ENG

Перейти в Дзен
Инвестклимат, Мнение

Как изменился российский оптический рынок

Вадим Король

Вадим Король

Глава группы Essilor в России

События 2020 года проверили на прочность многие сферы бизнеса, оптический рынок не стал исключением. Снижение курса рубля, изменение покупательской способности, массовый переход на удаленный формат работы и обучения — все это имело вполне закономерные последствия для индустрии.

Драйверы со знаком минус 

По итогам 2020 года рынок очковой оптики продемонстрировал заметный спад. Он обусловлен совокупностью целого ряда факторов: к выраженным негативным последствиям привели как локдаун во втором квартале, так и общее падение доходов населения и, конечно же, ослабление рубля.

Подавляющее большинство продуктов в категории очковой оптики импортируется, следовательно, зависит от курса валют. Таким образом, при общем снижении объема рынка в натуральном выражении цены в рублях выросли на 5–10% — в зависимости от тактики производителя.

После снятия большинства противоэпидемиологических ограничений отложенный спрос, накопленный за период самоизоляции, начал переходить в сделки. На их количество и качество традиционно оказывает влияние география (в Москве рост выше, в регионах выражен меньше), но в среднем мы видим восстановление бизнеса на уровне 90% от 2019 года в рублях, что в основном происходит за счет изменения курса валют.

Рынок контактных линз, на наш взгляд, был в более выгодном положении, так как большая доля продукции в этой категории продается в онлайн-магазинах и вендинговых автоматах, то есть влияние локдауна было не таким значительным.

Специфика рынка 

Российский оптический рынок имеет ряд существенных особенностей, которые отличают его от западного. Сейчас он активно развивается и обладает более высоким потенциалом, чем зрелые рынки Европы и Америки. Но есть и определенные нюансы.

Отечественный рынок характеризуется низким уровнем затрат на оптику на душу населения — менее 2 евро в год, тогда как другие развитые страны демонстрируют уровень 10–30 евро в год. В Китае люди тратят на оптику 3,5 евро в год — тоже сравнительно немного, однако показатель все равно на 75% выше, чем в нашей стране. Кроме того, в России не развита оптическая розница: сейчас у нас один оптометрист на 18 тыс. населения (против одного на 6 тыс. в странах ЕС и США).

Основной спрос в России приходится на бюджетный сегмент. Доля премиальных очковых линз (например, прогрессивных линз для коррекции пресбиопии) в общей структуре продаж составляет около 1%. Для сравнения: во Франции на такие продукты приходится 30% продаж, в Турции — 12%. Низкое потребление оптики также отмечается в таких странах, как Индия и государства Африки, однако там это обусловлено крайне низкими доходами населения.

В России же корни проблемы следует искать в особенностях менталитета: жители нашей страны, в отличие от тех же европейцев и американцев, не слишком внимательно относятся к своему зрению и, соответственно, не спешат его своевременно корректировать. Кроме того, сказывается нелюбовь наших соотечественников к очкам. Свидетельством тому является высокая доля контактных линз на рынке России — у нас их покупают в два раза больше, чем в среднем по миру. Россияне в большинстве своем не готовы носить очки и расплачиваются за это плохой успеваемостью детей, имеющих проблемы со зрением, экономическими потерями, безопасностью на дороге и многим другим.

Перспективы есть

Несмотря на все эти факторы, российский рынок очковой оптики развивается стремительными темпами. Согласно прогнозам ряда экспертов, к 2050 году он может стать четвертым в мире. Уже сейчас видно, что растет количество розничных участников рынка, идет консолидация сетей, которые, помимо прочего, начинают использовать все более профессиональный подход к работе с клиентами. Все это, равно как и появление приборов, позволяющих измерять зрение быстрее и эффективнее, будет приводить к росту рынка линз — как очковых, так и контактных.

Ускорению процесса также способствует просветительская деятельность игроков индустрии, которые информируют население о важности заботы о своем зрении. В частности, компания Essilor уже много лет инвестирует в коммуникационные кампании, призванные рассказать потребителям о способах, с помощью которых можно обеспечить четкое зрение и предотвратить развитие заболеваний глаз. Наиболее эффективным инструментом коррекции зрения в данном случае являются качественные и грамотно подобранные очковые линзы; знание об этом с каждым годом приобретает все больше потребителей.

Если раньше среднестатистический покупатель прежде всего выбирал оправу и готов был отдать за нее значительную сумму, а линзы при этом ставил дешевые, сейчас люди уже знают, что зрение прежде всего зависит от линз. Опытные «очкарики» хорошо понимают, что качественная коррекция зрения не может стоить дешево (хотя, безусловно, и в сложных дизайнах появляются линзы, более доступные по цене, что также расширяет потребление).

Еще одним драйвером роста индустрии может стать появление технологии, которая позволит проводить очковую коррекцию онлайн. Это изменит рынок, однако оптики по-прежнему будут оставаться центрами экспертизы для пациентов, в связи с чем поддержка этих организаций со стороны ответственных производителей (в том числе Essilor) не ослабнет.

Тренды 2021 года

В заключение хотелось бы отметить несколько тенденций, которые формируют спрос на очковые линзы в 2021 году.

Прежде всего среди потребителей сейчас востребована защита глаз от вредного синего света, излучаемого экранами мониторов и других электронных устройств. Это стало особенно актуальным в 2020 году, когда мы все ушли в онлайн. Продолжат усиливаться требования к эстетике — будет повышаться прозрачность линз, обязательным условием станет наличие антибликового покрытия, которое делает линзу практически незаметной стороннему наблюдателю. Учитывая популярность социальных сетей, для большинства владельцев очков вопрос эстетики будет иметь первостепенное значение.

Получает продолжение и развитие сложных дизайнов линз, в том числе мультифокусных. Здесь на первый план выходит индивидуализация оптики — все больше линз сегодня производится индивидуально для конкретного пациента.

Отдельно следует отметить линзы для контроля миопии. Это изобретение позволяет не только корректировать зрение ребенка, но и значительно замедляет развитие близорукости, которая, если не остановить ее в детском возрасте, в будущем может привести к развитию серьезных заболеваний глаз.

Мы сейчас уделяем много внимания линзам для контроля миопии — это огромный и быстро растущий сегмент рынка. ВОЗ считает, что к 2050 году более половины человечества будет страдать близорукостью. Так мы расплачиваемся за изменение образа жизни и использование гаджетов. Essilor является лидером в категории линз для контроля миопии в России. Во многом это стало возможным благодаря запуску принципиально нового продукта — очковых линз Stellest. В 2020 году они стали доступны только на двух рынках — российском и китайском. Это наглядно подтверждает тот факт, что Россия является одним из важнейших приоритетов для компании Essilor.

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья