ENG

Перейти в Дзен
Мнение, Это интересно

Из энтузиастов в селебрити: как менялось отношение к лидерам мнений

Маргарита Былинина

Маргарита Былинина

Маркетолог, предприниматель, основатель «Академии диджитал маркетинга», общественный деятель

Два года назад 50% россиян в возрасте от 25 до 34 лет высказали мнение, что инфлюенсер — перспективная профессия будущего, востребованность которой в ближайшем будущем только возрастет. Результат показателен — в 2017 году значение слова «блогер» знали лишь 34% жителей России. В чем заключается феномен популярности лидеров мнений и где они наиболее влиятельны? 

Интеллектуалы, эксперты, авторитеты: трансформация блогинга

История блогосферы началась три десятилетия назад. Первым инфлюенсером стал ученый-физик из Лондона — в своём онлайн-дневнике он размещал записи о всех значимых с его точки зрения новостях мировой Сети. Спустя несколько лет, в 1996 году, у энтузиаста насчитывалось уже около 30–40 последователей. В основном блогеры-пионеры проживали в США и создавали тексты на темы, в которых являлись экспертами. Были и исключения — уже тогда несколько лидеров мнений приобрели известность благодаря постам с личной информацией.

До декабря 1997 года блоги чаще всего называли интернет-дневниками. Знакомый современному обществу термин придумал программист и интеллектуал Йорн Баргер, автор одного из самых популярных тогда аккаунтов. Год спустя понятие прочно вошло в обиход.

Спустя 5 лет в США зародилось сообщество мам-блогеров. На своих страницах женщины делились опытом воспитания детей, семейной жизни, отвечали на вопросы аудитории. Параллельно развивалась «кибержурналистика» — блоги политической тематики.

Золотым веком блогосферы считаются «нулевые». В 2006 в мире было зарегистрировано как минимум 50 млн страниц инфлюенсеров. Одно из важнейших для развития блогинга событий произошло 4 года спустя — лидеры мнений открыли для себя возможность монетизации контента. Первопроходцем стала блогер-кулинар из США. Снятый на основе её постов полнометражный фильм принес создателям солидные кассовые сборы.

После, благодаря зарождению социальных сетей и стремительному развитию технологий, блогинг начал постепенно трансформироваться. Из хобби он перешел в разряд серьезной и часто высокооплачиваемой профессии. В наши дни авторы популярных блогов нередко заключают миллионные контракты с брендами, становятся звездами ТВ и шоу-бизнеса. И, что не менее важно, во многих странах в прямом смысле слова управляют общественным мнением.

От авторитетного селебрити до звезды с подмоченной репутацией: восприятие блогеров в мире

В РФ отношение к блогерам двоякое. С одной стороны, их влияние было признано на государственном уровне, а население с 2016 года считает инфлюенсеров селебрити. С другой — доверие к ним падает. Более половины россиян в 2020‑м высказали мнение, что авторы блогов «накручивают» подписчиков и ведут их исключительно с целью получить прибыль. Купить что-то по рекомендации интернет-звезды сейчас готовы около 40% граждан России. Во многом это вина самих блогеров — многие неумеренно использовали гивы и другие неэкологичные методы продвижения.

2022 год станет переломным — после блокировки ряда соцсетей российскую блогосферу начали покидать лидеры мнений без экспертизы. Это стимулирует качественное развитие отрасли, что вскоре должно сказаться на отношении аудитории положительно.

В США инфлюенсеры воспринимаются как серебрити, нередко опережая по популярности актеров и журналистов. Более того — стать лидерами мнений сейчас мечтает треть американских школьников младших классов. Аналогичная ситуация наблюдается в странах ЕС. Исток тренда — первыми блогерами здесь были известные и признанные специалисты, поэтому отношение к интернет-деятелям в Европе сложилось уважительное.

В арабских странах блогинг начал развиваться с небольшим отставанием — сказались особенность уклада жизни и менталитет. По популярности инфлюенсеры все еще значительно уступают ТВ. Однако привлекательны для крупных брендов, которые стремятся «застолбить» развивающиеся ниши.

Наибольшее доверие к инфлюенсерам испытывают жители КНР — 80% подписчиков совершат покупку после поста с рекомендацией товара у лидера мнений. Такое же отношение к блогерам и в Южной Корее. Во многих азиатских странах блогинг уже поставлен на поток и контролируется крупным бизнесом.

Скорость, «замочная скважина» и другие корни феномена популярности инфлюенсеров

До эпохи повсеместной интернетизации информационную повестку формировали СМИ, а общение было ограничено личными контактами. С приходом Сети люди получили возможность неограниченно выражать свое мнение и вступать в диалог с собеседником из любой точки мира. И на заре блогосферы, и сейчас это является движущей силой отрасли. Также аудиторию привлекает оперативность: одна из самых распространенных причин подписки на инфлюенсера — желание быстро узнать что-то новое.

Главный секрет популярности лидеров мнений — чувство сопричастности. Блогер благодаря постоянной генерации контента в прямом смысле слова впускает пользователей в свою жизнь, создавая тем самым эмоциональный мост. И здесь вступает в игру психология: наибольшую предрасположенность человек испытывает к тем, кого идентифицируют как членов собственного круга. Каждый фолловер уверен: любимый инфлюенсер «не просто так со мной на связи», он «такой же, как я», «у нас одинаковые цели и ценности». Именно поэтому блогеры стали и остаются одним из рычагов влияния во многих странах.

Дополнительный фактор — возможность «социального сравнения». С целью повысить самовосприятие собственного статуса люди неосознанно следят за добившимися успехами личностями и нередко копируют их. Самый простой путь заглянуть в «красивое зеркало» — подписаться на блогера. Поэтому падения популярности лидеров мнений в ближайшие годы не предвидится.

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья