ENG

Перейти в Дзен
Мнение, Это интересно

Кайдзен по-российски

Станислав Парфёнов

Станислав Парфёнов

Директор по сервисной поддержке и аутсорсинговым решениям Konica Minolta в России

Концепция кайдзен, в основе которой лежит идея непрерывного совершенствования, уже более полувека эффективно используется во всём мире. Однако российский бизнес относительно недавно открыл для себя восточный подход к управлению. Станислав Парфёнов рассказывает, как отечественные компании могут внедрять практику, ставшую ключом успеха в Стране восходящего солнца. 

Кайдзен по-российски

 В оригинале слово «кайдзен» состоит из двух иероглифов: «кай» означает изменение, а «зен» — улучшение. И эти понятия лучше всего передают суть философии: в ней компания рассматривается как живой организм с постоянно возникающими проблемами и сложностями. В отличие от западной практики, которая предполагает скачкообразное развитие за счёт инноваций, японцы предпочитают внедрять совершенствования медленно. Как говорят в Японии, именно «маленькие капли создают могучий океан».

В своё время принцип стал поворотным для всей страны: кайдзен повлёк за собой «японское экономическое чудо» — небывалый рост экономики примерно на 10% в год с середины 1950-х до начала 1970-х годов. Но есть и примеры из бизнеса: компания Toyota, пионер кайдзен, в прошлом году уже в третий раз подряд стала самым дорогим автомобильным брендом в мире по версии Forbes.

В нашей стране философия набирает популярность с начала 2000-х годов — однако российский бизнес не всегда соблюдает все правила оригинальной концепции, что усложняет внедрение подхода. Вот несколько основных принципов, которые помогут применять кайдзен в вашей компании.

Принцип №1. Постепенно, но масштабно

Ключевое преимущество кайдзен перед другими инструментами заключается в том, что и сам подход можно внедрять постепенно, при помощи небольших шагов. Для его применения не нужны крупные единовременные затраты или полная перестройка оргструктуры. Зато обязательно нужно, чтобы топ-менеджмент компании был настроен решительно.

Основой внедрения кайдзен, как и многих других управленческих инициатив, должен быть серьёзный настрой топ-менеджмента; уверенность, что начинание будет поддержано и реализовано. Такая приверженность идее обязательно отразится на философии, миссии и стратегии компании. А соответственно, и её деятельности во всех направлениях и на всех уровнях иерархии: начиная от стажёра и заканчивая генеральным директором.

Принцип №2. Определите локальные цели

Кайдзен не только отражается в стратегии, но и ежедневно используется для достижения конкретных целей. При помощи небольших улучшений одни компании совершенствуют качество; достигают новых стандартов ISO, признанных на международном уровне. Другие — развивают принципы бережливого бизнеса: наша практика показывает, реализация кайдзен в области печатной инфраструктуры позволяет снизить расходы на её использование на 30%. При этом направления применения концепции не ограничены — подход подойдёт даже для совершенствования инициатив по экологии или устойчивому развитию.

Но в первую очередь систему кайдзен необходимо внедрять в процессы, связанные со взаимодействием с потребителями. Они особенно требуют постоянного развития, так как бизнес сегодня становится всё более клиентоориентированным, а конкуренция возрастает. Подход будет полезен и для маркетолога, который создаёт и запускает продукт; и для менеджера по продажам, выступающего в роли «рупора» при общении с клиентом; и даже для инженера сервисного подразделения.

Принцип №3. Не останавливайтесь на достигнутом

Согласно идее кайдзен, развитие не должно останавливаться ни при каких обстоятельствах: даже если компания уже достигла плановых результатов или перевыполнила поставленные KPI. Именно это часто вызывает сложности в российских компаниях. Отечественный бизнес привык решать проблемы разово, «кавалерийским наскоком» — получили удовлетворительный результат и забыли. Кайдзен же предполагает непрерывное и постоянное совершенствование.

Например, в нашей компании в качестве одного из ключевых показателей эффективности выбран уровень SLA. Даже достигнув отличных показателей, мы приняли решение продолжить работу над ним, причём нестандартным способом: изменили систему мотивации для инженеров таким образом, чтобы их реже видел клиент.

Это значит, что во время визита к заказчику специалист должен не только устранить неисправность, но и осуществить профилактические работы. Благодаря этому вместе с укреплением ключевого показателя мы добились высвобождения трудовых ресурсов, а также сокращения затрат при росте лояльности клиентов.

Принцип №4. Пересмотрите отношение к сотрудникам

Иногда в отечественных компаниях и само решение о применении кайдзен, и идеи регулярных новаций «насаждаются сверху», без учёта желания сотрудников. Руководство определяет цели без демонстрации путей их выполнения, но с поиском «виноватых» в случае неудачи. Ещё одна популярная ошибка — когда действия, направленные на совершенствование процессов в разных отделах, не согласованы между собой, что неизбежно приводит к конфликтам.

К счастью, в последнее время сотрудники российских компаний всё чаще рассматриваются руководством как интеллектуальные элементы сложной корпоративной системы, а не просто «болтики» механизма. Таким персоналом намного сложнее управлять, однако растёт его мотивация, лояльность, желание развиваться, способность к креативному мышлению — и вместе с тем ценность. Именно человеческий потенциал выступает основным источником совершенствования в системе кайдзен.

Кайдзен помогает раскрывать таланты — таких примеров немало и в нашей стране. В российском подразделении компании «Икеа» произошла действительно удивительная история: водитель погрузчика дистрибьюторского центра в небольшом городе Есипове по своей инициативе организовал переработку картонных уголков от складской упаковки. В результате проект был завершён успешно, что позволило компании сделать небольшой шаг в сторону устойчивого развития, а сотруднику — получить ценный опыт и подняться по карьерной лестнице.

Принцип №5. Начните кайдзен с себя

На практике кайдзен — больше чем просто методика развития бизнеса. Это жизненный принцип, который перенимают в том числе российские предприниматели и топ-менеджеры.

В основе концепции лежит пять основных принципов «5с»: сортировка, цель которой — избавиться от всего лишнего; соблюдение порядка на рабочем месте и его содержание в чистоте; стандартизация и совершенствование. Согласно философии, важно не только устанавливать нормы, но и воспитывать в себе твёрдую привычку их выполнять.

Эти принципы позволяют улучшать процессы, которые могут касаться как профессиональной эффективности, так и достижения результатов в любых других сферах: спорте, хобби и творчестве, работе над навыками или даже чертами характера. А еще они помогут и вам, и вашим сотрудникам комбинировать рабочее и личное время, достигая отличного work-life balance.

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья