ENG
Стартапы

Как поделиться опытом за 20 млн

Предприниматель и брендмейкер Юлия Кушнир создала онлайн-курс для малого бизнеса еще до бума на рынке онлайн-образования из-за введенного карантина. За год курс «Креативная концепция малого бизнеса под ключ» по брендингу принес трем его создателям 20 миллионов рублей. Бизнес-идея оказалась востребованной в кризис. В марте и апреле в условиях карантина владельцы малого бизнеса оставили на сайте Юлии рекордное количество заявок. 

Начало в режиме офлайн

Идея запустить онлайн-бизнес пришла из предпринимательства в режиме офлайн. Юлия Кушнир начинала карьеру в сфере недвижимости. Спустя какое-то время вышла замуж и решила отправиться на полгода в путешествие по Азии. Обратно в Санкт-Петербург Юлия вернулась с желанием открыть свой бизнес. В один день супруги продали автомобиль и купили один из онлайн-курсов для начинающих предпринимателей.

«Два парня, сидя на кухне, рассуждали. Это я уже потом по факту понимала, что они просто несколько книжек прочитали и пересказали и на этом зарабатывали деньги. Но нам этого хватило. Мы воспользовались результатом обучения. Мы, по-моему, даже до конца не дошли. Но нам просто был нужен такой психологический пинок от сообщества людей, которые говорят, что все возможно», — рассказывает Юлия. 

В качестве первого бизнес-проекта Юлия Кушнир открыла свадебный шоу-рум, а ее супруг — кофейню. За 4 месяца кофейню вывели на прибыль, но из-за низкой рентабельности продали.

Шоу-рум как бизнес оказался более перспективным. Успех салона был обеспечен эксклюзивными платьями, действительно красивым дизайнерским интерьером, что в 2012 году было в Петербурге еще редкостью, и, конечно, грамотным брендингом.

«Я пару раз обращалась в бренд-агентства, но для малого бизнеса брендинга как такового никто не предлагал, — вспоминает предпринимательница. — То есть такие услуги на рынке были, но их предлагали компаниям за 2–3 миллиона рублей, что для малого бизнеса просто неподъемная сумма».

Скоро шоу-рум из бизнес-центра на периферии переехал в помещение с видом на Эрмитаж. А Юлия запустила производство женской одежды полного цикла. Так появился бренд свадебных и вечерних платьев YOO STUDIO, который предпринимательница придумала и продвигала сама. Когда у Юлии появился ребенок и времени на развитие проекта стало намного меньше, ей пришлось продать действующий рентабельный бизнес-проект с годовым доходом 16 миллионов рублей. Выхода не было: и бизнес, и ребенок требовали времени, нужно было выбирать.

Продажа бизнеса сделала бывших конкурентов в каком-то смысле слова коллегами Юлии, они начали обращаться к ней за платными консультациями, приглашать в другие города на деловые встречи.

В это время был запущен очередной бизнес-проект — производство обуви. Он, по словам Юлии, стал самым успешным. Производство, по сути, было для нее экспериментом, в результате которого она должна была либо подтвердить, либо опровергнуть свои гипотезы в области брендинга и продвижения марки. В маленькой мастерской в Сочи была выпущена тысяча пар обуви за полгода, что стало неожиданным результатом, учитывая размер вложений (потрачено было всего 400 тыс. рублей). Марка получила название JK.

Продвижение строилось на работе в соцсетях и коллаборации с блогерами. Первыми заказчиками стали владельцы магазинов — подписчики Юлии в Instagram.

«В основном все всегда “ехало” в моем “Инстаграме”, на моем личном бренде. Люди мне доверяют, они все видели, я никогда не скрывала, как все происходит, я много рассказывала о своем проекте, — говорит Юлия. — В принципе, до того как целую партию выпустили, у нас были уже сформированы предзаказы».

Когда предприятие было закрыто из-за низкой рентабельности производства и сложностей с официальным ввозом всех комплектующих для обуви, появился новый план — открыть производство в Италии или Португалии, избавиться таким образом от проблем с импортом и уже готовую обувь поставлять на российский рынок.

Но пандемия и введенный карантин сильно ударили по экономике и по Италии в частности. Подписанные договоры потеряли актуальность в форс-мажорных обстоятельствах, об идее зарубежного производства пришлось на время забыть.

Не диванная экспертиза

Своей репутации предпринимателя и консультанта в сфере брендинга Юлия Кушнир во многом обязана собственным проектам и клиентским кейсам. За годы практики была разработана авторская методика брендинга для малого бизнеса на отечественном рынке.

«Очень важно в этом плане всегда оставаться практиком. Я из-за этого всегда переживаю, не хочу превратиться в диванного философа», — делится она. 

Свое агентство креативных концепций для малого бизнеса St. Martin Agency Юлия открыла в 2019 году. В месяц команда, как правило, ведет двух клиентов, для которых разрабатывается креативная концепция и маркетинговая стратегия.

«Стратегическое планирование для малого бизнеса совсем не похоже на то, которое делают для крупных компаний. Этот формат опасен в некотором смысле, так как каждый месяц для него может стать последним, у малых предпринимателей самые большие риски. Компании крупные могут позволить себе пережить кризис на финансовой подушке, этим занимается целый отдел, все предполагают, что может в компании произойти, и готовятся к этому заранее. А в малом бизнесе такого нет. То есть в проекте три человека, которые живут сегодняшним днем», — говорит Юлия. 

Карантин прямо повлиял на малый бизнес и разбил его владельцев, как считают в агентстве, на две категории: первые готовы обучаться, чтобы развивать свой проект с нуля, другие заказывают ребрендинг для решения различных проблем, в том числе разработки антикризисных стратегий.

Обновляйся или умри

Публикации с инсайтами в блоге, платные консультации, корпоративное обучение в других городах показали, что проблемы разных компаний сводятся к похожим вопросам. Так родилась идея создать стандартизированное обучение, разработанное с учетом реалий работы малого бизнеса в России.

В первом потоке курса Кушнир было всего 20 человек, затем цифра выросла до 100. За прошлый год прибыль команды составила 20 миллионов рублей — столько заработали три человека на продаже онлайн-курса. Секрет большого дохода небольшой компании в том, что каждый член команды обладает перекрестными компетенциями, считает Юлия.

По мнению автора курса, важно говорить с аудиторией на ее языке, обучать представителей малого бизнеса не на примере маркетинговых ходов таких крупных компаний, как Coca-Cola, а приводить в пример кафе на три посадочных места.

Разгон кризиса прямо пропорционален спросу на онлайн-курс среди владельцев малого бизнеса. Пандемия и карантин спровоцировали кризис, который стал звездным часом для агентств такого формата. Сегодня клиенты понимают, что без ребрендинга, без обновления им просто не выйти на изменившийся рынок, уверена Юлия. Кризис напомнил малому бизнесу одну из заповедей конкурентоспособного бизнеса: «Обновляйся или умри».

Автор: Екатерина Марчук

Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»
Загрузка...
Предыдущая статьяСледующая статья