ENG
Перейти в Дзен
Стартапы

Как натренировать мозги и сделать на этом бизнес

«Российские предприниматели делают выбор скорее в пользу привычного бизнеса, нежели IT-стартапа», — говорит основатель и генеральный директор компании «Викиум» Сергей Белан. И это хорошо, потому что для тех, кто стремится создавать новое, свободный российский рынок открывает широкие возможности и становится трамплином для покорения мира. 

Три года назад Сергей Белан начал проект, направленный на развитие и улучшение внимания, памяти, мышления — «Викиум», — фактически положив начало российскому брейнфитнесу. Сегодня это самый крупный в России и странах СНГ онлайн-сервис для тренировки когнитивных функций, готовый к глобальной экспансии. В ближайших планах — выход на испанский и латиноамериканский рынки. По оценкам Белана, российский рынок очень небольшой — около 40 млн рублей в год, в то время как весь рынок индустрии когнитивных тренажеров в мире — $6 млрд.

На сегодняшний день аудитория сервиса — более 795 тысяч человек, ежедневный трафик — около 40 тысяч. Монетизация осуществляется по Freemium-модели: часть тренажеров доступна бесплатно, остальной функционал сервиса платный, стоимость подписки — 790 рублей в месяц или 2 тысячи в год; недавно стартовали пакетные предложения: тренажеры плюс спецкурсы на развитие мышления, внимания, памяти, курс «Детоксикация мозга».

«На локальном рынке «Викиум» — самый крупный игрок, ближайшие конкуренты отстают от нас в десятки раз. Я бы даже сказал, что в России мы монополисты, — рассуждает Сергей Белан. — Да, есть западный игрок Lumosity — у него больше 40 млн пользователей по всему миру, и кто-то в России занимается с помощью их платформы. Есть еще Brain HQ — с 5 млн пользователей, NeuroNation — с 2 млн человек. По месячной аудитории мы уже входим в топ-3 по всему миру с 1,5 млн посещений в месяц. У нас большая возвращаемость, клиентам нравится наш продукт».

На пользовательскую активность во многом влияет геймификация, однако Сергей Белан считает, что его клиенты просто привыкают заботиться о своём мозге.

Услугами сервиса пользуется активное население преимущественно двух возрастных пиков — от 25 до 40 лет и от 47 до 54 лет. Занимаются по двум причинам: через пользу (хотят быть продуктивнее на работе и в жизни) и через боль (я допускаю ошибки и боюсь, что меня уволят или сделают замечание). Многие пользователи занимаются утром, чтобы привести мозг в тонус перед началом рабочего дня. Есть клиенты пожилого возраста, которые занимаются с целью сохранить ясность ума, не утратить гибкость и скорость мышления.

Поиграть мозгами 

Основатель стартапа уверен, что мозг так же, как мышцы, можно и нужно тренировать: регулярные занятия повышают способности к быстрому запоминанию, концентрации и удержанию внимания, логическому и креативному мышлению. Пользователи «Викиума», прошедшие входное тестирование для определения возможностей своих функций и персональной настройки системы, получают возможность заниматься по индивидуальной программе развития. Научная методология тренажеров разработана при участии специалистов когнитивной и общей психологии Центра тестирования «Гуманитарные технологии» при МГУ с опорой на научные знания о структуре восприятия, внимания, памяти, мышления. Сервис использует общепризнанные методики тренировки познавательных процессов. Предлагается, например, модификация зрительно-пространственного теста Корси (восстановить по памяти очередность загорания лампочек) или тренировка на основе экспериментов Джона Струпа (задержка реакции на слово «красный», написанное синими чернилами).

Продукт получился интересным и успешным: номинант двух «Премий Рунета» в 2015 и 2016 году, обладатель премии «Стартап года-2014», финалист конкурса ВТБ24 и ИД «Коммерсантъ» «Ниша на миллиард-2016». «Викиум» — участник национальной технологической инициативы отраслевого союза НейроНет. Также у столичного стартапа есть отдельное направление, где для тренировки мозга уже применяют нейроинтерфейсы. Со своими нейроразработками «Викиум» превзошел по посещаемости всех участников международной выставки новых технологий «Открытые инновации-2016».

Дело в шлеме 

«Викиум» смотрит в сторону продуктов, которые повышают эффективность переключения функциональных состояний мозга и тем самым развивают навыки саморегуляции. Но для того чтобы эффективно управлять этими процессами, состояния мозга надо измерить. Многоканальный шлем или аккуратная нейрогарнитура, более удобная для использования дома, фиксируют электрический сигнал головного мозга и замеряют частоту в различных состояниях. В состоянии концентрации это около 30 Герц, в состоянии «спокойствия», например, перед сном — 9 Герц. Запомнив эти состояния, человек может искусственно концентрироваться или расслабляться.

«Это очень перспективное и финансово ёмкое направление: мы его уже тестировали — спрос есть, — говорит Сергей Белан. — Однако в России рынок будет небольшим: нейрогаджеты стоимостью от 15 тысяч рублей для кошелька среднего россиянина слишком дороги. Если проводить аналогию с мобильными телефонами, которые сначала очень дорого стоили и были у единиц, а сегодня доступны каждому, то и нейрогаджеты со снижением их стоимости имеют все шансы стать массовыми».

Основатель «Викиума» уверен, что в ближайшие годы произойдет взрыв популярности этих технологий:

«Тренд очевиден: Илон Маск инвестирует в разработки нейроинтерфейса. Neurosky продают миллионы нейрогарнитур. А для любой гарнитуры нужен софт. Мы умеем делать софт. У людей будет гаджет, а мы дадим им программу для достижения конкурентных мозговых состояний».

Монетизация технологии возможна не только в b2c-сегменте, но и в b2b. Желающие «прокачивать» своих сотрудников уже есть.

В команде «Викиума» сейчас 19 человек. Оптимальный состав команды, по словам Сергея Белана, — 35, их будут искать в ближайшее время. Работы предстоит много: сервис готовится к запуску в Европе и Америке. Интересно, что для выхода на иностранные рынки используют только внутренние силы.

Успех стартапа почти на 100 процентов зависит от упорства фаундера.

«Викиум» родился в палате института Склифосовского, куда привезли получившего ожоги 45 процентов поверхности тела Сергея Белана: у молодого человека во время отдыха на природе взорвалась в руках бутылка с жидкостью для розжига.

«Элементарная невнимательность чуть не стоила мне жизни. А можно ли действовать более осознанно, не отвлекаться?», — рассуждал тогда будущий стартапер.

И появилась идея тренажеров для прокачки мозговых способностей: тренировок памяти, внимания, мышления. IT-составляющая позволила сделать так, что одновременно смогли индивидуально заниматься на тренажерах тысячи людей.

На тот момент Сергей Белан ещё работал на топ-менеджерской позиции в GE Money Bank Russia, но хотел начать свое дело, тем более что предпринимательская жилка давала о себе знать еще в детстве.

«Я предприниматель по натуре, люблю что-то создавать, строить, сплачивать команду, вести переговоры…», — говорит Сергей Белан.

К разработке «Викиума» Сергей Белан привлек еще двух компаньонов, и в январе 2014 года проект стартовал. Почти сразу же внутри команды пошли ссоры по поводу стратегии. Партнеры хотели пусть небольшой, но стабильной прибыли, Сергей же настаивал на дальнейших инвестициях в масштабирование. В феврале он ушел из банка (это совпало с уходом GE Money Bank с российского рынка и покупкой его активов «Совкомбанком») и сосредоточил все усилия на стартапе. «Золотой парашют» при увольнении позволил выкупить доли партнеров, интерес к проекту проявил и один из бывших банковских коллег. Правда сотрудничество с ним тоже было недолгим. Предприниматель Артем Овечкин выкупил его долю и вложил более 10 млн рублей в развитие проекта. Сам Белан на старте инвестировал в проект 5 млн рублей.

Осенью 2014 года проект прошёл первую акселерационную программу ФРИИ, Фонд инвестировал в «Викиум» 1 млн 400 тыс. рублей в обмен на 7% компании. Вторая акселерационная программа ФРИИ совместно с Microsoft принесла проекту, помимо небольшой денежной помощи, облачный грант, эквивалентный $67 тыс.

«Благодаря участию ФРИИ с января 2015 года у «Викиума» пошел кратный рост выручки, и в сентябре 2015 года мы стали масштабироваться, показывая 30%-процентный рост выручки ежемесячно, и дошли до 2 млн 400 тысяч, — вспоминает Сергей Белан. — Я понял механизмы этого бизнеса, понял, как надо развиваться на глобальном рынке, и летом 2016 года стал искать стратегические инвестиции на это».

Летом 2016 года проект привлёк внимание инвестиционного фонда IP Fund.

Директор управляющего фондом АНО «Центр инновационного развития», профессор Артем Генкин вспоминает:

«Нас очень привлекла, в хорошем смысле, одержимость Сергея идеей «мирового господства» его проекта. Есть «идеальный враг» — Lumosity с многомиллионными оборотами, тотальным господством в США и проигранной судебной тяжбой, по итогам которой этому проекту пришлось за недостоверную рекламу выплатить американским потребителям свыше 5 млн долларов. И я помню, что Сергей, рассказывая об этом, заявил сразу: «Мы пойдем другим путем. Никаких несбыточных обещаний. Только то, что мы сможем подтвердить и реализовать»».

Инвесторов интересовали и сами когнитивные онлайн-тренажеры, и разработки софта для нейрошлемов. Стратегическим инвестором стала группа компаний «РУКАРД». Структурированная IP Fund сделка оказалась многоэтапной, последние корпоративные процедуры завершились только в мае 2017 года, но всё это время «Викиум» уже получал поддержку от фонда и инвесторов, как моральную (в построении и апробации финансовых моделей, постановке правовой базы и корпоративного управления и т.д. ), так и материальную (через выделение бридж-кредитов).

«Мы пошли на такой шаг потому, что видим в нейропродуктах стратегически важное и весьма прибыльное будущее. Нейроинтерфейсы — это просто часть реальности, причем уже не какого-то послезавтрашнего, а сегодняшнего дня. Завтра и послезавтра сделают это будущее массовым, но принципиально человечество уже не захочет отказываться от возможности и способности «прокачать мозги». А мы не хотели отказываться от такой целеустремленной команды, как Сергей Белан с его ведущими сотрудниками», — говорит заместитель директора АНО «Центр инновационного развития» Наталия Мушкарёва.

«»Викиум» уже несколько месяцев находится в точке безубыточности, в рамках двух-трех лет мы уже окупимся и вернём все инвестиции», — заявляет Белан.

Автор: Анна Орешкина

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья