Эпидемия коронавируса внесла свои коррективы в развитие мировой экономики. Радикальные ограничения, введенные странами для предотвращения распространения инфекции, затронули, в частности, транспортную отрасль. Теперь бизнес вынужден играть по новым правилам, которые сегодня диктует коронавирус.
Бесконтактная доставка грузов, переход магазинов и ресторанов в режим онлайн и «навынос» — вот современные реалии, с которыми столкнулись предприниматели и потребители сегодня. В этих условиях связующим звеном между магазинами, кафе, салонами красоты и другими привычными общественными местами стали доставщики.
Услуга оформления заказов с доставкой на дом сейчас пользуется огромной популярностью. По сравнению с концом 2019 года количество заказов выросло на 40%. Предприниматели, не желая терять прибыль, не повышают тарифы на доставку, наоборот: вводят акционные предложения, а также скидки на отдельные группы товаров. Поэтому курьерские службы сегодня находятся в выигрышном положении.
Тарифы на железнодорожные, автомобильные, грузовые и пассажирские перевозки внутри страны в настоящее время повысились незначительно. Тарифы на перевозки ежегодно индексируются, поэтому текущий рост наблюдался бы и без влияния пандемии. Это объясняется падением курса рубля, а также нестабильной ситуацией на нефтяном рынке. Тем не менее цены на автоперевозки неизбежно вырастут, если будет наблюдаться дефицит комплектующих для автомобилей, а также большегрузных автомобилей у перевозчиков.
Также можно предположить, что после снятия ограничительных мер около 30% грузовых автоперевозчиков могут обанкротиться. Разорятся по большей части мелкие и средние компании, которые в настоящее время терпят простои. Например, фирмы, которые ведут деятельность на международном рынке. Благоприятно ситуация сложится для перевозчиков, занимающихся доставкой товаров первой необходимости.
Влияние пандемии особенно ощутимо для авиаперевозчиков. В результате введения ограничений на полеты количество пассажирских перевозок снизилось более чем на 50%. Вероятность банкротства даже крупных авиакомпаний увеличивается пропорционально уменьшению спроса. Стоимость грузовых авиаперевозок растет ежедневно. Динамика объясняется уменьшением провозной емкости, поэтому часть доставок переносится на другие виды транспорта.
После снятия запрета на выполнение зарубежных полетов, а также восстановления привычного количества рейсов внутри страны стоимость авиабилетов увеличится. Прежде всего это связано с тем, что определенные ограничения сохранятся. Например, обсуждается введение дистанции в салоне самолета, осуществление рейсов при неполной загрузке бортов, а также оснащение бортпроводников специальными защитными костюмами. Если эти нововведения будут приняты, авиакомпании включат стоимость их внедрения в конечную стоимость билетов.
Кроме того, цены увеличатся из-за необходимости покрытия убытков за месяцы вынужденного простоя. Замечу, что расходы авиакомпании на выполнение полета окупаются только в том случае, если самолет заполнен минимум на 66%. Если перевозчиков обяжут продавать билеты с учетом социальной дистанции, максимальная загрузка самолета составит 67% мест.
Конечно, есть вероятность, что сначала авиаперевозчики будут предлагать «горящие» авиабилеты, чтобы как можно большее количество людей возобновило полеты. Так, например, сегодня российский лоукостер предлагает купить билеты за 999 рублей. Однако через некоторое время стоимость начнет повышаться, причем цены увеличатся на 40–50% по сравнению с прошлым годом.
Что касается международных автомобильных перевозок, здесь также прогнозируется рост тарифов. Наиболее стремительное увеличение будет наблюдаться в июле-августе. Предположительно прирост составит 30%. Это связано с эффектом отложенного спроса: нераспроданные товары во время карантина необходимо будет реализовать в кратчайшие сроки.
Насколько увеличатся тарифы на перевозки после окончания пандемии, можно будет судить, когда темпы прироста новых случаев заражения коронавирусом будут устойчиво снижаться. Тем не менее на рынке уже сейчас наблюдается уменьшение спроса на пассажирские перевозки.
Такая динамика будет наблюдаться и дальше. После снятия ограничений спрос на услуги доставки уменьшится из-за снижения покупательной способности населения. В сложившихся условиях транспортно-логистический сектор экономики должен своевременно предпринимать действия по устранению возникающих угроз, например вводить акционные предложения или компенсировать увеличившуюся стоимость повышением качества сервиса. Кроме того, в непростых условиях предприниматели нуждаются в особой поддержке со стороны государства и международных организаций.