ENG
Мнение, Технологии

Как IoT-технологии меняют авиацию

Юрий Антонов

Юрий Антонов

Коммерческий директор технологической компании Perenio IoT

Авиакомпании во всем мире переживают худший для индустрии кризис за всю историю ее развития. Отрасль, эффективность которой зависит от точности прогнозирования спроса, находится в состоянии неопределенности из-за высокой вероятности второй волны коронавируса и возобновления едва облегченных ограничений.

По данным Всемирной туристической организации UNWTO, за первые четыре месяца 2020 года мировой туристический рынок сократился на 44%, потери составили $195 млрд. По итогам года международный турпоток может сократиться на 60–80%. В отличие от компаний во многих других отраслях, авиакомпании не могут позволить себе занять выжидательную позицию. Для того чтобы соответствовать новым требованиям, выйти из кризиса более сильными, чем прежде, нужно внедрять новые технологии.

Где используется IoT

По данным портала «Новости Интернета вещей», IoT уже получил практическое применение в авиакомпаниях многих стран мира. EasyJet использует носимые технологии. В спецодежду персонала встроены микрофоны для прямой связи с пассажирами, пилотами и членами экипажа. Для проверки своего парка самолетов компания задействовала дроны.

Аэропорт Хельсинки-Вантаа улучшает качество сервиса при помощи технологий Wi-Fi и ibeacons. Оператор аэропорта Finavia совместно с Walkbase установил в терминалах десятки датчиков, чтобы отслеживать перемещения пассажиров. Таким образом компании предотвращают появление очередей, направляют push-уведомления пассажирам о выгодных предложениях.

Virgin Atlantic подключила самолеты Boeing 787 к беспроводной сети, чтобы получать в режиме реального времени данные от IoT-устройств о работе узлов самолетов. Сейчас самолеты Boeing имеют подключение по беспроводной сети практически ко всему — от двигателей, закрылков до шасси.

Аэропорт Лондон-Сити разработал взаимосвязанную сенсорную сеть и концентратор данных для отслеживания пассажиропотока с тем, чтобы предоставлять клиентам услуги на основе определения местоположения.

Авиакомпания Lufthansa запустила сеть радиочастотных меток и мобильное приложение, которые могут отслеживать багаж от терминала до рейса. Путешественники могут проверить информацию по Bluetooth.

Аэропорт Шэньчжэня использует робота для реагирования на чрезвычайные ситуации. Робот может автономно патрулировать терминал и вести интеллектуальный мониторинг, отвечать на вопросы пассажиров о полетной информации.

Объем рынка

The Market Research Report оценивает мировой рынок интеллектуальных устройств аэропортов к 2026 году в $31,10 млрд. Среднегодовой темп прироста рынка составит 11,2%. Рост рынка интеллектуальных устройств аналитики связывают сразу с рядом причин. Проникновением смартфонов, с помощью которых отслеживаются различные большие объемы данных, стремлением к персонализации услуг, улучшением взаимодействия с пользователем, модернизацией аэропортов, а также инициативами правительств разных стран в отношении использования энергии, сокращения выбросов.

Анализируя рынки в странах присутствия бренда, мы видим, что возможности IoT имеют большие перспективы. Технологии Интернета вещей интегрируются все в большее число индустрий. Сейчас существует понятие промышленного IoT, своя специфика в технологиях для телеком-отрасли, в логистике или ритейле. В авиации IoT-технологии уже помогают делать авиаперелеты более комфортными, а обслуживание как пассажиров, так и самолетов — более оперативным.

Существует понятие connected aircraft — решение на основе технологии ADS-B (2020), позволяющее не только отслеживать положение самолетов, но и предоставить множество дополнительных опций — сервисов как авиакомпаниям, так и пассажирам, а главное — сделать полеты еще более безопасными. Интернет вещей используют, чтобы отслеживать грузы, организовать навигацию в аэропортах и контролировать пассажиропоток. Также с помощью специальных датчиков, подключенных к единой беспроводной сети, производится мониторинг состояния воздушных судов с передачей информации онлайн либо в авиакомпанию, либо производителю (к примеру, двигателя самолета).

Аэропортовые системы на основе IoT-технологий внедрены, например, в Ваанта (Хельсинки) в Финляндии, Лондон-Сити в Великобритании, Майами в США. В обслуживании самолетов и логистики технологии Интернета вещей использует большинство авиакомпаний по всему миру.

В связи с тем, что на основе IoT в работу вводятся системы, позволяющие пассажирам проходить процедуры в порядке самообслуживания, в условиях после пандемии это будет также актуально, потому что снижает количество контактов людей между собой. Вполне возможно, это станет дополнительной ценностью, которую смогут предлагать своим клиентам авиакомпании и аэропорты.

Интернет вещей внедряют, чтобы отслеживать грузы, организовывать навигацию в аэропортах, контролировать пассажиропоток c учетом новых требований; вводятся системы, позволяющие пассажирам проходить процедуры в порядке самообслуживания.

Transparency Market Research прогнозирует, что в развитии инфраструктуры аэропортов будет лидировать сегмент систем безопасности. Это объясняет высокий спрос на биометрические устройства. Среди других зон применения IoT — управление авиасообщением, управление багажом, регистрация пассажиров.

Точки роста

Основной рост рынка IoT в авиаиндустрии — это перспектива ближайшего времени. Только 12% представителей аэропортов готовы извлечь выгоду из внедрения IoT-технологий, а еще 10% даже не изучали эти возможности. К таким выводам пришли аналитики Deloitte. IoT может выступить драйвером развития для отрасли и отчасти нивелировать потери, которые она сейчас несет, только в том случае, если технология будет включена в основную бизнес-модель аэропортов.

Пару лет назад компания по разработке оборудования для авиационной промышленности Aviation Modifications Leaders анонсировала выпуск новой модели интернет-роутера для бизнес-джетов. Устройство, работающее на основе технологии plug-and-play, должно было увеличивать скорость на 200–300% по сравнению с исходной мощностью, что позволяло бы существенно сократить издержки на спутниковую связь. Это пример не конкуренции с другими производителями маршрутизаторов, а возможности выхода в смежные индустрии, синергии технологий в разных сферах.

Тем не менее важно понимать: конкуренция у таких предложений будет велика — специализирующиеся на IoT-устройствах и умных системах компании готовы предлагать все новые решения. Будущее технологий — за более глубокой интеграцией и универсализацией. Это построение системы и расширение продуктовой линейки, возможностей пользовательского опыта.

Например, принципиальная позиция Perenio IoT — предлагать решения «все в одном» (all in one solution), когда не требуется никакого специального обучения или опыта, все максимально нативно (в лучших традициях упомянутой выше концепции out of the box — plug and play): буквально можно достать устройство из коробки, включить, и оно уже работает. Экосистему мы выстраиваем вокруг уникального IoT-роутера, который совмещает функцию Wi-Fi-маршрутизатора и центра управления умным домом, поддерживает работу по фиксированному интернет-каналу и по 3G/4G-сети. Оснащенный аккумулятором, он обеспечивает доступ в интернет до 6 часов даже без подключения к электросети, а слот для SIM-карты делает его абсолютно портативным. Это явный плюс для путешественников, например, которые беспокоятся за качество связи во время поездки.

Можно выделить следующие ключевые точки роста IoT в авиационной индустрии. Аэропорты тратят больше средств на информационные технологии, но конкуренция растет. Аэропортам придется осуществлять изменения еще быстрее. Готовых IoT-решений для аэропортов очень мало. Индустрия будет формировать запрос на современные, новые решения в сфере безопасной, эффективной интеграции IT-систем и улучшения работы в интересах пассажиров.

Безопасность в авиационной промышленности является ключевым стандартом. Компрометация цифровых данных может иметь серьезные последствия. IoT-технология, которая позволяет объединить множество разрозненных систем и устройств, которые должны быть взаимосвязанными и работать вместе, может стать одним из инструментов решения вопросов безопасности в отрасли.

Для технологических решений требуются инвестиции. Возможны проблемы с финансированием таких проектов. Учитывая небольшую прибыль аэропортов, поиск дополнительных средств для финансирования IoT-проекта может стать актуальным.

Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»
Загрузка...
Предыдущая статьяСледующая статья