ENG
Перейти в Дзен
В мире, Стартапы, Технологии

Израильские компании открывают эру электромобилей

В 1908 году Генри Форд представил первый личный автомобиль по доступной цене. Этим событием ознаменовалась победа двигателя внутреннего сгорания над электрическим. Однако спустя 100 лет идея электрического автомобиля путём проб и ошибок возрождается в 21 веке. Вдохновлённый примером Илона Маска и его компании Tesla, весь мир устремил свой взор на технологии электромобилей, и Израиль в этом плане не является исключением.

Скромный рынок

По данным международной консалтинговой компании Frost&Sullivan, в 2018 году во всем мире было продано два миллиона электромобилей, а к 2025 году их продажи возрастут до 25 миллионов, что предположительно составит 20‑22% от всех автомобилей. Прогноз весьма амбициозный, учитывая, что в самом Израиле на данный момент насчитывается всего около 5000 электромобилей. Однако это не повод не доверять подобным оценкам, тем более что и технологии, связанные с электромобилями, уже сделали большой шаг вперёд. И в этом плане Израиль может поделиться своим опытом с другими странами.

Первую попытку популяризировать электромобиль в Израиле предприняла компания Better Place с технологией замены аккумуляторов. В марте 2011 года компания запустила свою первую станцию замены аккумуляторов, а в 2012 году начались первые поставки электрического седана Renault Fluence Z.E. К концу 2012 года в стране уже функционировало более 20 станций. Однако к маю 2013 года компания сумела продать меньше 1000 электромобилей, из-за чего и подала на банкротство. Отсутствие надлежащей инфраструктуры стало ключевой проблемой для продвижения автомобилей с электрическим двигателем.

Ставка на инфраструктуру

Спустя 6 лет после неудачи Better Place идея электрических автомобилей в Израиле оживает вновь. Но теперь концепция развития была изменена. Вместо замены аккумулятора выдвинута идея его быстрой зарядки.

В середине мая этого года израильская компания Afcon объявила о начале развёртывания национальной сети зарядных станций в торговых центрах BIG. На первом этапе компания установит оборудование для быстрой и обычной зарядки примерно в 20 существующих крупных торговых центрах.

Министерство энергетики Израиля уже выделило около $7 миллионов для создания необходимой инфраструктуры до 2021 года. Планируется открыть 2560 зарядных станций по всему Израилю: из них 60 скоростных зарядных станций — вдоль междугородних трасс и ещё 2500 обычных зарядок — в городах. В компании Afcon полагают, что зарядка электромобилей на специальных станциях является инновационным направлением, которое, как ожидается, будет ещё больше развиваться и совершенствоваться с увеличением производства электромобилей.

Секрет быстрой зарядки

Быстрая зарядка будет осуществляться при помощи технологии ещё одной израильской компании — Chakratec. В её основе находится маховик, который преобразовывает механическую энергию вращения в электричество, а магнитные подшипники позволяют терять минимум энергии из-за трения.

«Сегодня вы можете зарядить электромобили примерно за 20 минут, в следующем году будут выпущены автомобили, которые будут заряжаться за 15 минут, а в течение 5 лет появятся автомобили, заряжающиеся за 5 минут. Именно существование доступных станций быстрой зарядки имеет ключевое значение в стимулировании людей переходить на электромобили, — говорит Илан Бен Давид, генеральный директор Chakratec. — Когда люди рассматривают возможность покупки электромобиля, их первый вопрос: где я буду его заряжать?»

Генеральный директор Chakratec приводит следующие аргументы в пользу электромобилей. В Израиле литр топлива стоит чуть больше $1,5. Современный гибридный автомобиль может проехать около 20 километров на одном литре, поэтому стоимость километра поездки составляет около 8 центов. Текущий тариф на электроэнергию в Израиле — 16 центов за киловатт-час. Сегодня электромобили могут проехать около 7 километров за киловатт-час. Поэтому, согласно расчетам Chakratec, стоимость одного километра пути для электромобиля составит чуть больше 2 центов, что в четыре раза дешевле аналогичной стоимости даже для самого экономичного гибридного автомобиля.

Ожидается, что стоимость быстрой зарядки будет в два-три раза выше, чем та цена, которую платит потребитель за электричество при домашней зарядке автомобиля. Электрические зарядные станции требуют большей мощности, поскольку их скорость зарядки намного выше. Однако для того чтобы обеспечить зарядку аккумулятора в течение нескольких минут, необходимо модернизировать существующую электрическую транспортную инфраструктуру, поскольку трехфазная система переменного тока не соответствуют требованиям новых технологий, для которых необходим постоянный ток большой мощности.

Зарядные станции Chakratec имеют почти неограниченные циклы зарядки, и ожидается, что они прослужат в течение 20 лет непрерывного использования. Недавно компания начала сотрудничать с автомобилестроительным концерном Skoda, который планирует в ближайшее время выйти на рынок электромобилей.

Зарядка в движении

Помимо этого, свою популярность завоёвывают и идеи подзарядки электромобилей во время непосредственного движения с потенциалом полного отказа от других способов зарядки.

Например, израильская компания Apollo Power занимается разработкой солнечных батарей, которые будут крепиться на крышу автомобиля и частично заряжать аккумулятор для того, чтобы продлить путь без дополнительной остановки на подзарядку. Компания смогла впервые произвести гибкие солнечные панели с эффективностью преобразования солнечной энергии до 12%. Технология позволяет оклеить автомобиль данными панелями уже после его сборки и без каких-либо изменений в конструкции, что является конкурентным преимуществом по сравнению с другими подобными проектами. Компания Apollo Power сотрудничает с инновационной лабораторией альянса Renault-Nissan-Mitsubishi.

Революционное решение предлагает другая израильская компания — Electreon. Технология представляет собой дорогу, обеспечивающую беспроводную зарядку для электроавтобусов. Запатентованная система основывается на трех элементах: катушки, установленные под дорогой, блок управления, который находится по сторонам дороги, и принимающее устройство на днище автомобиля. Эта технология позволит минимизировать потребность в сменных батареях и зарядных станциях.

В рамках сотрудничества с муниципалитетом Тель-Авива уже в этом году планируется построить электрическую дорогу, по которой будут ездить электроавтобусы компании Dan, однако конкретный маршрут ещё не выбран. Также в начале апреля компания Electreon выиграла тендер по строительству сегмента электрических дорог в Швеции. Протяженность участка составит 1,6 километра как часть маршрута между аэропортом и центром города Висбю на острове Готланд.

В компании уверены, что интеграция автономных транспортных средств вместе с технологией электрических дорог приведет к удешевлению стоимости общественного транспорта и позволит обеспечить его круглосуточную работу.

Таким образом, Израиль стремительно развивает и совершенствует свои технологии в области электромобилей, многие из которых уже были высоко оценены крупными автомобильными компаниями и организациями в других странах. Накопленный опыт и инновации израильских компаний позволяют с уверенностью сказать, что потенциал развития электрических двигателей в ближайшее десятилетие крайне высок, и именно израильские технологии могут открыть новую страницу в истории электромобилей.

Автор: Владимир Лаврентьев

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья