ENG

Перейти в Дзен
Это интересно

Как найти в интернете «лучшее предложение»?

Как известно, в интернете — да еще с помощью поисковиков — найдется все. Но не всегда — все самое лучшее. На любой запрос прежде всего вам предложат те товары или услуги, чья реклама хорошо проплачена.

Многочисленные поставщики напрягают усилия маркетологов и вкладывают немалые рекламные бюджеты для того, чтобы попасть «в первые страницы выдачи». Но даже если у вас есть терпение пролистать много таких страниц, как выбрать наилучшее соотношение цены/качества? Для большинства простых обывателей (к которым относится и автор этих строк) задача часто просто нерешаемая.

Главный инструмент, который позволяет хоть немного сориентироваться в море предложений — от турецких отелей до велосипедных насосов, — это системы отзывов. Публикуются они во многих местах: есть специализированные сайты, есть страницы отзывов прямо на ресурсах, где осуществляется продажа товаров, но инструмент это несовершенный; негативные отзывы иногда удаляют, а бывают еще и позитивные лжеотзывы, проплаченные поставщиками.

«Отзывы не всегда позволяют увидеть реальную картину, негатив могут распространять конкуренты. Если конкуренты опускаются до таких грязных способов, выпускают порочащие вас материалы, это признак успеха», — констатирует основатель Visotsky Consulting Александр Высоцкий.

И все же отзывы позволяют хотя бы немного сориентироваться и отсеять наиболее неприемлемые варианты. Что есть, кроме отзывов?

«Первый способ — и самый традиционный — сарафанное радио», — уверенно заявил директор по маркетингу Национальной Ассоциации Комплаенс Павел Ягодзинский.

Действительно, сарафанное радио хорошо хотя бы тем, что его запускают люди, уже пользовавшиеся данными услугами — поэтому, хотя сарафанное радио по смыслу мало отличается от отзывов, оно несколько более целенаправленно и чуть более достоверно.

«Выбирая доктора, точно обзвонишь всех знакомых и будешь искать самого лучшего и проверенного врача. Лучше всего, чтобы рекомендующий врача сам у него лечился и достиг успеха», — приводит пример Павел Ягодзинский.

Еще один инструмент (можно сказать — «промежуточный» между сарафанным радио и «отзовиками») — тематические форумы и группы в соцсетях. По словам Павла Ягодзинского, как правило, в таких группах есть потребители, которые прошли весь путь до покупки товара либо уже какое-то время пользуются им и могут поделиться опытом. Проблемами люди, как правило, делятся охотно. К примеру, существует форум автолюбителей «Мерседес», на котором есть рубрика под каждую модель. Группы хороши тем, что в них можно задать вопросы. Что именно стоит учесть или узнать при подборе товара или услуги? Стоит ли сэкономить или лучше взять подороже? И так далее.

Еще один совет от специалистов — тщательно изучать описания товара. Причем здесь начинать надо даже не с содержания описания, а с вопроса: имеется ли у данного товара/услуги подробное описание — или нет? Как отмечает операционный директор XWAY Вадим Солынин, товары и услуги с подробным описанием всегда будут ассоциироваться с хорошим качеством. Конечно, бывает, что у плохого продукта на странице можно найти красивые профессиональные фотографии и заголовок без ошибок, но это нечастая ситуация. Ответственные продавцы товаров заботятся о своем имидже, а также уделяют внимание деталям, и не зря — когда клиент видит приятный визуал и подробную характеристику, он с большей вероятностью примет решение в пользу покупки. Если у товара нечеткие изображения и сомнительное описание, можно сделать вывод, что продавец и сам сомневается в его качестве.

Особенно хорошо, если товар импортный, есть иностранный производитель с собственным интернет-ресурсом. Как отмечает Marketing & E-com head сети кроссовок SuperStep Никита Захаров, иностранные производители дают больше информации о своих продуктах, если продукт присутствует на иностранном рынке.

Еще один важный фактор — обращать внимание на порядок выдачи в тех случаях, когда он зависит от популярности товара. Популярность — это ведь, по сути, голосование за данный товар, сделанное предыдущими покупателями.

«В интернет-магазинах и на маркетплейсах система оценки довольно прозрачна: если у товара хорошие отзывы или его часто покупают, он возглавляет первые страницы. Если же комментарии негативные или продано мало экземпляров, рейтинг будет низким», — отмечает Вадим Солынин.

Какие еще сайты могут помочь в выборе товаров? Никита Захаров рекомендует начинающую набирать популярность платформу Rank Quality: это одна из первых в России попыток создать современный сервис, находящийся в общественном доступе и дающий объективную оценку товаров или услуг. Кроме того, по очень многим видам товаров и услуг есть свои отраслевые сайты, рассказывающие именно о данных товарах, например в формате обзоров.

«Помимо отзывов, при покупке товаров предпочитаю читать обзоры или смотреть видео в профильных изданиях, которые расскажут о продукте и покажут, как его собрать и начать использование: в России на ixbt.com, на Западе — cnet.com», — рассказывает сооснователь сервиса promkod.ru Андрей Приображенский (указанные им сайты касаются техники и гаджетов).

Наконец, некоторую помощь могут оказать СМИ — хотя поставщики это понимают и сами используют СМИ в качестве маркетинговых инструментов.

«Если товар или услугу легко можно найти в поиске на сторонних сайтах, о нем хорошо отзываются в СМИ и соцсетях, он будет вызывать доверие, — считает Вадим Солынин, — клиенту не всегда достаточно комментариев, например, на маркетплейсе — ему важно понять, что продукт действительно популярен и отзывы не накручены. Если товар или услуга упоминается в связке с экспертом из сферы, например сертифицированный косметолог рекомендует крем в статье или медийная персона рассказывает о своем психологе, это может говорить о хорошем качестве».

Вам повезло, если под данный вид товаров или услуг какая-то компания или сайт составляют рейтинги. Разумеется, высокая позиция в рейтинге — еще не универсальный ключ от царства высокого качества, но принять во внимание рейтинг тоже можно.

Отдельно стоит поговорить об инструментарии оценки качества товаров и услуг, имеющихся в распоряжении бизнесменов и компаний — у них возможностей больше, чем у физических лиц. UX Researcher с международным мультидисциплинарным дизайн-бэкграундом Дарья Кошелева рекомендует такой инструмент, как «Ревью отзывов». Для более глубокого понимания мотиваций оценок, по словам Дарьи Кошелевой, стоит проводить интервью разных категорий пользователей (например, удовлетворенных и неудовлетворенных). Дневниковые исследования помогут определить изменения мыслей, чувств пользователя с течением времени и идентифицировать, в какой именно момент пользователь принял решение об отказе от дальнейшего использования интернет-ресурса. Также широко применяются email-опросы, рассылаемые после реализации целевых действий на сайте, хотя для такого метода характерен низкий коэффициент фактически ответивших на запрос.

«Стал очень популярен инструмент тайного агента, который готов оценить ваш магазин офлайн и онлайн, дав оценку или отзыв на сайте, — добавляет Никита Захаров, — тайный покупатель — это специальный человек, который только играет роль вашего “клиента” за деньги. Его реальная задача — не приобретать товар, а проверить качество вашего сервиса или сайта. Этот инструмент отрабатывается по сценарию, который ему предоставлен». 

Ну и, по словам Александра Высоцкого (Visotsky Consulting), самая эффективная методика — NPS (Net Promoter Score). Это индекс, который показывает готовность клиентов рекомендовать товар или услугу (индекс также выявляется на основании опросов).

В завершение придется констатировать: не существует универсального и легкодоступного инструмента, который позволит вам легко и без затрат времени выбрать оптимальный товар и оптимальную услугу. Наше время — время избытка информации. Это и затрудняет, и облегчает нам жизнь. Улучшить свой потребительский выбор можно только собирая информацию из разных источников и сопоставляя ее между собой.

«Не всегда достаточно одних лишь отзывов, — говорит Вадим Солынин (XWAY), — потребитель может провести дополнительный рисерч, поискать статьи в СМИ, чтобы убедиться в своем выборе. Позиция в поисковой выдаче на маркетплейсе, изображения и описание в карточке товара также могут говорить о качественном или некачественном ассортименте продавца. Не всегда по рейтингу, визуалу и точности характеристик покупатель делает правильный вывод о продукте, но такие инструменты точно могут помочь составить адекватное представление о нем и избежать серьезной ошибки в выборе». 

Автор: Константин Фрумкин

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья