ENG

Перейти в Дзен
Инвестиции, Мнение

Как отличить «плохие» ICO?

Марат Сафиулин

Марат Сафиулин

Управляющий Федерального общественно-государственного фонда по защите прав вкладчиков и инвесторов

Поскольку «бум ICO» продолжает свое победное шествие по России, «Инвест-Форсайт» попросил экспертов ответить на вопрос: как проще всего определить «плохие» ICO, в которых не стоит участвовать?

© Maksym Yemelyanov / Фотобанк Лори

Марат Сафиулин, управляющий Федерального общественно-государственного фонда по защите прав вкладчиков и инвесторов

— Я бы не использовал термины «плохой» и «хороший», скорее, «рискованные ICO» и «откровенно опасные», то есть почти гарантированная потеря денег. Основной признак последних — концентрация в описании проекта на доходности, перспективности размещения, а не на его сути, содержании. Если в предоставленной потенциальным инвесторам информации говорится о космической доходности криптовалют, о том, что все банки скоро заменит блокчейн и т.п.  — значит, организаторам нечего сказать по сути проекта: они, скорее, рассчитывают на средства доверчивых граждан, мечтающих выиграть в лотерею. Урожай таких вложений будет бесплодным, как марсианская пустыня.

Виктор Достов, председатель Совета Ассоциации участников рынка электронных денег и денежных переводов

— Правила выбора объекта инвестиций те же самые, что и при традиционных IPO. Компания должна детально описать свою бизнес-модель и сопряженные с ней риски. Хороший знак, если предложение одобрено сторонними аудиторами и компания использует эскроу-счет (то есть вложенные деньги не сразу попадают руководителям проекта, которые могут с ними сбежать). Классическое правило — не инвестировать в то, что не понимаешь — работает и в ICO. Каких-то особых признаков «плохих» ICO не существует.

Петр Дарахвелидзе, директор по развитию Webmoney Transfer

— Самый первый предварительный вопрос из несложного «опознавателя»: понимаете ли вы, что риски вложения в ICO крайне высоки и никакого механизма их возмещения не существует? Если вы ответили «да», давайте дальше установим ваши ожидания от участия. Если вы хотите повторить траекторию финансового спекулянта — вложиться в токены, чтобы перепродать их с прибылью, вложиться в следующие и так далее — нужно понимать простую вещь. Если вы читаете эту статью и на дворе август 2017 года, то вы, скорее всего, внизу пищевой цепочки — и будете «съедены» вместе с вашими вложениями. Безусловно, есть люди, заработавшие на ICO, и неплохо. Но это аргументация того же порядка, что и «всем всё платится!» у Сергея Мавроди. Рост криптоактивов в основном обеспечен притоком новичков, привлеченных сверхдоходами. В точке перелома, когда приток сменится оттоком, ликвидность большинства из них обнулится, а цена — рухнет. Всё это мир уже проходил не раз, тем не менее — множество людей полагает: они точно знают, что успеют сойти с тонущего «Титаника». Вторая, меньшая категория участников — люди, подобные «бэкерам» на Kickstarter, когда от вложений вы ожидаете раннего доступа к перспективному продукту и новым технологиям.

Спору нет, рынок наполнен самыми разными идеями внедрения блокчейна — от мессенджеров до игровых платформ, от систем идентификации пользователей до логистических цепочек. Но внимательное чтение документации (пресловутый White paper) на пару с экспертом в вопросе, как правило, обнаруживает массу казусов и нестыковок (проштудируйте, ради любопытства, проспекты BitShares, BANCOR или Civic без розовых очков). А внимательное чтение новостей о проекте, как правило, месяцами крутится вокруг одного и того же семантического ядра: «проработка», «проект», «тест», «эксперимент». На самом Kickstarter успешность (окупаемость) проектов в последние годы составляет всего лишь 40-45%, и это при гораздо более строгих процедурах начального отбора. Так что велика ли вероятность получить на выходе ICO-вложений работающий продукт? Увы, на данный момент ответ — «нет». Есть ли риск при таком консервативном подходе прозевать «единорога», рождающийся миллиардный бизнес? Есть; всё-таки, после схлопывания пузыря жизнеспособные идеи останутся. Но углядеть их ой как непросто.

Александр Абрамов, заведующий лабораторией анализа институтов и финансовых рынков РАНХиГС

— Если мы говорим о внутреннем рынке, то на нем было буквально несколько сделок в формате ICO, на основе которых больших и хороших и, главное, правильных выводов о том, что такое хорошо и что такое плохо в этом сегменте, увы, не сделать. И все же можно сказать: главное, на что должен смотреть человек, инвестор, который хочет участвовать в процессе, это понимать — что конкретно он покупает. Инвестор же не покупает в случае с ICO долю в акциях, в собственности, он, по сути, покупает долю в обязательствах. А это все очень индивидуально и абсолютно на данный момент нерегулируемо. Надо также понимать: можно ли вернуть свои деньги, продать то, что вы купили, с какой выгодой или с каким дисконтом. В итоге, ICO сегодня — риск, значительно превосходящий классические и ставшие уже привычными IPO.

Кирилл Батенко, майнер

— При выборе того или иного ICO сначала необходимо, конечно, узнать о нём как можно больше — ведь вы вкладываете свои кровные деньги! И чтобы не оказаться у «разбитого монитора», необходимо будет проверить хотя бы несколько из нижеизложенных пунктов.

1) Зайти на официальный сайт создателей проекта и внимательно его изучить. Ресурс не должен производить впечатление сайта однодневки, сделанного за 5 минут на коленке. Сайт должен быть понятным и юзабельным, то есть удобным для использования.
2) Нужно выяснить, кто стоит за проектом, лучше бы, чтобы у них была белая и безупречная репутация.
3) Обязательно необходимо узнать о количестве и качестве инвесторов, а также о сумме, которую хотят привлечь организаторы ICO. Выяснить количество уже собранных средств и время, за которое они успели собрать эту сумму.
4) На сайте также должна быть предоставлена информация о целях и планах развития команды и проекта, изложены цифры и даты достижения предполагаемой прибыли.
5) Наличие аккаунтов в соцсетях и качество предоставляемой на них информации приветствуется. Тексты не должны быть написаны роботами или переводчиками. Группы в сетях должны быть «живыми», то есть на странице быть не только посты, но и общение техподдержки с участниками группы.

Изучив на просторах интернета всё вышеперечисленное, касающееся интересующего вас ICO, и приняв решение об инвестировании в проект, всё же помните: не стоит вкладывать все имеющиеся средства, а также прибегать к помощи кредитов.

Михаил Мащенко, аналитик социальной сети для инвесторов eToro в России и СНГ

— Первым делом хочется отметить, что покупка токенов на ICO это, по своей сути, венчурное инвестирование — крайне рискованное занятие; по статистике лишь небольшое число стартапов могут показать достойный результат, тогда как вложения в остальные никогда не окупятся. Поэтому к участию в выпуске монет необходимо относиться максимально ответственно. Для начала, необходимо прочитать о проекте: у каждого разработчика должен быть White paper, в котором дается описание продукта. Как бы это ни звучало — если вы, прочитав первый раз о стартапе, не поняли, чем он будет заниматься, шансы на удачное размещение монет достаточно сильно возрастают — инвесторы гораздо охотнее инвестируют в невероятно сложные проекты, описанные витиеватым сленгом и обещающие изменить мир навсегда. Разумеется, для инвестирования на долгий срок одного этого критерия маловато, но на краткосрочной дистанции можно рассчитывать заработать на хайпе. Второй момент — это маркетинг: рассчитывать заработать на ICO можно, только проводя серьезную рекламную кампанию, чтобы создать шумиху вокруг продукта и привлечь максимальное количество инвесторов. Ну и, конечно, следует подробно разобраться в сути стартапа: сравнить с конкурентами, которые уже присутствуют на рынке, прочитать «дорожную карту» — узнать, есть ли четкий план развития, успели ли разработчики создать прототип продукта или рассчитывают собрать деньги, прикрываясь красивой идеей и модным сайтом-визиткой. Команда. Тут все просто — разработчики должны быть профессионалами и желательно иметь опыт создания подобных продуктов. Однако стоит помнить, что многие «советники», как правило, медийные личности, просто получают деньги за то, что их фото находится на сайте, и участия в проекте не принимают. Можно также с помощью сайтов вроде etherscan.io проверить, какое количество средств уже привлекли разработчики и сравнить с информацией у них на сайте, чтобы окончательно убедиться в честности предпринимателей.

Марк Гойхман, ведущий аналитик ГК ТeleTrade

— Бум ICO связан с тем, что многочисленные информационные ресурсы отмечают, сколько криптовалюты привлёк тот или иной проект в обмен на свои токены. Но пока мало информации с другой стороны — а что в реальности получили инвесторы за эти приобретенные токены? Как правило, организаторы ICO предлагают за них свою продукцию или услуги. А инвесторы рассчитывают на увеличение цены токенов. Но токены не дают никаких реальных прав, нет защиты интересов инвесторов, не предполагается обязательство эмитента по участию инвесторов в собственности, по возврату вложенных средств. Многие стартапы, использующие ICO, — просто попытки заработка на ажиотаже вокруг новой темы. Зачастую это откровенно мошеннические схемы, изначально не предполагающие какого-либо продолжения бизнеса.

Обнаружить это изначально исключительно трудно. В отличие от IPO и даже краудфандинга, на ICO легче потерять, чем приобрести.  Поэтому, если уж инвестировать в ICO, то в такие, где есть чёткие ориентиры и перспективы. Для этого нужно видеть, кто организует размещение, что они ведут открытый диалог с потенциальными инвесторами, имеют определённый опыт в соответствующей сфере.

Следует понимать, какие конкретные преимущества и перспективы имеет проект, риски его реализации, потребность в привлечении необходимых ресурсов. Следует ознакомиться с бизнес-планом и экспертными оценками перспективности проекта, которые публикуются при размещении. Если чего-то из данных требований нет при ICO, в него не стоит вкладываться. И всё равно нужно помнить: даже полное соответствие этим требованиям не означает вероятности успешного инвестирования — опасность потери средств есть при любом ICO.

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья