ENG
Перейти в Дзен
Мнение, Технологии

Как метавселенные изменят бизнес?

Светлана Панасенко

Светлана Панасенко

Доктор экономических наук, профессор кафедры рекламы, связей с общественностью и дизайна РЭУ имени Г.В. Плеханова

Цифровая экономика во всем мире, в том числе и в России, — наша новая экономическая реальность, которая основана на самых передовых технологиях: искусственный интеллект, большие данные, цифровые активы, валюты и бизнес-процессы. Это драйвер экономического развития, в ходе которого трансформируются существующие экономические законы, меняются ценности потребителей и формат ведения бизнеса.

Изображение от pikisuperstar на Freepik

Трансформация современного бизнеса происходит в метавселенных — уникальных многомерных пространствах, объединяющих множество виртуальных миров, где участники могут взаимодействовать между собой и с окружающими объектами. Метавселенные создаются на основе стремительного развития цифровых технологий дополненной, виртуальной и смешанной реальности, появления новых цифровых валют, использования цифровых ресурсов.

Перенос всего бизнеса или его части в метавселенные является ключевым трендом развития экономики в целом и ее отдельных отраслей и сфер, что в будущем будет содействовать взрывному росту их прибыли. Так, рост доходов от коммерческого присутствия в метавселенных прогнозируется более чем в 14 раз (с $66 млрд в 2022 году до $940 млрд и выше в 2030 году). Это очень высокие темпы роста. И это именно та перспективная область развития, куда приковано активное инвестиционное внимание бизнеса.

Во-первых, чрезвычайно важным в этом отношении является возможность создания в метавселенных уникальных цифровых двойников компаний — то есть цифровых моделей, которые в особой виртуальной среде отражают реальные бизнес-процессы или их элементы. Подобные цифровые копии, или цифровые двойники, могут быть использованы для отлаживания логистических цепочек, оптимизации затрат и др. Например, компания BMW создает цифровой двойник своих заводов при помощи технологии Nvidia Omniverse, чтобы анализировать свою экономику и последствия возможных изменений в логистических и производственных бизнес-процессах.

Другой пример — в сфере туризма и индустрии гостеприимства создание цифровых двойников не только позволит создавать новые яркие впечатления, но и в условиях невозможности по каким-либо причинам реальных путешествий (пандемии, локдауны, экономические санкции, форс-мажорные ситуации и т.д. ) даст возможность потребителям расширить горизонты познания и в то же время снизить нагрузку на экологию.

Во-вторых, метавселенные позволяют создавать уникальные условия для обучения сотрудников и повышения их квалификации посредством создания виртуальных тренажеров или цифровых аналоговых рабочих мест, площадок, иммерсивной рабочей среды. Это особенно важно для отраслей аэрокосмической промышленности, военной области, сфер охраны жизни и обеспечения безопасности, противодействия терроризму, а также в отраслях, которые проводят работы в труднодоступных местах (в районах Дальнего Востока, Камчатки, Сибири, Северного полюса, глубоководных морских впадинах, открытом космосе и т.д. ).

При этом метавселенные могут использоваться как высокотехнологичные онлайн-платформы, которые позволят эффективно выстроить процессы обучения в компаниях, значительно повысить технологический уровень сотрудников, создать и поддерживать корпоративную культуру, обеспечить необходимый уровень планирования, мотивации, контроля и координации действий персонала и их отдельных служб и подразделений. Это особенно значимо в случаях, когда компании имеют межнациональный или глобально-сетевой характер.

Так, компания Microsoft уже включилась в освоение бизнес-процессов в метавселенных, она занимается разработкой виртуальных офисов и рабочих сред в таких сложных цифровых пространствах. В свою очередь, компания Google также создает отделы виртуальной реальности (VR) и дополненной реальности (AR) в виде Google Labs с инструментами для голографической видео-конференц-связи.

В-третьих, потенциал метавселенных позволит максимально эффективно проводить специальные мероприятия по иммерсионному продвижению брендов, их товаров и услуг. Например, шоу-бизнес и фешн-индустрия уже начинает активно проводить в метавселенных церемонии награждения, модные премьеры, показы новинок, виртуальные концерты, вечеринки и другие мероприятия, что позволяет охватить все большее и большее количество заинтересованных участников без ограничений по времени, количеству присутствующих, географии или национальной принадлежности.

В-четвертых, в метавселенных бизнес ожидают уникальные возможности создания новых ценностей для потребителей за счет значительного увеличения иммерсивности и взаимодействия, развития коммуникаций на основе геймификации, предоставления значительного числа новых сервисных услуг (например, когда пользователи метавселенных могут носить модные бренды в игровых процессах виртуальных пространств).

В-пятых, использование в метавселенных более сложной технологической среды Web 3.0, в которой представлена более высокая версия Интернета, физический мир соединяется с виртуальным, двухмерное пространство заменяется трехмерным, действительно позволит бизнесу осваивать принципиально новый рынок и его отдельные ниши. В ближайшие 3–5 лет метавселенные, несмотря на ряд рисков и киберугроз, будут активно осваивать такие индустрии, как энергетика, авиационно-космическая, автомобильная промышленность, биоинженерия, электронная торговля, индустрия туризма и гостеприимства, мода и другие отрасли и сферы. Потенциал развития бизнеса в поле нового технологического феномена — метавселенных — является очень высоким, впечатляющим и чрезвычайно востребованным.

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья