ENG
Перейти в Дзен
Мнение, Это интересно

Как подготовиться к онлайн-собеседованию: 9 ключевых шагов

Юлия Батальцева

Юлия Батальцева

Директор по маркетингу компании EasуStaff

На современном рынке труда возможность проходить собеседования онлайн стала нормой для многих профессий. Соискатели не тратят время на дорогу до офиса (а часто нескольких), могут подключаться к собеседованию из отпуска или с дачи, искать работу в другом городе и даже стране и лишь потом планировать переезд. Работодатели и HR-менеджеры могут проводить собеседования из любого удобного места, искать кандидатов из любой точки мира и подстраиваться под удобное всем сторонам время. Формат удаленной работы зависит и от специфики конкретной вакансии, и от индивидуальных особенностей конкретного человека, да и требования HR-специалистов далеко не всегда идентичны друг другу. Но некоторые универсальные ключевые шаги, как подготовиться к собеседованию онлайн, все же выделить можно.

Фото: NordWood Themes / Unsplash

Шаг 1. Убедиться, что техника работает без перебоев

Перед тем как начать онлайн-собеседование, заранее убедитесь, что ваше оборудование на рабочем месте работает исправно. Проверьте микрофон, камеру, наушники и интернет-соединение. Установите программу для видеозвонков, в которой будет проходить интервью: это может быть Zoom, Microsoft Teams, Google Meet, Telegram. Заранее сделайте тестовый звонок, убедитесь, что вы легко ориентируетесь в интерфейсе, понимаете, как включить и выключить камеру, звук, «расшарить» экран.

Если у вас возникли технические неполадки, сообщите об этом работодателю честно. Адекватный HR или руководитель пойдет навстречу и перенесет собеседование либо войдет в ваше положение.

Шаг 2. Создайте комфортное окружение

Конечно, удаленка существенно расширяет возможности выбора рабочего места, но проводить собеседование с лавочки во дворе или с коврика из детской — не самая хорошая идея. Лучше расположиться за вашим рабочим столом дома, в тихом полупустом кафе или коворкинге. Важно, чтобы место было хорошо освещенным и без постороннего шума.

Убедитесь, что фон над вашей головой не отвлекает внимания. В то же время совсем уж очищать пространство от посторонних предметов тоже не надо. Если вы сидите на фоне стеллажа с книгами или ковра на стене, специально убирать их не надо. Но вот от эпатажных реквизитов лучше воздержаться. Допустимо использовать на столе или в кадре предметы, которые символизируют ваши интересы или навыки, а также вещи, в принципе уместные на рабочем месте: канцелярия, чашка чая или кофе, небольшое комнатное растение никому не испортят впечатления. А вот от бокала вина или тарелки с едой уже однозначно надо воздержаться. Впрочем, виртуальные фоны тоже лучше не использовать: как правило, они смотрятся неестественно.

Избегайте сильного света сзади, чтобы ваше лицо было нормально видно. На тестовом звонке обратите внимание и оцените общую картинку. Заранее продумайте фон и свой внешний вид.

Шаг 3. Подготовьте контент

Очень часто работодатели спрашивают у соискателей, посещали ли вы сайт компании и что вообще о ней знаете. Понятно, что у вас может быть и 3, и 5, и 10 собеседований, но лучше изучить кратко информацию о том месте, куда вы пытаетесь устроиться: миссию, ценности компании, основные проекты. Так вы и выразите свой интерес, и избежите лишних нелепых вопросов.

Также подготовьте рассказ о себе. Не надо писать готовый текст, чтобы потом зачитать его «по бумажке». Но перечислить ваши навыки, достижения и описать опыт, чтобы потом использовать эту информацию в ответах на вопросы, — можно и нужно.

Шаг 4. Попрактикуйтесь на близких

Если есть время и силы, попробуйте провести тестовый звонок с другом или родственником. Можно поговорить с кем-то онлайн или офлайн, чтобы тот притворился интервьюером и задал вам вопросы, в том числе нестандартные.

Можно попробовать записывать свои диалоги и ответы: так у вас появится возможность посмотреть на себя со стороны, исправить недочеты и чувствовать себя более уверенно на собеседовании. Некоторым помогает закрыть глаза и вообразить себя успешно проходящим интервью. Подобного рода аутотренинг может помочь уменьшить нервозность.

Далеко не у всех есть время и желание проводить такие репетиции, но очень часто это помогает привыкнуть к процессу и почувствовать себя более уверенно. Так что если хотите, то лишним не будет. Если не хотите моделировать неестественную ситуацию — никто не заставляет.

Шаг 5. Продумайте свой внешний вид

Что соискателю не стоит сидеть на собеседовании в халате или растянутой домашней футболке, понимают все или почти все. Лучше продумать одежду и прическу заранее, вымыть голову, причесаться.

Одеваться стоит соответственно стандартам компании и позиции, на которую вы претендуете. Во многих крупных компаниях и в банках принят дресс-код, в ИТ-секторе и в творческих профессиях требования к внешнему виду более либеральны. Сидеть на собеседовании в пиджаке и при галстуке, специально сбривать бороду или менять цвет волос и ногтей ради каждого собеседования не стоит, но и без лишнего эпатажа лучше обойтись. Одеться в нейтральные тона и иметь базовые вещи в гардеробе — оптимальный вариант, который подойдет везде.

Шаг 6. Продумайте мимику и манеру держаться

Общаясь с HR-менеджером или потенциальным руководителем по видеосвязи, поддерживайте с ним зрительный контакт. Улыбайтесь, говорите четко и оживленно. Умеренно жестикулировать, чтобы подчеркнуть какие-то свои слова, тоже совершенно нормально: это смотрится лучше, чем «руки по швам» и монотонная речь. В целом лучше держаться естественно: если собеседование пройдет успешно, вашу манеру держаться и говорить все равно увидят в процессе рабочих встреч и созвонов.

Шаг 7. Продумайте ответы на вопросы, в том числе неудобные

Подготовьте краткие и взвешенные ответы на типичные вопросы работодателя. В первую очередь продумайте рассказ о себе и ответ на вопрос, почему вы хотите работать именно в этом месте на этой должности. Иллюстрируйте аргументы примерами из вашего личного опыта.

Стоит продумать ответы и на нетипичные и неудобные вопросы. Какая у вас сверхспособность, как бы вы потратили миллион долларов, как вы себя презентуете. Про пять отрицательных качеств, самую большую неудачу в жизни, самое важное решение и про то, кем вы видите себя через пять лет, тоже можно. Каких-то совсем болезненных деталей биографии рассказывать потенциальному работодателю не стоит: эту информацию лучше поберечь для психотерапевта или круга близких друзей. Но о каких-то слабостях, недостатках и неоднозначных историях из жизни можно и рассказать честно, не вдаваясь в подробности и компенсировав позитивными примерами.

Шаг 8. Поддерживайте ровный и доброжелательный тон общения

Настройтесь на «гибкое» переключение между темами и ответами на вопросы. Если вы созваниваетесь с человеком из другого города или страны, то в начале разговора будет уместно рассказать интересный факт о городе или стране, где вы находитесь. Не стоит транслировать расхожие стереотипы об этом месте или переводить рассказ в политическое русло: достаточно интересных фактов или личных впечатлений.

Если вам хочется похвалить компанию или вашего собеседника, то будьте аккуратны с комплиментами. Нередко от волнения и желания понравится работодателю кандидаты делают личные комплименты HR, руководителю, интервьюеру — это неприемлемо и может быть воспринято как лесть или бестактность. Можно похвалить экспертную статью, сайт или социальные сети компании, аргументируя свое мнение. Можно высказаться в положительном ключе о товарах или услугах компании, если вы имели с ними дело как пользователь, или о работе конкретного человека (сотрудника или руководителя), если он вам известен по профессиональным делам.

Шаг 9. Подготовьте вопросы к работодателю

Не только работодатель оценивает вас, но и вы его. Подготовьте набор вопросов, которые вы хотите задать. Это покажет ваш интерес к компании и позволит вам лучше понять, что именно вас ждет. Вот список вопросов, которые рекомендуется задавать специалисту, чтобы получить максимально подробную информацию о вакансии, компании, команде и ожиданиях.

Как устроена организационная структура команды? Кто занимается распределением задач и контролем рабочей нагрузки? Приняты ли практики сверхурочной работы?

Далеко не все соискатели готовы работать сверхурочно, особенно если у них есть семья или они заняты в нескольких проектах. Это стоит выяснить заранее.

Какой технологический стек используется в проектах? Какие конкретные задачи будут возложены на меня?

Соискателю важно понять, какими технологиями и инструментами он владеет, а какие ему еще только предстоит изучить. Также стоит понять, совместим ли ваш рабочий компьютер с теми программами, которые будут использоваться в работе: если у вас MacBook, а рабочая программа заточена только под Windows, то придется либо не рассматривать вакансию, либо подумать о том, на какой технике работать.

Как происходит процесс адаптации новых сотрудников? Если мне не хватает опыта в какой-либо области, предоставится ли время для обучения? Предусмотрена ли наставническая поддержка?

Институт наставничества и менторства, а также обучение за счет компании распространены во многих современных командах, но не везде. Так что лучше все же прояснить это заранее.

Как организована рабочая деятельность в команде? 

Некоторые компании используют в своей работе спринты, планирование, ежедневные стендапы и ретроспективы, некоторым достаточно лишь периодических созвонов, переписки по почте и в мессенджерах.

Существуют ли цели, связанные с испытательным сроком? Как я пойму, что успешно прохожу этот этап?

Стандартная длительность испытательного срока составляет 3 месяца, но его нередко сокращают. Важно понять, могут ли это сделать, на каких условиях и как будут оценивать нового сотрудника в этот период.

Какие форматы работы возможны (офис, удаленка, гибридный график)? Есть ли возможность работать из другой страны? Возможно ли перевестись в офис в другом городе/ стране?

Многих привлекает возможность переезда по работе или даже релокации в другую страну. Если вакансия подразумевает такую возможность, важно обговорить условия.

Планируются ли командировки? Если да, то как часто и как обычно они оплачиваются?

Со своей стороны вы можете обговорить свою готовность или неготовность ездить в командировки и участвовать в мероприятиях.

Сколько платят за работу? Как часто проводятся оценки работы сотрудников, пересмотр уровня компетенций и повышение заработной платы? Есть ли бонусы?

Не стесняйтесь задавать вопросы про деньги. Некоторые вакансии предлагают фиксированную зарплату, некоторые — сдельную оплату труда, гонорары или оклад плюс проценты. Про бонусы и премии тоже стоит спросить отдельно: они часто служат дополнительной мотивацией.

Какие бонусы, льготы и бенефиты предоставляются сотрудникам?

Офисный формат работы может предполагать оплату питания, спортивного зала, а курсы иностранных языков и повышение профессиональной квалификации часто доступны и сотрудникам на удаленке.

Существует ли возможность предварительного знакомства с командой до принятия официального предложения?

Многим специалистам важно, с кем предстоит непосредственно взаимодействовать во время работы? Нет ничего зазорного в том, чтобы познакомиться с этими людьми и составить о них впечатление.

Какую страховку оплачивает работодатель, что в нее входит? Как оплачиваются больничные?

Если вакансия предполагает ДМС за счет работодателя, это крайне приятный и полезный бонус. Даже если такой возможности нет, то вопросы с больничными важно обговорить «на берегу».

Проводятся ли командные мероприятия (тимбилдинги)?

Общение в неформальной обстановке и командные мероприятия могут проводиться не только очно, но и онлайн. Это и созвоны с коллегами в формате «кофе 1:1», и онлайн-игры и развлечения, и договоренности о встречах в реале тех, кто находится в зоне географической досягаемости.

Почему сейчас открыта данная вакансия?

Работодатель имеет право задать вопрос, почему соискатель ищет работу и уволился с прежнего места. Но и соискатель имеет право поинтересоваться, как давно существует вакансия, что делал на ней предшественник и с чем предстоит разбираться ему самому.

Если я претендую на руководящую должность в будущем, существует ли такая возможность?

Сотрудник имеет право не только рассказать, кем видит себя через пять лет, но и спросить работодателя о планах на будущее. Опять же, так будет легче осознать свои планы и ожидания от работы.

Не обязательно дословно следовать всей инструкции и задавать все вопросы из списка — смотрите, что актуально именно вам в вашей ситуации. Но изучив эту инструкцию и «примерив» ее на себя, вы сможете подготовиться к онлайн-собеседованию и чувствовать себя увереннее. Доверьтесь своему опыту, будьте уверены в себе и не стесняйтесь задавать вопросы: так вы будете выглядеть авторитетнее и одновременно сможете понять, что вам важнее всего при трудоустройстве на новое место.

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья