ENG

Перейти в Дзен
В мире, Инвестиции, Мнение, Технологии

Как компании FAANG влияют на рынок EdTech

Андрей Илингин

Андрей Илингин

Директор «ЯКласс» в России

Рынок EdTech стремительно набирает обороты, а люди становятся «новой нефтью». Капитализация стартапов-единорогов в этом секторе измеряется миллиардами долларов, они привлекают инвестиции до $1,5 млрд в год. А глобальные вложения в EdTech по итогам 2020 года превысили $36 млрд. Корпорации заинтересованы в том, чтобы занять место на этом рынке — через слияния, поглощения или разработку собственных продуктов. Для компаний FAANG это также актуально. Как их присутствие в EdTech-секторе влияет на рынок и кто здесь задаёт тренды? 

Как FAANG влияет на мировой рынок

FAANG — это пятёрка самых крупных и успешных технологических компаний США: Facebook, Amazon, Apple, Netflix, Google. Их совокупная капитализация по итогам последнего квартала 2020 года превысила $6 трлн, а доля акций в индексе S&P 500 достигла 18%.

Компании «большой пятёрки» также можно назвать лидерами мнений, потому что с них берут пример менее известные предприниматели: в вопросах выстраивания бизнес-модели, создания продуктов и общих тенденций развития. Тренды FAANG задаёт не только в технологическом секторе, но и в других отраслях. Стоило Netflix выпустить сериал «Ход королевы», как в первый месяц после премьеры в США спрос на шахматы взлетел на 87%, а на учебники по ним — и вовсе более чем на 600%. О влиянии Apple на технологические компании известно всем — дизайн iPhone игроки отрасли копируют постоянно. Стоило в 2018 году выйти iPhone X, как на рынке тут же стали появляться другие смартфоны с характерной «чёлкой» в верхней части экрана. Amazon задал тренд на заказы в один клик и стимулировал развитие e-commerce.

За действиями FAANG предприниматели следят пристально и готовятся повторять их стратегии. Например, на рынке EdTech — это «голубой океан», в котором корпорации стремятся как можно быстрее занять больше места. Чем раньше в него зайти, тем выше шансы после увидеть впечатляющую прибыль. «Большая пятёрка» это поняла давно и начала работать сразу в двух направлениях: создавать собственные продукты и приобретать мелких перспективных игроков. И всё это — в рамках расширения своих экосистем: этот тренд другие участники рынка тоже подхватывают.

Что создают корпорации

Google по числу личных разработок превосходит остальных членов FAANG: корпорация предлагает уже семь продуктов в сегменте EdTech. Например, Google Workspace — набор облачных сервисов для совместной работы: почта, документы, таблицы, диск, календарь. Сюда же входят Google Meet и Jamboard — сервис для видеоконференций и цифровая интерактивная доска (аппаратный продукт, не сервис) для совещаний. Школьникам корпорация предложила Google Classroom для создания и оценки электронных заданий, студентам — Google Assignments, а также Google Scholar — сервис по поиску научной литературы. Помимо этого, есть приложение для образовательных VR-туров Google Expeditions и дополнение к нему — Tour Creator (чтобы создавать виртуальные экскурсии), но в конце июня 2021 года продукт планируют закрыть. Google планирует сделать виртуальные образовательные туры более доступными для студентов и преподавателей.

У других участников FAANG разработок меньше. Apple для своего приложения-читалки iBooks в 2012 году выпустила обновление, позволяющее скачивать и читать электронные учебники. Причём не только стандартные, но и интерактивные: с видеороликами, дополняющими материал, тестами в конце каждого раздела, изучением отдельных объектов иллюстрации. Почти одновременно с этой инновацией развивался iTunes U — приложение для преподавателей школ и университетов, позволяющее работать с лекциями, домашними заданиями, тестами, учебниками. Приложение также позволяет связываться со студентами, проводить групповые обсуждения, публиковать курсы.

Amazon не отстаёт и предлагает AWS Academy — собственную бесплатную образовательную программу для студентов вузов. Обучение ведётся только по направлению облачных технологий и помогает пройти сертификацию. Программой могут пользоваться преподаватели, студенты, учебные заведения и работодатели. Следом появилась Amazon Small Business Academy — вебинары и семинары для развития навыков электронной торговли у сотрудников малого бизнеса.

Netflix никаких академий и обучающих курсов не создавал, однако сама стриминговая платформа может легко стать EdTech-игроком в области life-long learning — непрерывного образования. Только в первые три месяца 2020 года число новых подписчиков достигло 16 млн, и большая их часть пришла за документальными фильмами и сериалами. Это, конечно, не объяснение правил тригонометрии, но в обучении тоже помогает. Вместе с этим Netflix уже давно предоставил возможность школам показывать документальные фильмы бесплатно, а в пандемию — открыл доступ педагогам к той же медиатеке. Осенью 2020 года Netflix стал партнёром Norfolk University Virtual Bootcamp, который запустил виртуальный буткемп — учебный лагерь.

Инвестиции, коллаборации и покупки мелких игроков

Вместе с созданием собственных продуктов FAANG поглощают или вступают в партнерство с мелкими перспективными компаниями EdTech-сегмента. И эта тенденция постепенно усиливается. Так, Google в 2017 году объединил свои усилия с Coursera, чтобы студенты сервиса, изучающие IT-направление, могли впоследствии попасть в команду Google или таких крупных компаний, как Bank of America, L'Oréal, PNC Bank.

До этого Google только инвестировал в образовательные проекты, например в Duolingo в 2015 году. Сумма вложений составила $45 млн. А уже в 2018 году Google приобрел Workbench: онлайн-библиотеку уроков и проектов по разным предметам для школьников. Также Workbench интегрирован в Google Classroom.

Amazon ещё в 2013 году приобрел TenMarks Education: образовательный проект по изучению английского языка. Но вскоре корпорация закрыла TenMarks Education, никак не аргументировав свое решение. В пандемию Amazon снова совершил заход на рынок EdTech, только уже в сектор подготовки к экзаменам в Индии с проектом Amazon Academy (ранее — JEE Ready). Сервис будет помогать студентам, которые собираются в инженерные колледжи. Помимо этого, корпорация запустила EdTech-акселератор совместно с AWS EdStart — с собственной программой, сконцентрированной на облачных технологиях и ИИ (искусственном интеллекте).

Но самую удачную инвестицию в EdTech из «большой пятёрки» совершил Facebook. Точнее, благотворительная организация Chan Zuckerberg Initiative, принадлежащая Марку Цукербергу и его супруге Присцилле Чан. В 2016 году от Chan Zuckerberg Initiative инвестиции в размере $50 млн получил стартап BYJU’S — второй по прибыльности образовательный проект в мире. А в 2020 году благотворительная организация также вложилась в Eruditus, сотрудничающий с 30 ведущими универсумами и предлагающий образование для руководителей.

Ожидаемо тренд, заданный FAANG, подхватывают и другие игроки отрасли: российские корпорации активно приобретают образовательные сервисы и инвестируют в них — Mail.ru Group и «Сбер» стараются получить как можно больше перспективных стартапов под свое крыло. Благодаря слияниям и поглощениям продолжат расти в первую очередь игроки категории К-12 (для школьников), а вместе с этим усилится тенденция к слиянию мелких образовательных компаний на российском и международном уровне.

Азиатский рынок vs FAANG

Несмотря на то, что FAANG активно наращивает присутствие в сфере EdTech, азиатский рынок остается на передовой инноваций и технологий. Именно азиатские образовательные компании задают тренды, которым следуют другие игроки в отрасли по всему миру.

Например, индийская компания BYJUS создала глобальную экосистему в сфере образования. В результате нескольких M&A экосистема индийского EdTech-гиганта разрослась до ноутбуков и планшетов с загруженными видеоматериалами по школьным предметам, обучающей программы для 6–12 классов, сервиса по изучению английского языка, сервиса с образовательными играми, платформы для обучения кодингу, сервиса по подготовке к экзаменам в вузы и симулятора для изучения научных дисциплин. Благодаря этому у BYJU’S уже 64 млн студентов, более 4,2 млн платных подписок и ежегодный коэффициент продления членства в 85%.

Со стороны членов FAANG такой активной деятельности в разработке образовательных супераппов пока не наблюдается. Несмотря на то, что Google выпускает немало собственных сервисов и приобретает чужие, они пока не представляют единую экосистему. До пандемии корпорация пыталась объединиться с Facebook, чтобы создать бесплатную платформу для школ Summit Learning с персонализированным обучением. Однако идея после тестирования вызвала волну протестов: 77% родителей не захотели, чтобы дети продолжали учиться с платформой — из опасений за их здоровье. Сервис исключает человеческое общение между учениками и педагогами и требует постоянно сидеть перед компьютером: это не понравилось ни детям, ни родителям. Впрочем, в пандемию без платформы всё равно не удалось обойтись.

Также у Google существует Workspace for Education — платформа с различными инструментами и сервисами на базе облачных технологий, разработанными для учебных заведений: начальных и средних школ, университетов, организаций домашнего обучения. Версия Fundamentals предоставляется бесплатно, расширенные варианты — по подписке. Однако есть фактор, ограничивающий распространение платформы в любом из форматов: пакет инструментов доступен только учебным заведениям, соответствующим определённым требованиям. Например, школы К-12 должны быть признаны правительством и аккредитованы заведением, имеющим одобренный на национальном или международном уровне сертификат.

Стоит отметить, что инвесторами самых крупных EdTech-компаний Индии и Китая являются китайские IT-корпорации. Например, Yuanfudao привлёк средства от холдинговой компании Tencent, а Zuoyebang получил инвестиции от Alibaba. Таким образом крупнейшие азиатские IT-компании консолидируют национальный EdTech-рынок под себя. Нет сомнений, что по аналогичному сценарию будут действовать FAANG на образовательном рынке США.

В результате, несмотря на то что FAANG — крупнейшие игроки на поле EdTech и «лидеры мнений» во многих отраслях, тренды в образовательной среде сегодня задаёт именно азиатский рынок. Поэтому основное внимание инвесторов продолжит оставаться прикованным к формированию экосистем и созданию супераппов.

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья