ENG
Перейти в Дзен
Стартапы

Искусственный интеллект с женским именем

В конце 2017 года для всех желающих стал доступен функционал искусственного интеллекта Alivia, созданного для обработки изображений и видео. Alivia умеет распознавать лица, определять атрибуты человека по силуэту, узнавать знаменитостей, а также расцвечивать чёрно-белые фильмы. 

Художник: Юрий Аратовский

Команда проекта сложилась достаточно давно — около пятнадцати лет назад. Именно создатель Alivia, выпускник Национального университета Узбекистана Денис Бигеев, одним из первых в России начал разрабатывать и внедрять технологии распознавания лиц. Родившийся в 1981 году Денис очень рано занялся программированием, начинал с языка Foxpro, сегодня перешел на C++. Первые его работы были связаны с автоматизацией данных, а около 15 лет назад он занялся распознаванием образов и автоматизацией паспортных данных. Тогда никто не говорил, что это AI. Сегодня в команде Бигеева — выпускники Колумбийского, Ратгарского университета Нью Джерси, МГТУ им. Н.Э. Баумана, МАИ. Однако в основном коллектив работает удаленно.

За полтора десятилетия было сделано много работы, касающейся обработки изображений, компьютерного зрения и видеоанализа. Большинство проектов команды выполнены под брендами известных интеграторов. Одним из первых удачных продуктов был программный комплекс для составления субъективных портретов (фотороботов), который до сих пор пользуется популярностью в МВД. Несколько проектов было связано с комплексными автоматизированными розыскными системами (КАРС) крупнейших железнодорожных вокзалов Москвы и Краснодарского края. Выполнен ряд проектов «Безопасный город» в части систем распознавания людей по изображению лица. Одним из крупнейших проектов, выполненных с участием команды, является внедрение в кредитный процесс системы идентификации Сбербанка. Также выполнен ряд закрытых проектов в интересах МВД, ФСБ и ФСО. Работа компании Alivia интересна прежде всего тем, что позволяет решить важнейшие задачи в сфере безопасности и видеонаблюдения. С ее помощью можно осуществлять идентификацию человека, даже если качественное изображение лица, пригодное для оперативного поиска, отсутствует.

Сегодня, как говорит PR-менеджер проекта Дарья Болотина, специализированные комплексы распознавания лиц можно пересчитать по пальцам, а стандартные системы видеонаблюдения при этом встречаются чуть ли не на каждом шагу. И такое положение вещей в конечном счёте привело команду проекта Alivia к идее алгоритма идентификации человека по силуэту (в профессиональной терминологии это называется реидентификация), а затем и вовсе к произвольному поиску объектов на видео. Потенциально применение системы Alivia может оказаться очень широким.

Работает Alivia следующим образом: сначала система получает сигналы с видеокамер наблюдения, потом проводит в реальном времени анализ огромного числа контекстных признаков, а затем выдаёт результаты своих сложных вычислений. Сейчас этот алгоритм даёт возможность с большой вероятностью предсказать возраст и пол человека, описать его одежду. Кроме того, алгоритм может определить в руках наличие таких предметов, как пластиковый пакет, портфель, ранец, сумка и т. д. Испытать ИИ Alivia можно на официальном сайте проекта.

На текущий момент размер вложений в технологию Alivia составил около $300 000. Причем к помощи инвесторов создатели не обращались, вложили собственные средства, и компания находится на уровне самоокупаемости. Сейчас методика находится на этапе тестирования, поэтому говорить об окупаемости пока ещё рано. Но данной разработкой, как утверждает Дарья Болотина, уже интересуются как потенциальные заказчики и интеграторы, так и производители оборудования, которое используется в видеонаблюдении.

Конкурентная среда в этой высокотехнологичной сфере достаточно плотная, и специалисты Alivia постоянно мониторят, что делают другие команды. До стадии реального внедрения практически никто не доходит. Нередко бывает так, что программа или технология работает только в презентации. Но Alivia — это другая история. Команда Alivia делает ставку как раз на «реальность» продукта: уже сейчас потенциальный заказчик может сделать запрос и получить не прототип, а готовый к полноценному использованию экземпляр без всяких «но».

«Мы всегда стараемся выпустить продукт, который будет максимально приспособлен к реальному применению», — говорит Дарья Болотина.

Впрочем, следует понимать, что системы биометрии и реидентификации — это вероятностные системы. Они не могут решить или не решить некую абстрактную задачу на 100%. Всегда существуют факторы, которые ограничивают вероятность принятия правильного решения. Поэтому вокруг систем разных разработчиков ведутся разговоры о том, у кого ошибок на 1% больше, а у кого, наоборот, меньше.

Ещё одним значимым параметром в данном случае является скорость системы. Обработка изображения — трудная задача, которая требует иногда значительных вычислительных ресурсов, особенно если речь идёт о видео в реальном времени. И поэтому разработчики подобных технологий находятся в достаточно узком коридоре — они балансируют между точностью работы системы и скоростью её работы. В ИИ Alivia (и это отличает данный продукт от многих систем-конкурентов) удалось соблюсти тонкий баланс.

Сразу после запуска демонстрации технологий в открытом доступе к создателям Alivia стали приходить предложения и приглашения из разных стран. Ведь одно дело — просто рассказывать, как работает технология, а другое — дать партнёрам и заказчикам возможность всё попробовать самостоятельно.

В целом на маркетинг в проекте Alivia сейчас уходит лишь около 1% ресурсов. Так уж сложилось исторически. Компания — высокотехнологичная, все сотрудники здесь — технические специалисты, и заказчики, как правило, выходят на компанию сами. Однако не исключено, что в будущем маркетинговая политика проекта станет активнее. В этой сфере команде ИИ Alivia определённо есть куда развиваться.

Автор: Кристина Фирсова

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья