Стартапы

Как накормить пассажира поезда

Всего за год работы агрегатор заказов еды в поезда дальнего следования FoodBall составил заметную конкуренцию классическим вагонам-ресторанам РЖД. У проекта насчитывается около 500 партнеров — среди них сеть фастфудов Subway и сотни кафе и ресторанов в 74 городах, расположенных вдоль железнодорожных путей по всей России. Примечательно, что создатель сервиса и сам живет в провинции. Предприниматель из Омска Кирилл Флутков рассказал, как у него возникла задумка инновационного продукта и как она была реализована.

Точка отправления

Идея сервиса пришла к Кириллу Флуткову, когда он работал в отделе продаж юридической компании в должности регионального руководителя и по служебной необходимости постоянно совершал поездки между сибирскими городами — от Омска до Красноярска. Находясь много времени в поездах, он столкнулся с тем, что купить еду на тех станциях, где состав стоял короткое время, можно было лишь у перронных разносчиков. Однако рисковать здоровьем, приобретая сомнительные пироги и чебуреки, Флуткову не хотелось. Пища же в вагонах-ресторанах, как всем известно, зачастую безвкусна, однако продается по сильно завышенным ценам. Ничего подобного пицце или суши в меню нет.

«Я пытался самостоятельно заказывать еду, искал через интернет заведения, расположенные недалеко от вокзала, просил их привезти готовую продукцию на перрон. А затем подумал, что раз у меня есть такая потребность, то она есть практически у всех пассажиров поездов, а их у нас 100 миллионов каждый год», — рассказывает омич.

Кирилла Флуткова поддержали партнеры — Михаил Чекмарев и Владислав Колесников. Поскольку все основатели стартапа — далекие от IT-отрасли люди, основные технические обязанности по созданию сайта и мобильных приложений легли на плечи наемной команды разработчиков — компании «Аркелл». Впрочем, впоследствии в штате FoodBall появился собственный IT-специалист.

Первую версию агрегатора запустили осенью 2017 года, однако название было выбрано с учетом проведения чемпионата мира по футболу 2018 года. На начальном этапе в сервис было вложено 10 миллионов рублей — из них на разработку и отладку программы ушло 1,5 миллиона. В период активной рекламной кампании и подключения заведений-партнеров в омском офисе FoodBall работало 15 человек — копирайтеры, маркетологи, специалисты по заключению договоров и другие сотрудники.

«Партнеров искали везде, где только можно — в 2GIS, соцсетях и других источниках. У нас был человек, который занимался исключительно тем, что искал контакты партнеров», — описывает Кирилл Флутков суматоху первых месяцев.

В правовом плане бизнес оформлен как ООО «Мобилгрупп», которое имеет трех учредителей. Налоги компания платит с прибыли, и, по признанию Флуткова, суммы отчислений не очень большие. Однако бизнесмен видит свою социальную функцию не только в налогах, но и в подъеме имиджа российских железных дорог в целом, а также в улучшении качества питания пассажиров.

Бизнес-модель

Сервис FoodBall не имеет собственных поваров. Еду готовят и доставляют в поезда партнеры проекта — рестораны, кафе и супермаркеты, с которыми заключаются договоры. Одним из крупнейших партнеров является cеть быстрого питания Subway, в ряде городов через сервис также можно заказать продукцию Burger King, KFC и McDonalds. В Нижнем Новгороде FoodBall подписал договор с со службой доставки осетинских пирогов «Тестория», в Екатеринбурге — с BAR BQ, в Челябинске — с Fly Pizza, а в Краснодарском крае — с сетью японо-китайской кухни «Рис Лапша».

«Клиент делает заказ, он автоматически передается в ресторан, и ресторан перечисляет нам деньги за него», — поясняет Кирилл Флутков.

Для доставки еды в поезд пользователь вбивает названия станций отправления и прибытия, а также дату отправления. Система же показывает, на каких станциях в пути можно получить услугу — она доступна лишь там, где поезд стоит больше 15 минут.

Основные функции выполняются автоматически, поэтому сейчас в проект практически ничего не вкладывается. Численность штата уменьшилась до 3-5 человек. Активным поиском партнеров в компании сейчас не занимаются, однако новые заявки на подключение приходят регулярно.

Стать партнером сервиса можно, оформив заявку на сайте с контактными данными, а затем подписав договор. У FoodBall существуют определенные требования к партнерам. Чтобы присоединиться к сервису, нужно не только быть заведением, готовящим еду, но и иметь собственную службу доставки. Кроме того, не обойтись без минимального технического оснащения.

«Это может показаться смешным, но к нам обращались заведения из городов в восточной части страны, у которых не было компьютера, на который они могли бы принять заказ. При этом они готовы были сотрудничать. К сожалению, по причине отсутствия техники мы не заключали с ними договоры», — рассказывает Кирилл Флутков.

Средний чек заказа — 1000 рублей, клиенты платят за товар наличными или банковскими картами. Минимальная сумма, при которой осуществляется бесплатная доставка, — 500 рублей. Через FoodBall заведения общепита принимают в день от 100 заказов. Примечательно, что большинство заявок делается заблаговременно, благодаря чему проблем с доставкой почти не возникает. Основная нагрузка на агрегатор приходится в летние месяцы, когда много людей путешествуют поездом.

Как вспоминает основатель сервиса, не обходилось без трудностей. На некоторых станциях начальники вокзалов поначалу негативно отнеслись к курьерам на перронах. Разрешить подобные ситуации помогло письмо от руководства РЖД, которое заверило, что видит в сервисе здоровую конкуренцию и не намерено препятствовать его работе.

В основной нише у FoodBall нет конкурентов, крупные игроки рынка заказа еды пока не обратили на нее внимания. Однако через сервис также можно сделать заказ еды на дом, и здесь проект уже оттягивает на себя долю «чужого» рынка.

Маркетинг

Первые масштабные презентационные мероприятия с участием промоутеров были проведены на вокзалах РЖД в десятках городов России, в рекламу были вложены значительные средства — около полутора миллионов рублей. Но, как оказалось, пассажиры, которые садятся в поезда, не склонны что-то заказывать, поскольку уже имеют с собой запас еды. К тому же на момент запуска приложение было «сырым», и у первых пользователей возникли большие технические трудности.

Сейчас прирост клиентов во многом обеспечивает «сарафанное радио».

«Мы собираем обратную связь, спрашиваем, откуда люди узнали о сайте. В большинстве случаев кто-то кому-то рассказал, посоветовал», — говорит Кирилл Флутков.

С помощью FoodBall можно заказать еду на самый разный вкус. Помимо привычного фастфуда и продуктов из меню ресторанов и кафе, в приложении есть раздел для любителей здорового питания и мам с детьми. Кроме еды, курьеры могут доставить к нужному вагону медикаменты или детские подгузники из аптеки.

Самый крупный заказ еды в поезд, по словам основателя сервиса, измерялся суммой 13 тысяч рублей — его сделали для юношеской сборной по хоккею. Бывали истории, когда люди пытались поздравить близких, ехавших в поезде, с днем рождения или другим праздником. Помимо заказа еды, они поручали курьеру купить и передать открытку.

Еще одним интересным случаем стал эпизод, когда по заказу одного из московских изданий FoodBall кормил героя публикации во время поездки через всю Россию.

Достижения и перспективы

В настоящее время сотрудники FoodBall продолжают дорабатывать сервис. Одним из главных достижений проекта Кирилл Флутков считает тот факт, что в поисковых системах «Яндекс» и Google по запросу «доставка еды в поезд» и его аналогам в первых строках выдается ссылка на страницу сервиса.

Важным вектором дальнейшего развития рынка в компании видят доставку еды из супермаркетов. Такие предложения пока действуют только в некоторых городах.

Также в FoodBall рассматривают предложения по расширению на территорию Казахстана и Белоруссии — данные направления основатели считают интересными и перспективным, тем более что именно в эти страны совершают поездки многие россияне.

Глобальную цель компании Кирилл Флутков видит в том, чтобы удовлетворить потребности современного урбанизированного гражданина XXI века.

«Живя в городе, вы сталкиваетесь с тем, что вам все время пытаются что-то продать — на улице, в интернете, по телевизору. Когда вы садитесь в поезд, то пропадаете с радаров всех продавцов, кроме монополиста — РЖД. При этом монополист не пытается что-то особо продать. Мы же хотим пассажиров поездов сделать полноценными гражданами, чтобы они не выпадали из реалий нашей жизни. Чтобы поездки были комфортными, и люди могли не расставаться со своими привычками, по крайней мере в сфере питания», — говорит основатель FoodBall.

Автор: Кристина Фирсова

Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»
Подписывайтесь на наши телеграм-каналы «Стартапы и технологии» и «Новые инвестиции»
Загрузка...
Предыдущая статьяСледующая статья