ENG

Перейти в Дзен
Мнение, Финансы

Как изменились зарубежные покупки для россиян и что нас ждет в будущем

Максим Ефимов

Максим Ефимов

Руководитель отдела продаж, сервис по удалённому открытию карт зарубежных банков «Море Карт»

Российские рынки продолжают адаптироваться к новым экономическим условиям, и пока не видно окончания этого процесса. Но как это скажется на модели поведения самих россиян, продолжит ли бизнес искать пути выхода из-под ограничений и предлагать всё более новые и новые решения?

Григорий Сысоев / РИА Новости

Точка невозврата

Начало прошлого года изменило многое, и финансовая сфера одной из первых ощутила эти изменения на себе. Отключение крупнейших банков от SWIFT, фактическое бегство международных платёжных систем оплаты Visa и Mastercard, уход из страны иностранных брендов и уже привычных гражданам сервисов навсегда изменили модель поведения и бизнеса, и простых обывателей.

Жить и оплачивать покупки и привычные сервисы, как прежде, уже не было возможным. К изменившимся условиям рынку пришлось адаптироваться в экстремально сжатые сроки. И этот процесс пошел: туристические агентства стали предлагать турпакеты «За Visa в Узбекистан», стартапы — удалённо открывать карты зарубежных банков, а некоторые страны начали открытую охоту за специалистами из России.

И только сейчас, по прошествии почти полутора лет, можно смело признать, что ситуация начала «устаканиваться» — в изменившийся рынок «вписались» многие игроки. В частности, был запущен механизм параллельного импорта, и в целом, за исключением новых логотипов на витринах, каких-либо значительных изменений в этом смысле обычный житель России не сильно заметил.

Но заметили другие люди, которые работали напрямую с зарубежными контрагентами, привыкли отдыхать за границей или попросту имели там недвижимость. Для этой категории граждан всё оказалось сложнее — ведь, находясь в ситуации «меж двух огней», они были вынуждены искать российские решения проблем, возникающих за рубежом. И здесь адаптация идёт до сих пор.

Рука на пульсе 

Один из наиболее показательных примеров — рынок персональных банковских карт. Платёжные системы Visa и MasterCard ушли из России в марте 22-го, из-за чего за границей российские карты этих компаний перестали работать. Да, внутри страны есть НСПК и система «МИР», что уберегло население от коллапса безналичных оплат, но о зарубежных интернет-магазинах и сервисах россиянам пришлось поначалу забыть.

И здесь началась особое, разностороннее развитие. Сначала выходом из положения многим показалась российская карта, работающая через китайскую платёжную систему UnionPay. Но, как позже оказалось, именно российские карты UnionPay в интернете нигде не принимаются и в целом крайне ограничены в использовании по миру. Но оплаты в иностранном интернете нужны не только россиянам, но также и российским сервисам. Поэтому некоторые компании, например Aviasales, предложили свои услуги по покупке иностранных авиабилетов. В частности, метапоисковик позволяет покупать билеты на самолёты зарубежных компаний и при этом оплачивать рублями и российской картой.

Но чаще всего такие услуги ничем не отличаются от услуг простых «перекупов» или посредников, где переплата в 15–20% стала практически нормой. Криптовалюта по-прежнему так и осталась очень нишевой и не любимой банками, а поездки в страны СНГ за картами — делом только для самых смелых, не занятых и разбирающихся в условиях работы банков других стран.

Это и дало дальнейший толчок к развитию, обосновав появление сервисов по удалённому получению карт без выезда за границу. Фактически это посредники, оказывающие услуги по открытию банковской карты, которые берут фиксированную плату лишь за разовую услугу, избавляя пользователя от необходимости уплаты высокой комиссии за каждую операцию.

Особой популярностью здесь также пользуется карты стран СНГ: широкие связи с Россией, возможность простого удалённого пополнения счёта и даже привязка российского номера все активнее завоёвывают признание банков ближнего зарубежья.

Что дальше?

Но современный этап — далеко не финал, развитие будет продолжено.

Во-первых, потому, что Visa и Mastercard в ближайшие годы вряд ли вернутся в Россию. А потому любой человек, который хочет ездить за границу, делать покупки на иностранных сайтах или работать на иностранную компанию, вынужден искать наиболее оптимальные для себя варианты финансового решения.

Во-вторых, сейчас происходит активная легализация: если год назад перевод денег или покупку люди доверяли кому угодно, то сегодня сервисы уже обзаводятся как минимум ИП и предоставляют гарантию оказания услуг. Это и повышает их надежность и «вымывает» мошенников, которые также уже успели воспользоваться эпохой перемен в своих целях.

Сегодня, по статистике, сервисами по доставке товаров из-за рубежа пользуется четверть россиян, и еще миллионы — отдыхают за границей. Поэтому упускать такую большую аудиторию никто не намерен, и появление новых способов работы в её интересах — лишь вопрос времени. И в финансовом секторе этот процесс идёт быстрее, чем кажется.

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья