ENG
Инвестиции

izi.TRAVEL готовится к ICO

Компания izi.TRAVEL — крупнейший в мире сервис мобильных аудиогидов по городам и музеям — собирается продать свои криптотокены до конца года, чтобы развиваться. Параметры эмиссии и блокчейн-платформу в компании пока не раскрывают. Новость сообщил Александр Турский, основатель izi.TRAVEL, на пресс-конференции в офисе «Партии Роста». 

Расскажите историю!

izi.TRAVEL — нидерландская компания, основанная россиянином Александром Турским в 2011 году. Турский переехал в Нидерланды 20 лет назад, а  в России работал в РЖД, возглавлял благотворительный фонд «Зебра», создал систему автомобильной навигации.

Сегодня izi.TRAVEL является платформой для создания бесплатных аудиогидов силами десяти тысяч рассказчиков, издательских домов, университетов, музеев. Общее число одних лишь музеев перевалило за полторы тысячи. Это 5 тысяч аудио экскурсий, 3 млн проигрываний в месяц. Истории существуют на 20 языках, преимущественно европейских. Число историй и туров удваивается каждый год. Все созданные экскурсии доступны путешественникам через бесплатное мобильное приложение для iOS, Android и WindowsPhone, а также сторонним сервисам — через API и виджеты.

Идея izi.TRAVEL родилась у Турского в 2011 году — во время автомобильного путешествия по Европе: мимо него проносилось множество замков, деревень и городов, о которых хотелось узнать, но чтобы это сделать, нужно было остановиться и самостоятельно начать гуглить. Турский подумал, что аудио-истории, которые расскажет смартфон или автомобиль, будут востребованы у путешественников. Люди все чаще разговаривают со своими смартфонами через персональные ассистенты типа Siri и Google Assistant, и хорошие аудио-истории имеют шансы стать существенной частью этого контента. Автомобили, управляемые автопилотами, также будут рассказывать истории. Многие компании задумываются о создании машины, которая сама поедет, но мало кто думает, чем в такой машине займется человек. Читать книги и смотреть кино у половины людей может не получиться из-за вестибулярного аппарата. Остается аудио — радио, аудиогиды и мобильный сторителлинг.

Компания Izi.travel не создает истории сама: она всего лишь написала CMS-платформу, куда авторы грузят свой контент, и клиентское мобильное приложение OPAS для его воспроизведения. Уличный аудиогид привязывается к определенной точке на основе GPS-координат, по которым пользователь находит объекты и слушает экскурсии. В музее поиск экспонатов идет по номеру, QR-коду или фото-навигации. В частности, бесплатный аудиогид izi.TRAVEL есть на всех направлениях подмосковных электричек, а общее покрытие в России превышает 250 городов. Есть план запустить аудиогид в приложениях-такси.

Борьба за размеры

Компания пока не получает прибыли. Ее цель — стать самой крупной платформой в мире. Как рассказал «Инвест-Форсайту» Александр Турский, основным инвестором проекта была Илона Сафина, вложившая в него €20 млн. В 2016 году, когда Сафина перестала финансировать проект,  Izi.travel оказалась на грани банкротства. Но сегодня у компании новый инвестор, чье имя не раскрывается. В компании работает 15-20 сотрудников. Izi.travel собирается монетизировать проект за счет локальной аудиорекламы (когда рассказ о кафе или магазине проигрывается человеку в тот момент, когда он идет мимо и может заглянуть). Но чтобы реклама появилась, необходимо, чтобы количество скачиваний аудиогидов  выросло в разы.

Сегодня компания может продать рекламы всего на 10 тыс. евро в месяц. Необходимо существенно увеличить количество аудиоисторий, чтобы увеличить поступления от рекламы. Для стимулирования процесса компания обсуждает с Еврокомиссией выделения грантов на $250 млн для создания историй по всей Европе, объединенных проектом eurostory.org – сборника историй городов, дорог и музеев Европы. Подобная программа создана и в США. Кроме того, Izi.travel намерена финансировать рост платформы за счет выпуска криптотокенов. Их объем, как пояснил Турский, будет зависеть от  количества использования мобильного приложения клиентами. Чем больше прослушиваний, тем больше объем рекламы, чем больше объем рекламы, тем больше можно продать токенов. Вырученная от продажи криптотокенов криптовалюта будет продаваться на бирже. 20-30% от  ICO пойдет владельцам Izi.travel, остальные средства распределят между создателями историй и приложений, на которых идет прослушивание, а также блокчейн-платформы.

Через два-три года компания начнет продавать в своем аудиогиде локальную рекламу, через пять лет Izi.travel планирует выйти на оборот в $1 млрд.

«Мы хотим стать самой крупной компанией мира, которая предоставляет аудиоистории. Мы хотим, чтобы огромное количество журналистов, блогеров и других создателей историй получили реальные деньги», — говорит Турский.

Гонорар будет зависеть от количества прослушиваний. Чем лучше рассказана история, тем чаще ее прослушают, тем больше получит автор. Izi.travel для геопривязанных аудиоисторий — все равно, что YouTube для видео. Однако Сергей Баричев, руководитель проекта Audiogid.ru, отмечает, что многие пользователи не захотят слушать рекламу в аудиогиде, и это может подорвать бизнес-модель Izi.travel. Для таких клиентов можно предложить вариант платной подписки, парирует Турский.

Кто в туриндустрии принимает криптовалюту 

Туристическая индустрия уже довольно широко заявила о своем интересе к криптовалютам и блокчейну. Турагентства Travel Keys, «CheapAir», Expedia еще в 2014 году начали принимать биткоины в оплату гостиничных номеров в Европе, США, странах Карибского бассейна и других. В прошлом году это сделало турагентство Destinia из Венесуэлы. Но сколько в реальности те приняли платежей в криптовалюте, остается неизвестным.

Американский штат Гавайи изучает технологию блокчейн, чтобы дать возможность туристам пользоваться местными услугами и товарами: штат посещает много гостей из Азии, где разрешены криптовалюты (в частности биткоин). Австралийская компания Webjet, занимающаяся бронированием гостиничных номеров, с начала 2015 года принимает биткоин в качестве оплаты своих услуг. А в течение ближайших месяцев Webjet запустит блокчейн-платформу, которая позволит учитывать проданные номера. Приложение создано на облачной платформе Microsoft Azure Blockchain-as-a-Service с использованием приватной версии блокчейна Ethereum. Ежегодно Webjet бронирует для своих клиентов около 750 тыс. номеров в США, Новой Зеландии, Великобритании, Канаде и Мексике. В одном из 25 случаев агенты и другие поставщики услуг не получают оплату за проделанную работу. Приложение Webjet предлагает панель смарт-контрактов таким образом, чтобы все участвующие в транзакции стороны могли моментально узнать, было ли выполнено то или иное обязательство.

Другие сервисы, работающие в сфере гостиничного букинга и аренды жилья, включая Airbnb, также начинают осваивать технологию блокчейн. Соучредитель Airbnb Натан Блечарзик заявил, что важно создать репутационный банк данных, к которому бы имели доступ владельцы жилья. Сейчас эксперты компании изучают возможности технологии блокчейн для реализации подобной идеи. Кстати, осенью 2016 года Airbnb включил в приложение раздел Audio Walks, похожий на аудиогид izi.TRAVEL.

Автор: Наталья Кузнецова

Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»
Нравятся материалы «Инвест-Форсайта»? Подпишитесь на рассылку «Самое интересное сегодня»
Загрузка...
Предыдущая статьяСледующая статья