ENG

Перейти в Дзен
Аналитика, Инвестклимат

IPT Group: бизнес ощущает, что налоговые риски растут

Большинство (78%) российских и работающих в нашей стране иностранных компаний ощущают, что давление на бизнес со стороны налоговых органов за последние полтора года возросло. Об этом говорят результаты исследования «Осторожность и осмотрительность российского бизнеса: тенденции и факты». 

© Андрей Батурин / Фотобанк Лори

Аналитики консалтинговой компании IPT Group на основе опроса представителей более 100 компаний выявили самые болезненные с точки зрения налогового администрирования вопросы. Тема, по словам члена совета директоров IPT Group Сергея Осташевича, очень волнует всех участников рынка, компании разного профиля и размера. В налоговой сфере не наблюдается серьезных законодательных изменений, однако фискальное ведомство стало использовать существующие нормы особенным образом. Именно с ужесточением администрирования сама ФНС связывает успешное пополнение бюджета. Кроме того, в распоряжении налоговой службы появились IT-инструменты, которые позволяют выявлять сомнительные сделки, а также автоматизированные сервисы, позволяющие отслеживать уплату НДС.

Самое сильное влияние на повышение налоговых рисков имеет недобросовестность контрагентов, в том числе аффилированность юрлиц при совершении сделок. Этот аспект получил наивысший балл у опрошенных — 35 из 100 возможных.

Далее следуют трансфертное ценообразование (налоговики внимательно присматриваются ко всем крупным сделкам, совершаемым по внутренним, а не рыночным ценам) и применение льгот и пониженных налоговых ставок. Часть опрошенных отмечают, что среди рисков для налоговых доначислений — концепция бенефициарного собственника или фактического права на доход, которая стала следствием принятия закона о деофшоризации бизнеса.

Жесткая позиция налоговиков и их готовность добиваться в суде увеличения выплат приводит к тому, что компании сами проводят оценку добросовестности контрагентов. Этим так или иначе занимаются 85% компаний, однако треть из них, по мнению аналитиков, все равно остается в зоне риска, потому что не следует идеальной схеме проверки. Схема сложилась по результатам судебной практики и включает пять пунктов: запрос основной информации от контрагента о ее правоспособности, сбор информации из дополнительных источников, личные встречи с топ-менеджментом, использование утвержденной схемы принятия решений о выборе контрагента и мониторинг финансового состояния партнера на протяжении действия договора.

При этом 45% компаний готовы отстаивать свои интересы в суде в подобной ситуации.

«В российской судебной практике сложилась такая система, что за недобросовестного контрагента расплачивается честный налогоплательщик. Нарушителя налогового законодательства ни правоохранительные органы, ни сама налоговая служба не ищет. Проще взять с того, кто платит, — утверждает руководитель налоговой практики IPT Group Дмитрий Мануйлов. — Это было, есть и будет в обозримом будущем».

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья