ENG
Перейти в Дзен
Инвестклимат, Мнение, Финансы

Как российским банкам адаптироваться к новым реалиям: эффективные стратегии управления задолженностью

Сергей Поволокин

Сергей Поволокин

Учредитель ООО «Промконсалтинвест»

Мы живем в непростое время. Ограничения, введенные в отношении российских банков, разрыв привычных цепочек взаимодействия с иностранными контрагентами ставят российские кредитно-финансовые организации в принципиально иные условия. На этом фоне важнейшей задачей становится оптимизация бизнес-процессов.

Изображение от pressfoto на Freepik

В начале этого года крупнейшие российские банки столкнулись с ростом неплатежей по кредитам. Решающими факторами роста задолженности населения банкиры назвали высокие ставки. По их мнению, это привело к ухудшению платежной дисциплины. Специалисты отмечают, что просрочки стали допускать даже те заемщики, которые раньше всегда своевременно вносили текущие платежи. При этом политика Центробанка пока остается неизменной — в конце апреля регулятор сохранил ключевую ставку на уровне 21% годовых.

Однако проблема обусловлена не только рынком потребительского кредитования. Большой объем долгов накоплен и у организаций, ведущих деятельность на российском рынке, — он оценивается в 100 трлн рублей. Такие факторы, как ужесточение регулирования отрасли и повышение судебных издержек, требуют быстрой адаптации и переосмысления базовых стратегий работы с задолженностью.

Эксперты не первый год отмечают рост просроченной корпоративной задолженности. При этом рост кредитования замедляется. Из-за невозможности компенсировать просрочку за счет новых кредитов банкам приходится сосредоточиться на возврате текущих долгов, используя новые методы. Одним из наиболее действенных инструментов он считает автоматизацию процесса взыскания.

Цифровизация бизнес-процесса взыскания долгов позволяет банкам свести к минимуму издержки, высвободить ресурсы под другие задачи и уменьшить вероятность ошибок. Один отказ от подготовки служебных документов в традиционной бумажной форме позволяет значительно повысить эффективность работы, снизив в том числе расходы на персонал. Это особенно важно при подготовке судебных материалов, что является неотъемлемой составляющей деятельности любого банка.

Внедрение автоматизированной системы взыскания позволяет кредитно-финансовым учреждениям работать на опережение, заблаговременно выявлять проблемных клиентов и гарантировать защиту своих интересов на случай дефолта клиента. Другое преимущество такой системы заключается в возможности масштабировать накопленный опыт — это возможно ввиду условной однотипности процессов взыскания. При этом все же необходимо учитывать специфику каждого конкретного процесса взыскания.

Еще один способ оптимизировать взыскания задолженности заключается в работе с персоналом. Так, положительно на общей эффективности работы сказывается реорганизация системы документооборота, введение мер поощрения сотрудников за успешное выполнение задач и регулярная аналитическая работа.

Для повышения эффективности взыскания долгов банкам следует уделять большее внимание общей стратегии к работе с проблемными активами. Ответственные сотрудники должны обладать твердым знанием, в каких случаях избрать внесудебный или судебный вариант работы с задолженностью. В их арсенале — большой выбор опций, от списания долга до банкротства должника. Отсутствие необходимости согласовывать стратегию в каждом конкретном случае позволит ускорить весь процесс поиска оптимального решения.

Любые изменения подхода к Dept Collection должны строго соответствовать законодательству. В противном случае все усилия кредитора будут сведены на нет если не надзорными органами, то судом. В этом случае банку еще с большой долей вероятности придется компенсировать истцу судебные расходы. Это необходимо учитывать уже на этапе разработки стратегии взыскания долгов — в противном случае кредитно-финансовая организация может понести не только финансовые, но и репутационные убытки.

Те банки, которым удается перестроить свою работу с проблемными активами, в конечном счете получают весомое преимущество над конкурентами. Работа с персоналом и автоматизация процессов позволяем им высвободить как трудовые, так и финансовые ресурсы для решения других задач. Пренебрегающие этим организации рискуют столкнуться с кризисом, преодоление которого потребует больших затрат с непредсказуемым результатом.

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья