Заместитель Генерального директора АО «Корпорация А.Н.Д.» делится с Invest Foresight инвестиционными трендами гостиничного рынка.
Вложения в сферу гостеприимства привлекают внимание инвесторов как в России, так и за рубежом. Согласно недавнему отчету компании JLL, занимающейся аналитикой в сфере недвижимости, в 2018 году инвестиции в гостиничный бизнес достигли $68 млрд. И мировой рынок отелей продолжает расти. В России возросший спрос на строительство гостиниц в последние годы связан с проведением мероприятий глобального масштаба. Последние три волны были посвящены ярким спортивным событиям. В 2013 году состоялась Универсиада в Казане, в 2014 году — зимние Олимпийские игры в Сочи, в 2018-м — Чемпионат мира по футболу. Под каждый из турниров создавалась соответствующая инфраструктура, в том числе — гостиничная. Больше всего отелей было построено в Краснодарском крае и Сочи — в прибрежном и горном кластерах.
Сейчас инвесторы ищут новые интересные возможности для капитальных вложений. В этом материале мы попробуем выделить тренды, свойственные и российскому, и мировому рынкам.
Специализация услуг
Как в России, так и за рубежом сама структура работы отельного бизнеса претерпевает изменения. Последние 5-10 лет происходит активная специализация и разделение функций. Многие задачи отданы внешним провайдерам: стирка, уборка, транспортное обслуживание и охрана. Даже питание в отелях стало вотчиной профессиональных рестораторов. То же самое касается СПА-салонов и фитнес-центров. Это не только сокращает издержки обеим сторонам, но и способствует повышению уровня сервиса. Что характерно, в России процесс перевода некоторых услуг на аутсорс проходит быстрее, чем за границей.
Развитие альтернативных брендов и новых форматов отелей
Сегодня гостиницы ориентированы на конкретного потребителя, поэтому и предложения формируются исходя из запросов клиента. Внимание крупных операторов вновь обращено к форматам отелей в бюджетном и эконом-сегменте. Это так называемые альтернативные концепции, создающиеся под новые запросы клиентов. Например, у компании Marriott активно развивается такой бренд, как Moxy, Accor Hotels продвигает Mama Shelter, а Radisson расширяет бренд Radisson Red. В России отели такого типа только планируются к открытию, в первую очередь в Москве и Санкт-Петербурге.
Активно развиваются такие популярные направления как эко-туризм, агро-туризм, гастрономический туризм. В крупных городах развиваются апарт-отели, ориентированные на длительное проживание туристов. Они сочетают в себе особенности гостиничного номера и современной квартиры. Отличие состоит в том, что гости могут жить в комфортабельной квартире с предоставлением полноценных услугам отеля: воспользоваться консерж-сервисом, горничными, рестораном и фитнесом на территории комплекса. Это достаточно свежий тренд в индустрии на территории России и прекрасная возможность для девелоперов построить объекты и быстро их реализовать. А для небольших инвесторов — вложить свои средства в приобретение недвижимости и передать её управляющей компании.
Растущая популярность отелей премиум-класса
По данным Grand View Research, рынок элитного туризма будет ежегодно расти на 4,5% и к 2025 году достигнет $1,1 трлн. Ключевые игроки рынка — Accor Hotels, Marriott International, InterContinental Hotels Group — приобретают и поглощают компании, которые фокусируются на отелях разного формата. Связано это с тем, что туристы сейчас предпочитают тратить деньги на уникальные впечатления и индивидуальный опыт пребывания в стране. Люди с высоким уровнем дохода готовы платить за роскошь и персонифицированный подход к их интересам. В последние годы наблюдается высокий спрос на бутик-отели. В отличие от классических гостиниц, они очень популярны среди миллениалов, отличаются уникальным стилем и концепцией услуг, часто располагаются в исторических зданиях, бывших музеях и цехах.
Конечно, туризм и гостиничный бизнес меняются очень динамично, поэтому инвестору важно улавливать смену трендов в отрасли и не вкладывать деньги в неактуальные проекты. Как и в любом бизнесе, ожидания инвесторов могут отличаться от фактических результатов. Срок самоокупаемости у отелей сильно различается в зависимости от типа гостиницы и его местоположения. В России этот срок составляет 10-12-15 лет. Растущий интерес инвесторов к вложению в гостиничный бизнес не случаен — как показывает практика, подобные проекты хорошо адаптируются к кризисным явлениям в экономике. В совокупности эти факты делают инвестиции в гостиничный бизнес хорошим стабильным вложением, хоть и не самым легким.