На современном рынке труда возможность проходить собеседования онлайн стала нормой для многих профессий. Соискатели не тратят время на дорогу до офиса (а часто нескольких), могут подключаться к собеседованию из отпуска или с дачи, искать работу в другом городе и даже стране и лишь потом планировать переезд. Работодатели и HR-менеджеры могут проводить собеседования из любого удобного места, искать кандидатов из любой точки мира и подстраиваться под удобное всем сторонам время. Формат удаленной работы зависит и от специфики конкретной вакансии, и от индивидуальных особенностей конкретного человека, да и требования HR-специалистов далеко не всегда идентичны друг другу. Но некоторые универсальные ключевые шаги, как подготовиться к собеседованию онлайн, все же выделить можно.
Шаг 1. Убедиться, что техника работает без перебоев
Перед тем как начать онлайн-собеседование, заранее убедитесь, что ваше оборудование на рабочем месте работает исправно. Проверьте микрофон, камеру, наушники и интернет-соединение. Установите программу для видеозвонков, в которой будет проходить интервью: это может быть Zoom, Microsoft Teams, Google Meet, Telegram. Заранее сделайте тестовый звонок, убедитесь, что вы легко ориентируетесь в интерфейсе, понимаете, как включить и выключить камеру, звук, «расшарить» экран.
Если у вас возникли технические неполадки, сообщите об этом работодателю честно. Адекватный HR или руководитель пойдет навстречу и перенесет собеседование либо войдет в ваше положение.
Шаг 2. Создайте комфортное окружение
Конечно, удаленка существенно расширяет возможности выбора рабочего места, но проводить собеседование с лавочки во дворе или с коврика из детской — не самая хорошая идея. Лучше расположиться за вашим рабочим столом дома, в тихом полупустом кафе или коворкинге. Важно, чтобы место было хорошо освещенным и без постороннего шума.
Убедитесь, что фон над вашей головой не отвлекает внимания. В то же время совсем уж очищать пространство от посторонних предметов тоже не надо. Если вы сидите на фоне стеллажа с книгами или ковра на стене, специально убирать их не надо. Но вот от эпатажных реквизитов лучше воздержаться. Допустимо использовать на столе или в кадре предметы, которые символизируют ваши интересы или навыки, а также вещи, в принципе уместные на рабочем месте: канцелярия, чашка чая или кофе, небольшое комнатное растение никому не испортят впечатления. А вот от бокала вина или тарелки с едой уже однозначно надо воздержаться. Впрочем, виртуальные фоны тоже лучше не использовать: как правило, они смотрятся неестественно.
Избегайте сильного света сзади, чтобы ваше лицо было нормально видно. На тестовом звонке обратите внимание и оцените общую картинку. Заранее продумайте фон и свой внешний вид.
Шаг 3. Подготовьте контент
Очень часто работодатели спрашивают у соискателей, посещали ли вы сайт компании и что вообще о ней знаете. Понятно, что у вас может быть и 3, и 5, и 10 собеседований, но лучше изучить кратко информацию о том месте, куда вы пытаетесь устроиться: миссию, ценности компании, основные проекты. Так вы и выразите свой интерес, и избежите лишних нелепых вопросов.
Также подготовьте рассказ о себе. Не надо писать готовый текст, чтобы потом зачитать его «по бумажке». Но перечислить ваши навыки, достижения и описать опыт, чтобы потом использовать эту информацию в ответах на вопросы, — можно и нужно.
Шаг 4. Попрактикуйтесь на близких
Если есть время и силы, попробуйте провести тестовый звонок с другом или родственником. Можно поговорить с кем-то онлайн или офлайн, чтобы тот притворился интервьюером и задал вам вопросы, в том числе нестандартные.
Можно попробовать записывать свои диалоги и ответы: так у вас появится возможность посмотреть на себя со стороны, исправить недочеты и чувствовать себя более уверенно на собеседовании. Некоторым помогает закрыть глаза и вообразить себя успешно проходящим интервью. Подобного рода аутотренинг может помочь уменьшить нервозность.
Далеко не у всех есть время и желание проводить такие репетиции, но очень часто это помогает привыкнуть к процессу и почувствовать себя более уверенно. Так что если хотите, то лишним не будет. Если не хотите моделировать неестественную ситуацию — никто не заставляет.
Шаг 5. Продумайте свой внешний вид
Что соискателю не стоит сидеть на собеседовании в халате или растянутой домашней футболке, понимают все или почти все. Лучше продумать одежду и прическу заранее, вымыть голову, причесаться.
Одеваться стоит соответственно стандартам компании и позиции, на которую вы претендуете. Во многих крупных компаниях и в банках принят дресс-код, в ИТ-секторе и в творческих профессиях требования к внешнему виду более либеральны. Сидеть на собеседовании в пиджаке и при галстуке, специально сбривать бороду или менять цвет волос и ногтей ради каждого собеседования не стоит, но и без лишнего эпатажа лучше обойтись. Одеться в нейтральные тона и иметь базовые вещи в гардеробе — оптимальный вариант, который подойдет везде.
Шаг 6. Продумайте мимику и манеру держаться
Общаясь с HR-менеджером или потенциальным руководителем по видеосвязи, поддерживайте с ним зрительный контакт. Улыбайтесь, говорите четко и оживленно. Умеренно жестикулировать, чтобы подчеркнуть какие-то свои слова, тоже совершенно нормально: это смотрится лучше, чем «руки по швам» и монотонная речь. В целом лучше держаться естественно: если собеседование пройдет успешно, вашу манеру держаться и говорить все равно увидят в процессе рабочих встреч и созвонов.
Шаг 7. Продумайте ответы на вопросы, в том числе неудобные
Подготовьте краткие и взвешенные ответы на типичные вопросы работодателя. В первую очередь продумайте рассказ о себе и ответ на вопрос, почему вы хотите работать именно в этом месте на этой должности. Иллюстрируйте аргументы примерами из вашего личного опыта.
Стоит продумать ответы и на нетипичные и неудобные вопросы. Какая у вас сверхспособность, как бы вы потратили миллион долларов, как вы себя презентуете. Про пять отрицательных качеств, самую большую неудачу в жизни, самое важное решение и про то, кем вы видите себя через пять лет, тоже можно. Каких-то совсем болезненных деталей биографии рассказывать потенциальному работодателю не стоит: эту информацию лучше поберечь для психотерапевта или круга близких друзей. Но о каких-то слабостях, недостатках и неоднозначных историях из жизни можно и рассказать честно, не вдаваясь в подробности и компенсировав позитивными примерами.
Шаг 8. Поддерживайте ровный и доброжелательный тон общения
Настройтесь на «гибкое» переключение между темами и ответами на вопросы. Если вы созваниваетесь с человеком из другого города или страны, то в начале разговора будет уместно рассказать интересный факт о городе или стране, где вы находитесь. Не стоит транслировать расхожие стереотипы об этом месте или переводить рассказ в политическое русло: достаточно интересных фактов или личных впечатлений.
Если вам хочется похвалить компанию или вашего собеседника, то будьте аккуратны с комплиментами. Нередко от волнения и желания понравится работодателю кандидаты делают личные комплименты HR, руководителю, интервьюеру — это неприемлемо и может быть воспринято как лесть или бестактность. Можно похвалить экспертную статью, сайт или социальные сети компании, аргументируя свое мнение. Можно высказаться в положительном ключе о товарах или услугах компании, если вы имели с ними дело как пользователь, или о работе конкретного человека (сотрудника или руководителя), если он вам известен по профессиональным делам.
Шаг 9. Подготовьте вопросы к работодателю
Не только работодатель оценивает вас, но и вы его. Подготовьте набор вопросов, которые вы хотите задать. Это покажет ваш интерес к компании и позволит вам лучше понять, что именно вас ждет. Вот список вопросов, которые рекомендуется задавать специалисту, чтобы получить максимально подробную информацию о вакансии, компании, команде и ожиданиях.
Как устроена организационная структура команды? Кто занимается распределением задач и контролем рабочей нагрузки? Приняты ли практики сверхурочной работы?
Далеко не все соискатели готовы работать сверхурочно, особенно если у них есть семья или они заняты в нескольких проектах. Это стоит выяснить заранее.
Какой технологический стек используется в проектах? Какие конкретные задачи будут возложены на меня?
Соискателю важно понять, какими технологиями и инструментами он владеет, а какие ему еще только предстоит изучить. Также стоит понять, совместим ли ваш рабочий компьютер с теми программами, которые будут использоваться в работе: если у вас MacBook, а рабочая программа заточена только под Windows, то придется либо не рассматривать вакансию, либо подумать о том, на какой технике работать.
Как происходит процесс адаптации новых сотрудников? Если мне не хватает опыта в какой-либо области, предоставится ли время для обучения? Предусмотрена ли наставническая поддержка?
Институт наставничества и менторства, а также обучение за счет компании распространены во многих современных командах, но не везде. Так что лучше все же прояснить это заранее.
Как организована рабочая деятельность в команде?
Некоторые компании используют в своей работе спринты, планирование, ежедневные стендапы и ретроспективы, некоторым достаточно лишь периодических созвонов, переписки по почте и в мессенджерах.
Существуют ли цели, связанные с испытательным сроком? Как я пойму, что успешно прохожу этот этап?
Стандартная длительность испытательного срока составляет 3 месяца, но его нередко сокращают. Важно понять, могут ли это сделать, на каких условиях и как будут оценивать нового сотрудника в этот период.
Какие форматы работы возможны (офис, удаленка, гибридный график)? Есть ли возможность работать из другой страны? Возможно ли перевестись в офис в другом городе/ стране?
Многих привлекает возможность переезда по работе или даже релокации в другую страну. Если вакансия подразумевает такую возможность, важно обговорить условия.
Планируются ли командировки? Если да, то как часто и как обычно они оплачиваются?
Со своей стороны вы можете обговорить свою готовность или неготовность ездить в командировки и участвовать в мероприятиях.
Сколько платят за работу? Как часто проводятся оценки работы сотрудников, пересмотр уровня компетенций и повышение заработной платы? Есть ли бонусы?
Не стесняйтесь задавать вопросы про деньги. Некоторые вакансии предлагают фиксированную зарплату, некоторые — сдельную оплату труда, гонорары или оклад плюс проценты. Про бонусы и премии тоже стоит спросить отдельно: они часто служат дополнительной мотивацией.
Какие бонусы, льготы и бенефиты предоставляются сотрудникам?
Офисный формат работы может предполагать оплату питания, спортивного зала, а курсы иностранных языков и повышение профессиональной квалификации часто доступны и сотрудникам на удаленке.
Существует ли возможность предварительного знакомства с командой до принятия официального предложения?
Многим специалистам важно, с кем предстоит непосредственно взаимодействовать во время работы? Нет ничего зазорного в том, чтобы познакомиться с этими людьми и составить о них впечатление.
Какую страховку оплачивает работодатель, что в нее входит? Как оплачиваются больничные?
Если вакансия предполагает ДМС за счет работодателя, это крайне приятный и полезный бонус. Даже если такой возможности нет, то вопросы с больничными важно обговорить «на берегу».
Проводятся ли командные мероприятия (тимбилдинги)?
Общение в неформальной обстановке и командные мероприятия могут проводиться не только очно, но и онлайн. Это и созвоны с коллегами в формате «кофе 1:1», и онлайн-игры и развлечения, и договоренности о встречах в реале тех, кто находится в зоне географической досягаемости.
Почему сейчас открыта данная вакансия?
Работодатель имеет право задать вопрос, почему соискатель ищет работу и уволился с прежнего места. Но и соискатель имеет право поинтересоваться, как давно существует вакансия, что делал на ней предшественник и с чем предстоит разбираться ему самому.
Если я претендую на руководящую должность в будущем, существует ли такая возможность?
Сотрудник имеет право не только рассказать, кем видит себя через пять лет, но и спросить работодателя о планах на будущее. Опять же, так будет легче осознать свои планы и ожидания от работы.
Не обязательно дословно следовать всей инструкции и задавать все вопросы из списка — смотрите, что актуально именно вам в вашей ситуации. Но изучив эту инструкцию и «примерив» ее на себя, вы сможете подготовиться к онлайн-собеседованию и чувствовать себя увереннее. Доверьтесь своему опыту, будьте уверены в себе и не стесняйтесь задавать вопросы: так вы будете выглядеть авторитетнее и одновременно сможете понять, что вам важнее всего при трудоустройстве на новое место.