ENG
В мире, Стартапы

Открыть издательство во Франции: личный опыт

Что делать человеку с финансовым прошлым, однажды волею судеб очутившемуся во Франции: найти работу по специальности или открыть собственное дело — например, по книгоизданию?  

Предыстория 

Когда я оказалась в Париже, за спиной осталась работа по консолидации отчетности российских монстров при их слиянии и поглощении, а в багаже — финансовая квалификация и диплом кандидата экономических наук. Увидав изменение статуса в моём профиле на LinkedIn, заметно активизировались «друзья» — английские хедхантеры, а их французские коллеги не были назойливы. Почему, я поняла позднее: дело в том, что англичанин работает по принципу «волка ноги кормят» — на проценте от сделок, нет успешных кандидатов — и доход невелик, и босс тобой недоволен, а француз-рекрутёр сидит на «вечном контракте» (CDI), уволить его невозможно, никакого стимула шевелиться нет — зарплата и так капает.

После американских горок «Русала» и «ТНК» однообразная рутина французских холдингов меня не привлекла. Самое тяжелое в эмиграции — это смена ритма, приходится учиться растягивать на неделю дела, занимавшие в Москве несколько часов.

Я решила встать на учёт на бирже труда (Pole-emploi), расширив горизонты поиска себя в новой реалии. Для французской биржи я оказалась неизвестным зверем — не колонизировали они Россию и ничего о нас не знают, да и знать не хотят, кроме штампов типа «вам тяжело будет трудиться во Франции, ведь мы не пьем водку на работе».

Меня на несколько недель направили на семинар «Баланс мастерства», в небольшой группе «кадров» (работники высшей квалификации), состоявшей половину из иностранцев (5 из 12) — 2 китайца, румынка, японка и я. Мы заполняли различные анкеты и тесты, играли в ролевые игры, всё в непринуждённой атмосфере, нам было весело. На финише Валери, наш тренер, получила «образ» каждого участника и стала индивидуально его перепрофилировать. Треть группы склонялась к созданию собственного дела, мне было предложено открыть кабинет финансового консультирования.

После «Баланса мастерства» я вернулась на биржу с характеристикой: «Мадам Гадаль обладает управленческими, коммерческими и организаторскими способностями, высоким уровнем образования, может преодолевать языковые сложности. Готова к смене профессиональной ориентации».

Франция — щедрая страна

Когда я захотела прислушаться к совету Валери и открыть своё дело, меня определили на полугодовое обучение в парижский «Бутик управления» (Boutiquede Gestionde Paris). В этой кузнице кадров предпринимателей нужна идея проекта, до её конкретной реализации специалисты центра доведут вас на групповых и индивидуальных занятиях абсолютно бесплатно. Основная масса слушателей — люди творческие: дизайнеры, мечтающие открыть модный бутик на улице Риволи, а по пути реализовывать свои творения через интернет. Нашлись там и «псевдодизайнеры» из Азии, их цель — продажа из Франции по всему миру «своей коллекции» (подсмотренной на Риволи), отшитой силами их родной деревни, присвоившей звучное французское имя для высоких продаж. В группе изучают особенности французских административных, бухгалтерских, юридических и финансовых процедур, общих для любого предприятия, овладевают основами маркетинга и поиска финансирования и с консультантом составляют детальный бизнес-план будущего дела.

Люди творческие и организация бизнеса — зачастую вещи несовместимые, в этом случае «Бутик управления» предлагает: если выпускник хочет, но не решается открыть предприятие, его помещают в «инкубатор», где под руководством сотрудников центра проходит «становления бизнеса» — это платная услуга.

Начало пути

В Париже у меня появилось огромное желание заняться просвещением французов. Удивительно, какую ерунду они читают про нас даже в самых уважаемых изданиях и не удивляются. Сами собой появились какие-то тексты, которые я решила опубликовать — так пришла идея заняться книгоизданием.

Тренеры старались объяснить подробно и подсказать малейшую тонкость, будь то управление или налогообложение. Например, задав вопрос: «Какая самая выгодная для начинающего предпринимателя юридическая форма предприятия», — я получила прямой ответ: «SAS (ОАО)», — и дополнительное разъяснение, что «Юридическая форма SARL (ЗАО), наиболее распространенная во Франции, невыгодна для новичка, так как сразу предполагает выплату социальных налогов; даже если собственник не выплачивает никому зарплату, выплата рассчитывается с фиксированного дохода» (в 2017 году это 7453 евро — прим. автора).

Студенты оформляли свои проекты на «полном серьёзе», никакие абстрактные цифры не принимались, так что для заполнения бизнес-плана моего издательства пришлось не только перешерстить немало материалов в интернете, но и побегать по городу в поисках «живой» информации. Валери, консультант (везло мне на это имя), заставила меня побегать по книжным салонам, чтобы познакомиться с живыми издателями, расспросить у них про особенности и проблемы в работе. Так, ещё не открыв издательства, я нашла подходящую по всем параметрам типографию; я до сих пор её клиент.

По окончании обучения биржа получила письмо: «Мадам Гадаль готова открыть издательство, но так как на первом этапе не сможет нанять верстальщика, необходимо отправить её на обучение верстке на QuarkXPress илиInDesign».

И биржа отправила меня учиться верстке на QuarkXPress.

Мелкие бюрократические формальности

Французы — люди узкоспециальные, вопрос чуть в сторону, и вы получите ответ: «Не знаю, я в этом не специалист». Только адвокаты «сильны во всех вопросах». Уважающий себя француз, открывающий предприятие, пойдет к адвокату. Мой знакомый заплатил 2500 евро за открытие предприятия, получил фирму с юридической формой «SASU» (ОАО с одним акционером) с достаточно трудоемкой отчетностью.

Самое сложное — юридическую форму будущего издательства — я знала. В остальном процедура открытия предприятия похожа во всем мире: мне надо было написать устав, который легко найти в интернете, заполнить название, адрес, данные акционера и удалить лишние детали. Далее необходимо сделать публикацию в газете об открытии предприятия (мой анонс стоил 200 евро), стоимость которой зависит от количества знаков, маркетинговый поиск газеты я сделала, учась в «Бутике управления».

С готовым уставом, подписанным акционерами и их решением об открытии бизнеса нужно проследовать в Торговый суд (Tribunalde Commerce) для регистрации в торговом реестре, получения кодов деятельности и паспорта предприятия Kbis (100 евро). C кодами, Kbis и публикацией можно идти в банк — открывать счёт. Французские банки не любят открывать счета новым бизнесам без Золотого руна на горизонте. Пришлось походить и поуговаривать банкиров. Сейчас эта проблема немного упростилась, вы можете получить справку в Banquede France о том, что у вас не было долгов во Франции; с ней любой банк обязан открыть счёт. Как это действует на практике, я не пробовала. Банковские услуги с одной пластиковой картой обходятся компании примерно в 40 евро в месяц.

Вот так, сэкономив 2500 евро, я открыла издательство в Париже самостоятельно.

Рассказала Екатерина Гадаль, канд. экон. наук, основатель независимого издательства «Editions Astrée»

Сохранить

Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»
Загрузка...
Предыдущая статьяСледующая статья