ENG

Перейти в Дзен
Инвестиции

IPO за рубежом: пик пройден, но привлекательность осталась

Основная часть размещений акций российских предприятий на зарубежных биржах пришлась на 2006—2007 годы. Это было еще до состоявшейся в 2011 году либерализации законодательных норм, касающихся данной процедуры. Стоит ли в случае нормализации мировой политико-экономической конъюнктуры ожидать второго пика?

Bfishadow | Flickr

Большинство мировых инвесторов торгуют на крупных западных биржах, и мало кто знает, скажем, о бирже Московской. В связи с этим, безусловно, российским компаниям выгодней размещать акции на известных международных биржах, например, Лондонской или Нью-Йоркской (LSE и NYSE).

По словам Виктора Аргонова, аналитика компании  EXANTE, «если компания сначала торговала акциями только в Москве, а затем разместила их, например, на LSE — это радикально увеличивает их популярность и ликвидность».

На LSE торгуются акции таких компаний, как Газпром, Лукойл, Роснефть, Новатэк, Газпромнефть, Русал, ГМК Норильский Никель, НЛМК, Северсталь, Мечел, ММК, Полиметалл, Полюс золото, АФК Система, Ростелеком, МТС, Вымпелком, СТС Медиа, Яндекс, Qiwi, Уралкалий, Фосагро, Акрон, Магнит, Лента, X5 Retail Group, Группа Черкизово, Русгидро, Автоваз, Группа ЛСР, AFI Development, Фармстандарт.

На американской NASDAQ обращаются акции Яндекса и QIWI. На NYSE представлены Мечел и МТС. Первопроходцем был Вымпелком, который первым из российских компаний разместил акции за рубежом — на Нью-Йоркской фондовой бирже (NYSE). Порядка 56% голубых фишек имеет двойной листинг, а такие компании, как X5 Retail Group, Тинькофф банк, Вымпелком и СТС Медиа, на ММВБ не котируются вовсе.

Виктор Аргонов утверждает: «Знакомые лица есть и на других биржах. Например, акции компании Русал (Русский алюминий) есть на Гонконгской фондовой бирже и в парижском отделении Euronext».

Георгий Ващенко, начальник Управления операций на российском фондовом рынке ИК «Фридом Финанс», уверен, что «в большинстве случаев некорректно говорить именно об IPO как о выходе на зарубежные рынки. Свои акции в виде расписок или депозитарных акций за рубежом размещали многие ведущие компании российского происхождения или ведущие бизнес в России — Сбербанк, ВТБ, Газпром, Роснефть, Лукойл, ГМК Норникель, ПАО МТС, НЛМК и другие. Но в большинстве случаев это было SPO (вторичное предложение) или технический листинг. Именно IPO проводили Русал, X5 Retail group, O'Key, Lenta, Mail.ru Group, Yandex и некоторые другие».

В любом случае, SPO это было или IPO, процент компаний, проводивших эти процедуры, крайне небольшой. В торговом списке Московской биржи около 300 акций. За рубежом котируется около 30 бумаг российских компаний. Но это связано с тем, что больше и не надо — разместили, в основном, самые ликвидные бумаги, на которых приходится около 90% торгового оборота.

 «Одной из целей IPO является привлечение финансирования, поэтому для размещения компании выбирают рынки, на которых присутствуют все группы инвесторов, в том числе институциональные, — объясняет Олег Якушев, эксперт АО ИК «ЦЕРИХ Кэпитал Менеджмент». — Двадцать лет назад российскому финансовому рынку недоставало именно институциональных инвесторов (так называемых «длинных денег»). Поэтому для проведения IPO российские компании выбирали зарубежные биржевые площадки».

Основной драйвер интереса к зарубежному размещению — более низкая в сравнении с российской стоимость кредитных ресурсов на международных рынках.

По словам Марка Гойхмана, ведущего аналитика ГК TeleTrade, «выбор иностранной площадки, а не отечественной, делает IPO дороже и сложнее, но имеет иные преимущества. Привлекаются более широкие круги инвесторов, более значимые суммы. Компания-эмитент получает высокий статус, выходит на рынок, где её отрасль лучше развита».

Пик размещений пришелся на 2005—2007 годы, причем часто IPO проводилось в виде так называемого двойного размещения — акции размещались одновременно на западной площадке (в основном на Лондонской фондовой бирже) и на Московской бирже. В последнее время компании стали активно проводить делистинг, выкупая свои ценные бумаги на иностранных биржах.

Фото: pixabay.com

В Москве для вхождения, например, в первый котировальный список (голубые фишки) компании необходимо заплатить первоначальный взнос в размере 200 тыс. руб. и ежегодно доплачивать 100 тыс. руб., в то время как на Нью-Йоркской бирже необходимо заплатить от $100 тыс. до $150 тыс. в зависимости от числа выпускаемых акций и $30 тыс. ежегодно.

По словам старшего аналитика QBF Романа Кузнецова, «тарифы для Лондонской биржи более лояльны для иностранных инвесторов, потому что зависят от капитализации: стоимость размещения может составить от 8,2 тыс. фунтов до 475 тыс. фунтов».  

Георгий Ващенко из «Фридом Финанс» разделяет полноценные размещения и технический листинг:

«Если это не технический листинг, а полноценное размещение, затраты на андеррайтеров и подготовку для крупных эмитентов могут составлять $10 — … млн. В среднем, это от 5 до 15% от объема IPO».

Олег Якушев из «ЦЕРИХ Кэпитал Менеджмент» добавляет, что «подготовка и проведение IPO требуют значительных предварительных расходов, которые включают бюджет на услуги андеррайтеров, аудиторов, проведение рекламных кампаний, роуд-шоу и другие траты. Итоговая сумма может исчисляться миллионами. Подобные траты может себе позволить далеко не каждая компания».

Возникает закономерный вопрос: насколько экономически оправданы подобные затраты? Основных целей, с которыми отечественные компании идут на вышеописанное, две: привлечение валютного финансирования из-за рубежа и обеспечение сравнительно более высокого уровня ликвидности для своих бумаг. Привлечь финансирование действительно даже легче, чем может казаться. Объясняет ситуацию старший аналитик QBF Роман Кузнецов.

«Акции отечественных компаний приветствуются за рубежом, поскольку зачастую наши компании существенно дешевле мировых аналогов, а покупки рублевых бумаг для иностранцев сопровождаются валютным риском, что снижает привлекательность вложений».

По словам Георгия Ващенко, «смысл в IPO или SPO за рубежом для эмитента — найти инвесторов. Если бы эмитент мог найти богатых инвесторов в России, он бы делал это здесь. В этом смысле размещение на биржах США и Европы — шаг вынужденный».

Очень важен так называемый «феномен первоначальной недооценки» — известное среди фондовых специалистов явление, заключающееся в том, что курс начального размещения обычно ниже, чем котировки по результатам первого-второго дня IPO. Чем больше разница, то есть подорожание после начала размещения, тем выше эффективность IPO для эмитента.

По словам Марка Гойхмана, ведущего аналитика ГК TeleTrade, «средняя недооценка акций эмитентов США на IPO с 2000 по 2015 гг. составила 13,9%. В России она находится в районе 5%. Для российских компаний underpricing при размещении в Великобритании составляет более 9%, в США — 6,3%. Таким образом, есть серьёзные резоны для выхода отечественных компаний на иностранные площадки».

В связи с политическими факторами, конечно, второго пика IPO на мировых рынках следует ждать, в первую очередь, когда нормализуются отношения между США и Россией. А это зависит как от политики Владимира Путина и Дональда Трампа, так и от ситуации на Украине: пока там ни с одной, ни с другой стороны нет адекватных личностей, способных прекратить войну. Но, кроме политических, есть факторы чисто экономические.

Сегодня слияние ММВБ и РТС в Мосбиржу и последующая модернизация ее инфраструктуры фактически поставили систему исполнения сделок на Московской бирже на один уровень с международными стандартами. Это, безусловно, в перспективе облегчит приход в Москву потенциальных инвесторов. Кроме того, акции российской компании на западной бирже сегодня по умолчанию будут торговаться с дисконтом, а сопутствующие издержки будут существенно выше по сравнению с размещением на внутреннем рынке. К тому же, в последнее время российские компании стали активнее использовать для привлечения финансирования такой инструмент, как еврооблигации. Следует учитывать и фактор конкуренции: не только российские компании проводят IPO на мировых биржах, но и компании из других активно развивающихся экономик — стран СНГ, Латинской Америки, Азии, Северной и Южной Африки. Акции этих компаний зачастую еще более недооценены, чем акции российских компаний.

Автор: Роман Мамчиц

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья