ENG

Перейти в Дзен
Технологии

ИТ-тренды 2022: рост расходов продолжается

По открытым данным, российский ИТ-рынок в 2020 году вырос на 14%. Прогнозы относительно развития отрасли в условиях пандемии не оправдались — отечественный ИТ-рынок стабильно растет третий год подряд.

Многие аналитики и эксперты в качестве основных факторов замедления роста рынка ИТ-услуг выделяют последствия коронавирусной инфекции, а именно: сокращение бюджета на услуги со стороны многих компаний. Действительно, некоторые решили отложить расходы «до лучших времен», но другие, наоборот, были вынуждены увеличить инвестиции в ИТ-услуги: информационные технологии помогают быстрее восстановиться от последствий кризиса. В этом случае достаточно одного примера с массовой потребностью организации дистанционной работы. Именно поэтому некорректно давать последствиям коронакризиса однозначную оценку.

Несмотря на то что мы продолжаем жить в новых условиях уже второй год, все еще наблюдается адаптация частного и государственного секторов. Внедрение искусственного интеллекта (ИИ) позволило бизнесу лучше приспособиться к работе в условиях пандемии. В 2020 г. объем расходов на решения с применением технологий ИИ в коммерческих и государственных организациях России увеличился на 22,4% по сравнению с 2019 г. и достиг $291 млн (по данным IDC).

Если говорить в целом об ИТ-трендах, можно выделить следующее:

  • Рост спроса на цифровые технологии. Автономные системы, AR и VR, биометрия, IoT, сервисы по автоматизации.
  • Инсорсинг. Компании организуют собственный штат ИТ-специалистов. Можем предположить, что такой тренд вызвали компании, которые в ситуации коронакризиса поняли необходимость присутствия собственных ИТ-специалистов.
  • Создание центров компетенций в части сервисных функций, RPA, DataScience, MachineLearning.
  • Повышение требований в рамках SLA, что ожидаемо. Теперь, когда цифровизация процессов необходима для выживания, а уровень качества сервисов является конкурентным преимуществом, многие компании в прямом смысле ведут борьбу за высокие показатели. Отсюда и рост требований к интеграторам.
  • Увеличение зарплаты ИТ-специалистов на рынке труда. Спрос на ИТ-услуги стабильно растет, проектов и задач не просто становится много — появляются новые. За хороших специалистов ведут борьбу «рублем».

Рынок SI показывает стабильный рост в 2020-м и 2021-м годах преимущественно по направлению информационной безопасности (ИБ).

В части разработки программного обеспечения (ПО) тренды:

  • Адаптация прикладного ПО к отечественным платформам.
  • Рост объемов рынка суперприложений (мобильные приложения, объединяющие множество товаров и услуг) в 2020 г. — $51 млрд, к 2025 г. — $134 млрд, среднегодовой темп роста — 21%. Спрос на разработку суперприложений можно сравнить с повышением интереса к онлайн-шопингу — еще 5 лет назад бизнес быстро переделывал сайты под обработку онлайн-заказов. Сегодня этого недостаточно: всем нужны приложения для мгновенного заказа еды, вещей, оплаты коммунальных услуг, налогов и прочего.
  • Рост спроса на комплексные системы цифровых сервисов, на «софт для совместной работы».
  • Опять же, рост зарплат разработчиков.

Аналитики прогнозируют замедление роста на рынке разработки ПО по причине бурного роста в 2020 году и намерений компаний эксплуатировать уже имеющуюся инфраструктуру без экстренных вложений. Также можем предположить, что снижение связано с переходом многих компаний на инсорсинг и создание собственных центров компетенций, оптимизацией ландшафтов приложений, переход на low-code платформы. Но ситуация двоякая: участники рынка, напротив, утверждают, что рынок софта будет расти за счет господдержки разработки отечественных форм и программных продуктов, а также снижения налога на прибыль с 20% до 3% и страховых взносов с 14% до 7,6%.

В направлении сервисов по обслуживанию пользователей (SD) тренды:

  • Проекты «под ключ» на длительный срок поддержки. По-прежнему актуально для тех, кто не планирует организовывать инсорс-команду.
  • Заказчики выбирают форму «единого окна», повышают уровень SLA.
  • Искусственный интеллект (ИИ) в работе call-центров, импортозамещение и тренд информационной безопасности.
  • Accenture: рынок чат-ботов в России ожидает ежегодный прирост на 30% в ближайшие 3 года. Мессенджеры перестают быть просто платформой для общения и теперь выполняют бизнес-функции.
  • Кастомизация, гибрид классического сервиса и проектов по развитию и изменению.

Могу выделить один большой и общий тренд, характерный для ИТ-рынка, — это стремление участников рынка к консолидации и совместной работе с целью масштабировать бизнес. В подтверждение этому мы наблюдаем большое количество сделок по купле/продаже игроков ИТ-рынка и созданию альянсов между ними.

Автор: Лилия Алеева, директор по маркетингу и прямым продажам ICL Services

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья