyBuddy.ai — заинтересованность в целях стартапа:

«Нам понравился вызов, который ставила перед собой команда, — построить мобильного ассистента для детей, который со временем трансформировался в помощника по обучению детей английскому языку и стал основным фокусом. Когда ребята добежали до тех метрик и стадий, в которые целимся мы, очевидно, принять решение было довольно просто. В первую очередь потому что команда эффективно строила продукт и зарабатывала, давая ценность уже на ранней стадии».

Elementaree привлекает сразу трех инвесторов

Российский сервис по доставке продуктовых наборов Elementaree летом привлек $5 млн от Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ), французской компании Bonduelle и неназванного бизнес-ангела. Всего же с момента основания (с 2014 года) Elementaree получила $8 млн, но до 2020 года суммы отдельных вложений не превышали $500 тыс. Исключение составили только инвестиции в размере $2 млн в 2017 году. Более крупные суммы в 2020 году могут объясняться интересом инвесторов к FoodTech на фоне пандемии, а также перспективами самой компании Elementaree, в первом полугодии 2020-го увеличившей выручку в два раза. Ольга Зиновьева, основательница сервиса быстрой готовки дома Elementaree, говорит, что инвестиции позволяют расширить производство для увеличившегося спроса в пандемию.

«Мы поняли, что нам нужна серьёзная инвесторская опора и сумма для развития — около $5 млн, что уже достаточно много для российского венчурного, особенно ангельского, рынка. Так появился запрос, с одной стороны, на прочного финансового инвестора — им стали РФПИ и поддерживающие их фонды и, с другой, на стратегического — им стала компания Bonduelle, которая как раз обладает глубокой экспертизой в технологии производства еды и дистрибуции в ритейле, при этом интересуется новыми каналами», — делится Ольга.

«Учи.ру» становится частью IT-гиганта

Mail.ru Group продолжает собирать «под крыло» перспективные компании — на этот раз заключив сделку с образовательным сервисом «Учи.ру». Со стороны Mail.ru Group — 3,75 млрд рублей, а со стороны «Учи.ру» предлагается доля активов в размере 25%, причем с возможностью повышения цифры до контрольной через опцион. Первый опцион на увеличение доли до 49,5% может быть реализован в конце 2021 года. На «Учи.ру» сегодня зарегистрировано более 50% российских школьников, это ведущий отечественный образовательный портал с ежемесячной посещаемостью в 37 млн визитов.  В период самоизоляции «Учи.ру» стал вторым по посещаемости в мире среди образовательных ресурсов. Илья Паршин, генеральный директор «Учи.ру», так комментирует эту сделку:

«Некоторое время назад вместе с акционерами мы задумались о поиске потенциального инвестора, с которым сможем продолжать расти, улучшая продукт, а также активно развиваться на зарубежных рынках, в которые очень верим. В ходе переговоров мы познакомились с Mail.ru Group, у которых есть большой опыт работы с быстрорастущими компаниями, в том числе на рынке EdTech. В этом партнерстве мы видим возможности для синергии с компанией в виде потенциального доступа к экспертизе экосистемы Mail.ru Group».

«Яндекс» обращает внимание на генетические технологии

Не только Mail.ru Group в этом году удачно инвестирует средства: «Яндекс» также успешно вложился, пусть и «под занавес». Отечественный медико-генетический центр Genotek, основанный десять лет назад, привлек $4 млн от инвесторов. Среди них оказался «Яндекс», впервые обративший внимание на сферу генетических технологий, но уже давно развивающий MedTech через платформу «Яндекс.Здоровье». Неизвестно, сколько именно «Яндекс» вложил в Genotek, но больше, чем компания получила от остальных инвесторов. Какую долю стартапа получит IT-компания, также неясно. Артем Елмуратов, основатель Genotek, говорит, что контроль остается за Genotek, но руководитель поискового портала «Яндекс» Андрей Стыскин вошел в совет директоров:

«Мы будем сотрудничать в разных направлениях, но “Яндекс” не получает доступ ни к данным пользователей, ни к технологическим решениям Genotek. Изменение политики конфиденциальности не планируется. Полученные инвестиции пойдут на развитие научной и медицинской базы, работу над новыми продуктами и сервисами».

«Кухня на районе» дополняет «продуктовый набор» Mail.ru Group и Сбербанка

В число продуктовых сервисов, которые станут частью экосистемы «О2О холдинг», совместного предприятия Mail.ru Group и Сбербанка, вошла экспресс-доставка еды от компании «Кухня на районе». По результатам сделки собственник сменился — почти 85% акций компании ушли к «О2О холдинг». Помимо «Кухни…», из фуд-сервисов здесь уже есть Delivery Club и «Самокат». К концу 2020 года «Кухня на районе» намерена охватить территориально всю Москву, а инвесторы ожидают от нее выручки в 3 млрд рублей. На данный момент сама компания оценивается в 1–1,2 млрд рублей. Сергей Богданов, CEO YellowRockets, полагает, что приобретение «Кухни на районе» (как и «Самоката») — попытка еще активнее конкурировать с «Яндексом»:

«Для Mail.ru и “Сбера” ценность очевидна — в их экосистеме уже есть Delivery, и они активно работают над направлением доставки еды. При этом им надо развиваться, чтобы продолжать конкурировать с “Яндекс.Лавкой”. “Кухня” как классический dark store для этого отлично подходит».

«ЕАптека» получает ребрендинг

Еще одно приобретение Сбербанка, а также группы компаний «Р-Фарм» — одна из крупнейших российских интернет-аптек «ЕАптека». Её годовой оборот в 2019-м превысил 5,7 млрд рублей, ежедневно через сервис проходит 10 тыс. заказов. На данный момент подписано соглашение о вложении средств и последующем получении 45% акций для каждого из двух инвесторов (когда будут получены антимонопольные одобрения от ФАС). Оставшиеся 10% будут в руках основателя и CEO «ЕАптека» Антона Буздалина. После проведения сделки компания будет работать под брендом «Сбер ЕАптека». Процесс ребрендинга должен занять полгода и завершиться в первом квартале 2021 г. Антон Буздалин, генеральный директор «ЕАптека», уверен, что инвесторы оценили потенциал компании:

«Мы пришли к такой сделке, потому что стараемся собирать к себе в команду лучших специалистов. Именно это оценили инвесторы. А сделка позволяет нам усиливать команду еще быстрее, дать ей раскрывать свой потенциал и делать захватывающие проекты, которые меняют всю отрасль».

«Самокат» попадает в копилку Сбербанка и Mail.ru Group

Две крупнейших российских компании, Сбербанк и Mail.ru Group, добавили в список частей своего совместного предприятия сервис экспресс-доставки продуктов «Самокат». Таким образом, компании закрывают в своей экосистеме все потребности клиентов, связанные с едой. По результатам сделки Сбербанку и Mail.ru Group достался контрольный пакет акций (75,6%). Подготовка велась еще с февраля, однако потребовалось три месяца, чтобы поставить финальную подпись. Сумма сделки неизвестна; аналитики предполагают, что она составила несколько миллиардов рублей. Помимо Сбербанка и Mail.ru Group, долей в «Самокате» владеет дочернее предприятие девелоперской компании ПИК. Вячеслав Бочаров, основатель сервиса экспресс-доставки «Самокат», говорит, что с самого начала планировалось создавать крупную компанию:

«Понятно, что нам не хватило бы собственных денег на то, чтобы обеспечить высокую скорость развития проекта. Амбиции большие, и мы понимали, что придется привлекать сторонних инвесторов. “Самокат” получал инвестиции и раньше. В этом году состоялся очередной раунд, и хорошо, что инвесторами стали “Сбер” и Mail.Ru. Нам нужны были инвесторы, которые могут добавить компетенций, собственной экспертизы, и в этом плане у “Сбера” и Mail.ru Group богатый набор возможностей — финансовых, маркетинговых, в вопросе развития бизнеса. Пользоваться инфраструктурой, которую мы получили, очень удобно. Все планы мы согласовываем с инвесторами, проблем не возникает. У нас единый взгляд на будущее, поэтому все наши дискуссии проходят достаточно комфортно».

Сбербанк берет под контроль «Эвотор»

Под конец года Сбербанк получил контрольный пакет компании «Эвотор» — разработчика онлайн-касс. Ранее Сбербанк уже имел 40% в ней, а в декабре выкупил еще 29%, принадлежащих группе «АТОЛ». Остальные 31% находятся во владении генерального директора и одного из основателей «Эвотора» Андрея Романенко. Сумма сделки составила 2,1 млрд рублей. «Эвотор» основали «АТОЛ», «Дата капитал» и дочернее предприятие Сбербанка — «Цифровые технологии», поэтому фактически Сбербанк просто укрепил свое влияние. На данный момент компанию называют стратегически важным объектом для новой экосистемы и говорят о планах на создание комплексных решений для бизнеса.

Впечатляющая инвестиционная активность Сбербанка в этому году объясняется «Стратегией 2020», в рамках которой должен быть реализован ряд инициатив, позволяющих Сбербанку трансформироваться в цифровую платформу. Компания намерена создать экосистему, улучшающую клиентский опыт, перевести в онлайн все сферы жизни, повысить эффективность внутренних процессов. На развитие нефинансовых (небанковских) компонентов экосистемы Сбербанк готов выделять 4% капитала, правда, они «в ответ» через семь лет должны приносить около 30% операционного дохода. Сами нефинансовые активы сегодня оцениваются в 594 млрд рублей. Роман Хорошев, CEO краудлендинговой платформы JetLend, объясняет, что переход Сбербанка к экосистеме — вынужденный шаг.

«Рост основного бизнеса, который основан на процентной марже и некредитном доходе, вряд ли сможет выйти за пределы 10% в год. Для Сбербанка существует три пути повышения чистой прибыли: наращивание маржинальности, снижение операционных расходов и уход в совершенно другие секторы экономики. Четвертый путь в виде международной экспансии из-за санкций закрыт. Сбербанк выбрал путь превращения в экосистему, что, с моей точки зрения, является стратегически ошибочным. “Сбер” — достаточно сложноуправляемая организация, а новая экономика — это экономика быстрых и маневренных “моторных лодок”, а не “океанских лайнеров”. Пока нет ни одного примера успешной реализации проектов новой экономики внутри Сбербанка, а стартапам, приобретенным в результате M&A, будет сложно конкурировать из-за отсутствия свободы управления. Общеизвестно, что даже новый логотип в “Сбере” согласовывали члены правления. Но проблема в том, что у “Сбера” нет другого выбора: повышение маржинальности невозможно из-за конкуренции, сокращать OPEX крайне сложно и может привести к массовым увольнениям. Остается один путь — построить “экосистему”, полезность которой пока под сомнением», — считает Роман. 

Автор: Кристина Фирсова

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья